все новости

Вот чучела. Выставка Яна Фабра в Эрмитаже показала слишком много

Работы знаменитого бельгийца не могут не удивлять мастерством. Потрясающей четкости мраморные рельефы. Остроумные металлические скульптуры. А уж полотна… Но аудиторию интересуют чучела животных. Да что же это такое. Да чучела, не видите.

"Винегрет" или "трогает чрезвычайно"? "Урод" или "идеальный художник"? "Пощечина Эрмитажу" или "крутое зрелище"? Вот уже месяц в Эрмитаже гостят 250 работ знаменитого бельгийца Яна Фабра, а споры вокруг них не только не утихают, но, кажется, стремятся перерасти в акции.

К счастью, выставка "Ян Фабр: рыцарь отчаяния – воин красоты" не будет закрыта, несмотря на раздраженные требования неких оскорбленных посетителей (Минкультуры уже высказалось на этот счет). А что наверняка будет продолжаться вплоть до ее финала 9 апреля – это "разъяснительная работа" Эрмитажа среди неофитов, которая ой как трудна. Казалось бы, наш главный художественный музей и блог о Фабре завел – с ответами на самые частые вопросы, и круглый стол организовал, и грамотную подборку интервью на "горячую" тему опубликовал. И даже хэштег запустил –  #кошкизаФабра в ответ на #позорэрмитажу (есть и другие хэштеги: #позорпозору – предложен от группы "Ленинград" – и также коллективный #славаэрмитажу, так что защитники Яна Фабра тоже не бездействуют). А все же музейная книга отзывов продолжает пестреть фразочками вроде "бред сивой кобылы" (и это еще мягкая оценка выставки в Эрмитаже).

Что удивительно: из множества экспонатов возмущенные люди, кажется, даже не замечают прекрасную в своем утопическом порыве скульптуру "Человек, измеряющий облака". Их не интригуют синие полотна с зашифрованными-заштрихованными, почти невидимыми изображениями. Не обсуждают автопортреты художника – ну хотя бы из любопытства к замыслу! – в одном случае с квазиотрезанным ухом ("почувствуй себя Ван Гогом"), в другом – скульптурное эго "уткнувшись носом" в картину старого фламандца. Чучела птиц и зверей, в том числе домашних животных – вот что разогрело аудиторию! Чучела, да еще в залах великих мастеров XVII века, рядом с натюрмортами "самого Снайдерса", "возле такой красоты"!  А ничего, что тот же Снайдерс так натуралистично изображал мясные лавки, так безжалостно выворачивал на своих полотнах шеи убитым косулям и живописал предсмертный испуг в глазах почившего кролика, что зоологические музеи всего мира должны содрогнуться от ужаса? И это – тоже Эрмитаж.

"Ян Фабр…" – одна из почти полусотни выставок эрмитажного проекта "20/21", который с завидным усердием приучает нас к диалогу старого и нового искусства. Поэтому Эрмитажу, конечно, слава. А всем, кто позволяет себе "недиалогичные" выпады против приглашенного художника, музея и его директора лично – разумеется, позор.