Перспективы иностранных автосборщиков в России

Российские власти оказались перед нелегким выбором: проявлять жесткость в отношении западного инвестора для соблюдения установленных в стране правил или идти на вечные уступки из-за боязни потерять престижного иностранного партнера? Вопрос не шуточный...

Политический обозреватель РИА Новости Александр Юров.

Российские власти оказались перед нелегким выбором: проявлять жесткость в отношении западного инвестора для соблюдения установленных в стране правил или идти на вечные уступки из-за боязни потерять престижного иностранного партнера? Вопрос не шуточный, особенно в контексте тех трудностей, с которыми столкнулось предприятие по сборке автомобилей компании Ford в России.

Напомним, что уже фактически пять лет недалеко от Санкт-Петербурга выпускаются популярные автомобили Ford Focus. По инвестиционному соглашению, подписанному американской компанией с российскими властями, производство выстроилось по принципу «льготы в обмен на сборку». Ford получил право беспошлинно ввозить в Россию автокомплектующие и собирать автомобили. Правда, российские власти поставили условие: в течение пяти лет компания Ford должна довести локализацию производства автомобиля Ford Focus до 50%. При этом уже к 16 июня 2006 года Ford обязался выйти на уровень локализации в 40%.

Однако выполнить именно это условие сделки американская компания не смогла. К этому дню локализация производства автомобилей марки Ford в России достигла всего 35%. Соглашение оказалось невыполненным. Уже 19 июня Северо-западное таможенное управление распространило письмо с разъяснением позиции российской таможни. В письме, в частности, сообщалось, что поскольку автопроизводитель не смог довести локализацию своего производства до установленного размера, таможенное управление приступает к оформлению автомобилей без таможенных льгот.

Заметив, при этом, что «задолженность компании Ford Motors перед таможенными органами уже составила 400 млн. рублей (порядка $15 млн.), из которых 124 млн. рублей уже выплачено». Впрочем, по информации, полученной от пресс-службы Северо-западного таможенного управления, «автопроизводитель наладил регулярное перечисление таможенных платежей».

Однако на этом трудности Ford не закончились. По некоторым сведениям, убытки предприятия уже оцениваются в миллионы долларов, поскольку растаможка автомобилей в полной мере так и не начинается. Готовая продукция не уходит потребителю, а оседает в складских помещениях. Нарастает напряжение в отношениях с автодилерами, а у последних - с покупателями. Количество очередников растет.

При этом в российских таможенных органах уверены, что в сложившихся условиях ситуацию можно разрешить только после уплаты всех таможенных сборов в полном объеме. А это значит, что пропуск на российский рынок для продукции российского автопредприятия Ford становится дороже.

Судите сами, автосборка, организованная в России, обходится компаниям дешевле как минимум на 15%. Сейчас в простейшей комплектации автомобиль Ford Focus покупается по цене порядка $12-13 тыс. А теперь вынужден будет продаваться практически за $18-20 тыс. Естественно, автомобили этой марки автоматически перемещаются в другую ценовую категорию и моментально теряют большую часть своего рынка.

Впрочем, нынешние проблемы компании Ford в России были вполне предсказуемы. Компания Ford - фактически первопроходец на российском рынке. Она одной из первых решилась на открытие здесь собственного сборочного предприятия. Следом за Ford в Россию двинулись Renault, GM, BMV, KIA и Chery. Готовятся к началу сборки на предприятиях российского концерна «Северсталь-авто» автомобили FIAT, Ssang Yong и Isuzu.

Уже несколько лет с успехом продается совместное детище GM и российского АвтоВАЗа - автомобиль Chevrolet Niva. Объявили о начале строительства сборочных предприятий в России Toyota, Nissan, Volkswagen. И со всеми из них российское правительство заключило инвестиционные соглашения аналогичные фордовскому. Практически во всех случаях Россия гарантирует таможенные послабления, правда, в обмен на последующую локализацию автосборочного производства. Однако принципы, которые легли в основу этих соглашений, несколько разные.

Уже год действует постановление правительства РФ «О внесении изменений в Таможенный тариф РФ в части автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки», по которому автопроизводителям дозволяется ввозить в Россию комплектующие практически беспошлинно или с весьма символической мздой в 3-5%. Правда, инвестор, развивающий автосборочное производство на территории страны, берет на себя обязательство в течение 10 лет после организации сварки, окраски и сборки сократить список беспошлинно ввозимых комплектующих на 30%. Собственно говоря, на этих условиях сейчас и приходят в Россию иностранные автогиганты.

Ford же заключал свое соглашение с российскими властями еще в 1999 году. Тогда под уровнем локализации понималась доля товаров и услуг, произведенных в России в целом, а сейчас - процент в себестоимости продукции, приходящийся на компоненты, произведенные российскими компаниями. Для Ford это означает, что нынешний уровень локализации не превысит 20%. То есть снижается, хотя при этом раздвигаются временные рамки. Это значит, что компании Ford Motors предстоит срочно задуматься над налаживанием производства комплектующих на территории России. Таковы правила в стране.

Тем не менее, практически сразу дискуссия вокруг таможенных проблем компании Ford перешла в философскую плоскость. Мол, действительно, закон есть закон - это незыблемая истина западной цивилизации. Преступил закон - должен быть наказан. С другой стороны, в данном случае, раз речь зашла о России - нужно использовать другую формулу: закон принимается для того, чтобы его обходить! Дескать, российские власти, вступая в таможенную дискуссию с иностранной компанией, рискуют поступиться доверием инвестора...
 
Впрочем, российское правительство в марте прошлого года, когда принимало постановление «О внесении изменений в Таможенный тариф РФ в части автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки», полагало, что в Россию тут же двинутся иностранные производители комплектующих. Однако этого пока не произошло. Было отмечено лишь стремление некоторых иностранных компаний в будущем построить заводы по производству запасных частей на территории России. А пока... На раскрутку рынка автозапчастей не хватило времени. Иностранные компании, производящие автокомплектующие, смущают не слишком большие объемы внутреннего рынка.

Не стали иностранные автогиганты сотрудничать и с отечественными производителями комплектующих. Мол, качество не то. Это значит, что правительство создало условия для локализации автосборочного производства, однако времени иностранным автомобильным компаниям на освоение этого сегмента не предоставило. То есть, все-таки, видимо, придется идти навстречу иностранному инвестору.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Мнение
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена