ПМЭФ-2024

Артем Кумпель: компании инвестируют в рост эффективности производства

Старший управляющий директор "Авито Работы" Артем Кумпель. Архивное фото
Читать на сайте Ria.ru
Буквально за последние пару лет российский рынок труда претерпел серьезные изменения, важнейшим из которых стал бурный рост спроса на представителей рабочих профессий. О новейших тенденциях рынка, проблемах и путях их решения в интервью РИА Новости на ПМЭФ рассказал старший управляющий директор "Авито Работы" Артем Кумпель.
- Каковы, на Ваш взгляд, особенности современного рынка занятости? С какими вызовами сталкиваются бизнес и государство и какие сегодня возможности у тех, кто ищет работу мечты?
- Рынок труда начал трансформироваться чуть более года назад. С одной стороны, это было связано с демографией: мы подошли к так называемой демографической яме, когда просто физически трудоспособное население перестало расти. Сегодня у нас на рынке работают плюс-минус 74 миллиона человек, и их количество до 2030 года вряд ли будет увеличиваться. И цифры, показывающие снижение числа безработных (до 2,6%), это, с одной стороны, хорошо. Хорошо для соискателей. Все понимают, что работу стало найти проще, потому что сильно вырос спрос на соискателей. Например, у нас на "Авито" количество вакансий весной 2024 года увеличилось в 1,6 раза по сравнению с весной 2023 года. Это очень много: я на рынке больше 15 лет, и такого роста никогда не было.
Это обусловлено мощным ростом производства всего, что связано с обрабатывающей промышленностью, со строительством, где востребованы люди рабочих профессий.
В предыдущие годы рынок "синих воротничков" всегда был рынком компаний, тогда как ИТ-рынок - рынком соискателей. Сейчас все поменялось, и рынок "синих воротничков" также превратился в рынок соискателей. Мы оказались в новой реальности, в которой нужно жить и думать, каким образом правильно привлекать "синих воротничков", их мотивировать, удерживать.
- В каких еще отраслях, помимо промышленности, сегодня наиболее востребован персонал?
- Первое, как я уже сказал, это промышленность; второе — строительная отрасль; третье – транспорт и логистика. Никуда не делся спрос на курьеров и всех, кто связан с доставкой. Наблюдается достаточно большой спрос на работников складов, комплектовщиков заказов, количество которых и востребованность значительно выросли. Вот, наверное, топ-5, которые мы видим.
- Насколько сильно спрос со стороны работодателей в промышленном секторе превышает предложение от соискателей?
- В разы. Если взять горнодобывающую промышленность, то спрос превышает предложение в 4-5 раз, в обрабатывающей промышленности — в 2-3 раза. Еще 10-15 лет назад было не модно быть человеком, который работает руками. Модно было быть банкиром, программистом и так далее. Это на самом деле большая проблема, которую мы обсуждали в рамках форума: нынешнее поколение молодежи не привыкло работать руками. А сейчас, именно работая руками, можно заработать очень хорошие деньги. Рынок труда поменялся, надо к этому приспосабливаться.
- А в каких профессиях чувствуется наибольший дефицит кадров в малом и среднем бизнесе?
- В этом плане малый и средний бизнес не сильно отличается от крупного, если брать топ востребованных профессий. Мы видим, что количество предприятий МСП, которые задействованы в производстве, в последнее время сильно выросло. Плюс, в сегменте МСП есть повышенный спрос на профессии, связанные со сферой обслуживания, сферой гостеприимства — это рестораны, небольшие гостиницы и т.д. В общем, везде, где есть обслуживающий персонал.
С другой стороны, посмотрите на автомобильную промышленность: большие бренды ушли. Кто теперь обслуживает наши автомобили? Большинство автомастерских — это малый и средний бизнес. Если мы смотрим на крупный бизнес, то там нужны токари, горнопроходчики. Если смотрим на МСП, то нужны автослесари, администраторы в гостиницы. Но в целом проблема нехватки персонала более ощущается именно в производстве.
- Каковы различия рынка труда для крупного, малого и среднего бизнеса с точки зрения HR-процессов, а также с точки зрения соискательских предпочтений и ожиданий?
- Разница большая, и она состоит в том, что в малом бизнесе ты должен нанимать людей сам, у тебя нет HR-директора, нет профессиональных рекрутеров. Еще одно отличие в том, что малый бизнес не может соревноваться зарплатами с большими компаниями. Поэтому малому бизнесу, с одной стороны, сложнее искать работников, а с другой — приходится привлекать людей немонетарными способами. Мы, со своей стороны, у себя на платформе делаем чат-боты, предлагаем другие инструменты, чтобы непрофессионалы могли максимально быстро нанимать людей.
