Новая российская космическая станция. Есть вопросы

Есть информация о том, что Роскосмос возобновил конкурс на разработку современного космического корабля. Но не случится ли с ним тех же «неприятностей», что постигли  фаворита предыдущего конкурса – корабля «Клипер»?
Однако и сегодня пилотируемая космонавтика, а значит, и создание новых орбитальных комплексов рассматривается в большинстве случаев как «лицо страны». Именно так высказывался на авторитетном форуме по проблемам отечественного космоса под эгидой «Российской газеты» Алексей Краснов.

Андрей Кисляков  для РИА Новости.

Похоже, дело международной космической станции (МКС) находит продолжение. Во всяком случае, в России. Согласно заявлению руководителя пилотируемых программ Роскосмоса Алексея Краснова, «в среднесрочной перспективе мы предлагаем правительству реализовать в 20-е годы этого столетия экспериментальный низкоорбитальный комплекс, который позволит собирать космические аппараты для лунной экспедиции, а потом, не исключено, по марсианской программе».

Давайте будем откровенными. В СССР все без исключения пилотируемые проекты во многом, если не в главном, имели политическую подоплеку, т.е. велось непрекращающееся соревнование-противостояние с Америкой за  первенство в космосе. Чем больше космонавтов побывало на орбите, чем больше времени они там провели, тем, якобы, выразительнее наш космический образ и явственнее наше превосходство. Кстати, американцы отнюдь не собирались отставать, и многие годы исповедовали точно такую же философию в отношении  своих пилотируемых программ.

Однако и сегодня пилотируемая космонавтика, а значит, и создание новых орбитальных комплексов рассматривается в большинстве случаев как «лицо страны». Именно так высказывался на авторитетном  форуме по проблемам отечественного космоса под эгидой «Российской газеты» Алексей Краснов.

Но разве лики, например, Швейцарии или Италии, во всю использующие мировые достижения в области космоса, тускнеют без собственных космических кораблей и станций? Что такого страшного творится с образами французов и англичан, имеющих мощные собственные научно-исследовательские и практические космические программы, но воздерживающиеся от активной разработки пилотируемых аппаратов?
Так что рассматривать необходимость иметь пилотируемый  космос только ради престижа в наш прагматичный век вряд ли целесообразно.
Тогда что? А все остальное, чем сильны в принципе пилотируемые программы. Например, по убеждению такого заслуженного профи, как космонавт Владимир Соловьев, руководитель полета российского сегмента МКС, «вся основная аппаратура, используемая на автоматах, отрабатывается и создается на пилотируемых станциях. И только потом эти приборы могут надежно работать на спутниках».

Прекрасно зарекомендовал себя  на примере американских астронавтов  способ орбитального ремонта спутников. Скорее всего, многотонные спутниковые многофункциональные системы недалекого будущего просто не смогут существовать без регламентных работ, которые должны осуществлять космонавты. И сборочно-экспериментальные комплексы на орбите вокруг Земли отнюдь не фантастический проект, а один из реальных методов проведения дальних космических экспедиций. 

Чтобы реализовать возможности пилотируемых полетов, требуется соответствующая общегосударственная  концепция. Тогда, по  мнению космонавта, профессора МГУ Юрия Батурина, мы сможем отойти от «спортивных показателей в космонавтике, которыми, сегодня, к тому же, никого не удивишь.

Отвечая на вопрос, есть ли у России четкая государственная стратегия в области космоса, Батурин честно признается: «На мой взгляд, ясной, открытой - нет. По крайней мере, обществу она не представлена. Построить новый корабль на шесть мест к такому-то году? Или космодром Восточный к такому-то сроку? Государственная стратегия не в этом. Она состоит в том, чем и как космонавтика может помочь в решении государственных задач страны. Для этого должны быть хорошие научно-технические прогнозы… Должно быть четкое представление: куда лететь на этом корабле? Как долго? Зачем?».

К сожалению, далеко не все ясно и с «частностями», без которых  невозможно серьезно говорить о разработке новых орбитальных объектов. До сих пор неизвестно, как сложится судьба перспективной транспортной системы, создание которой оттягивается год от года. Есть, правда информация о том, что Роскосмос возобновил конкурс на разработку современного космического корабля. Но не случится ли с ним тех же «неприятностей», что постигли  фаворита предыдущего конкурса – корабля «Клипер»?

И еще. На сегодняшний день далеко не все ясно с программой МКС. Ведь, по словам Краснова, «эта базовая программа пилотируемой космонавтики. Мы  выходим на этап эксплуатации станции…».

Получается, что с МКС еще работать и работать, тем более, что ее эксплуатацию собираются продлить еще надолго после 2015 г. С научной точки зрения эта станция себя пока, если и проявила, то далеко не ярко. По данным академика РАН Николая Анфимова, выполнено всего 20% от запланированных научных проектов.

Так, хватит ли ресурсов  в обозримом будущем на эффективное использование старого и серьезную проработку нового? Причем, собственных сил (во всяком случае, сегодня и в обозримой перспективе) на реализацию крупных пилотируемых программ явно остается  немного. Алексей Краснов констатирует, что не подпиши мы с американцами контракт о доставке их астронавтов на станцию после деактивации шаттлов, «мы  тут же поставим крест на всей программе МКС».

Все-таки серьезно обсуждать  крупное дело, да еще космического масштаба невозможно без четкой государственной политики  и наличия соответствующих условий. Собственно, так себе пока и  представляет  будущую преемницу МКС руководитель Роскосмоса  Анатолий Перминов. Отвечая на вопрос, что это будет за станция, сугубо российская или международная, он ответил, - «Все зависит от финансирования, состояния на тот период международного сотрудничества в пилотируемой космонавтике и перспективных проектов в этой области».                

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Мнение
 
DirectAdvert





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
* Все поля обязательны к заполнению
Заявка успешно отправлена