Режиссер Александр Титель: опера – актуальное отражение нашей жизни

Читать на сайте Ria.ru
Худрук оперной труппы Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко режиссер Александр Титель отмечает юбилей – 30 ноября ему исполняется 75 лет. В прошлом выпускник ГИТИСа, главный режиссер Свердловского театра оперы и балета (сегодня – Урал Опера Балет), в 1991 году он занял свой нынешний пост. Благодаря его художественному руководству опера музыкального театра на Большой Дмитровке обрела свое современное "лицо" – здесь идут настоящие оперные шлягеры, редко звучащие произведения классиков, а также произведения ХХ века.
К своему юбилею Алесандр Титель написал книгу "Опыты оперы", а в театре откроется выставка о работе над знаковыми спектаклями режиссера. Кадры из наиболее известных постановок мастера – в нашей фотоленте.
Художественный руководитель оперной труппы и главный режиссер Музыкального театра имени Станиславского и Немировича Данченко Александр Титель 
Одной из первых постановок Александра Тителя на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко стала опера "Эрнани" Верди.
«

"В начале полуголодных, смутных 90-х мы остро чувствовали, что необходим праздник театра, торжество театра. И поэтому – Верди! С тяжелыми колоннами, в постаревшей позолоте, с профессиональными фехтовальщиками, с удивительным дирижером Вольфом Гореликом, который был приглашен из Оперетты специально на этот спектакль. Со статуями, гобеленами, всей роскошью, которую придумал художник спектакля Владимир Арефьев. С такой вот именно что оперной красотой", – вспоминает режиссер.

Опера "Так поступают все женщины"
1 из 2
Опера "Так поступают все женщины"
2 из 2
Еще одной работой с дирижером Вольфом Гореликом стал спектакль "Так поступают все женщины" Моцарта в 2006 году. Художником-постановщиком выступил также Владимир Арефьев. С этим художником Александра Тителя связывают многие годы совместной работы – они сотрудничали еще в Свердловске (сейчас – Екатеринбург), а с 1992 года Арефьев стал главным художником музыкального театра на Большой Дмитровке.
Опера "Так поступают все женщины"
В опере "Так поступают все женщины" действие перенесено во фронтовой госпиталь ХХ века. Критики отмечали, что Александру Тителю удалось придумать спектакль, в котором "есть место и легкому сарказму, и печали, и обостренности переживаний".
Спектакль "Евгений Онегин"
1 из 4
Наталья Петрожицкая в опере "Евгений Онегин"
2 из 4
Спектакль "Евгений Онегин"
3 из 4
Спектакль "Евгений Онегин"
4 из 4
"Евгений Онегин" Чайковского в постановке Александра Тителя идет на этой сцене с 2007 года. Одно из главных качеств этого спектакля – соединение традиций и новаторства. Режиссер не перечит эпохе ни Пушкина, ни Чайковского. Все артисты постановки молоды, пластически подвижны и переживают историю героев, как свою собственную. Это качество удается сохранять спектаклю на протяжении многих лет его "жизни".
Александр Титель на репетиции с двумя попугаями, которые участвуют в спектакле "Робинзон Крузо"
«

"Этот театр очень близок мне по сути. Перемены заложены в его устройстве, в его природе, которой я с наслаждением подыгрываю вот уже много лет. Поиск, эксперимент, студийность – в его крови", – говорил Александр Титель в интервью РИА Новости.

Опера "Война и мир"
1 из 3
Опера "Война и мир"
2 из 3
Опера "Война и мир"
3 из 3
В 2012 году Александр Титель поставил эпохальную оперу Прокофьева "Война и мир". В первой сцене Наташа и Соня практически парили над сценой, стоя на специальных балконах. А сцена первого бала Наташи Ростовой была решена камерно и лирично, насколько это возможно: действие как бы происходило за сценой, а внимание зрителей было приковано к двум главным героям. Это создавало максимальный контраст батальным картинам оперы.
Хибла Герзмава в опере "Медея" 
1 из 3
Опера "Медея"
2 из 3
Опера "Медея"
3 из 3
Одним из музыкальных раритетов на сцене театра стала опера "Медея" Керубини, премьера 2015 года. Спектакль был поставлен на двух певиц труппы – Хиблу Герзмава и Наталью Мурадымову. Главная партия в этом спектакле требует вокальной и артистической мощи. Костюмы отсылают к 1930-ым годам, однако огромные тетраподы (фигурные блоки-волнорезы) – важный элемент сценографии – придают спектаклю вневременной характер.
Сцена из оперы "Хованщина" в музыкальном театре имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.
1 из 4
Спектакль "Хованщина". Сценография
2 из 4
Спектакль "Хованщина". Сценография
3 из 4
Нажмиддин Мавлянов (справа) в роли князя Голицына в сцене из оперы "Хованщина" в музыкальном театре имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.
4 из 4
В том же 2015 году Александр Титель поставил "Хованщину" Мусоргского, одну из самых важных и многолюдных по числу участников опер русского репертуара. Во многом эта опера стала продолжением "Войны и мира", появившейся тремя годами ранее. Критики писали об особом режиссерском подчерке и том, что в этих операх на первый план режиссер выводит хор в качестве главного героя.
«

"В этой работе нам хотелось очень сжатого и страстного Мусоргского, а не "разляпистой" и долгой "Хованщины", – говорил позже Алекандр Титель в интервью РИА Новости.

Опера "Русалка"
1 из 3
Опера "Русалка"
2 из 3
Опера "Русалка"
3 из 3
В начале 2024 года на сцене театра была поставлена "Русалка" Даргомыжского – название, которое редко встречается на афишах. Здесь Александр Титель перенес картину из последнего действия в начало, сделав из нее таким образом некий эпилог к спектаклю – камертон всего повествования.
Режиссер Александр Титель на репетиции
1 из 3
Режиссер Александр Титель на репетиции
2 из 3
Режиссер Александр Титель на репетиции
3 из 3
В последние годы около 40% постановок театра – это музыка ХХ и XXI веков. Приобщать публику к новым произведением непросто, но необходимо – считает Александр Титель. "Надо, как одна известная лягушка, сбивать молоко в масло. Без современной музыки оперный театр заглохнет. Нельзя жить только "Онегиным" или "Травиатой", как бы прекрасны они ни были", – уверен режиссер и добавляет: "Опера ­– наиболее актуальное отражение нашей жизни в 21 веке".
Александр Титель – не только главный режиссер театра, но и художественный руководитель оперной труппы. Именно он в сотрудничестве с коллегами во многом сформировал эту оперную труппу такой, какой мы знаем ее сегодня: с прекрасными голосами, современными, актерски одаренными певцами, разнообразным репертуаром. А синергия оперной и балетной трупп определяют современный облик Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.
Слева направо: худрук оперной труппы и главный режиссер Музыкального театра имени Александр Титель, генеральный директор театра Андрей Борисов, художественный руководитель балетной труппы театра, хореограф Максим Севагин
«

"Для меня важно сложившееся взаимодействие между оперной и балетной труппами: опытный, маститый, стабильный, интеллигентный руководитель оперы Александр Борисович Титель и молодой, талантливый, витальный, рискующий руководитель балета Максим Андреевич Севагин. Создается позитивное творческое напряжение между оперой и балетом", – отмечал в интервью РИА Новости генеральный директор Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Андрей Борисов.

Музыкальный театр на Большой Дмитровке покажет оперу Родиона Щедрина
Обсудить
Рекомендуем