Второе, что связано с МСП — они быстрее осваивают те сегменты рынка труда, которые сегодня все еще более доступны и не "перегреты". Это молодежь и студенты, а также люди предпенсионного и пенсионного возрастов. В 2020-2021 годах немногие хотели нанимать пенсионеров. А сейчас профессионал, который хорошо понимает, как работать, и имеет большой опыт — это как раз человек предпенсионного или пенсионного возраста. Поэтому МСП все больше ориентирован на наем таких людей. Также мы видим, что в пять раз увеличилось количество вакансий, где готовы переучивать сотрудников. То есть, компании понимают, что не всегда могут нанять того профессионала, который им нужен. Это показывает, что рынок поменялся, и работодатели готовы максимально адаптироваться. А МСП всегда адаптируется быстрее, чем крупный бизнес.
При этом наши последние опросы показывают, что более 60% соискателей считают, что в МСП намного больше свободы и возможностей для карьерного роста. Это на самом деле так, потому что здесь ты не один из тысяч, а один из десятков, и у тебя есть возможность выделиться и помогать компании расти быстрее. Второй формат, к которому МСП лучше адаптировались, это гибкий график. Многие малые предприятия подошли к вопросу коротких смен. То есть, человека нанимают на 4 часа, когда максимальная загрузка. К примеру, в маленьком магазине два человека работают на кассе в час пик, а в обычное время второй человек встает и начинает работать в торговом зале. Понятно, что крупные магазины и торговые сети к этому тоже приходят, но там это внедряется не так быстро. Кроме того, МСП намного проще работать с самозанятыми, количество которых на сегодня уже порядка 10 миллионов человек. В целом же соискатели сейчас не видят большого барьера между крупным и некрупным бизнесом. Понятно, что крупный бизнес — это бренд. В то же время у МСП другой подход — больше свободы и возможностей роста, что позволяет привлекать людей. Наши исследования показывают, что главный запрос соискателя — это зарплата. Всегда так было и так будет. Но на второе место выходит запрос на гибкий график, который люди хотят настроить под себя. И это сложнее организовать на крупном производстве.
- Есть ли какие-то инструменты для повышения соискательской активности, как они работают и насколько эффективны?
- Здесь скорее нужно говорить о безопасном поиске работы соискателем. Мы очень внимательно проверяем компании: насколько они реально выплачивают ту заплату, которую обещают, мы смотрим, нет ли у компании судебных дел, нет ли задолженностей по зарплате. И проверенные компании на платформе отмечаем специальным значком. Это как раз и дает увеличение активности соискателей по тем компаниям, которые обеспечивают безопасный подход к поиску работы. Также мы у себя на площадке даем инструменты, которые помогают увеличить количество откликов, рассказываем соискателю, например, что он должен откликнуться на 3-5 позиций, чтобы выбрать лучшую. Также предлагаем и другие подсказки.
- Какова роль бизнеса в решении непростых вопросов, связанных с дефицитом кадров, с которыми столкнулся рынок. Какая практика есть у "Авито Работы" в этом направлении?
- Для бизнеса есть несколько возможностей. Это, как мы уже говорили, расширение границ найма: смотреть на студентов, на предпенсионный и пенсионный возраст.
Вторая часть, которая очень хорошо помогает, это работа с вузами, со средним профессиональным образованием (СПО), то есть, выращивание специалистов под запрос бизнеса.
Третий формат - это стажировки. Ты инвестируешь время в обучение человека, который у тебя стажируется, и тем самым он все больше и больше проникается тем, что происходит в компании, корпоративной культурой и т.д.
И четвертый формат — это различные нематериальные преимущества, которые ты можешь предложить. Повышение зарплат, конечно, тоже дает свой эффект, но использовать этот инструмент нельзя бесконечно — уже сегодня многие клиенты говорят (и особенно это заметно на производстве), что зарплаты выросли до такой степени, что уже начинают влиять непосредственно на рентабельность бизнеса. И это становится большой проблемой.
- Будет ли способствовать решению вопроса дефицита работников сотрудничество между образовательными учреждениями и бизнесом для подготовки квалифицированных кадров?
- Давайте рассмотрим это на примере "Авито". Мы сотрудничаем с профильными вузами, которые помогают нам растить студентов, которых мы, в свою очередь, приглашаем на наши стажировки. Эти стажировки обязательно оплачиваются — человек получает деньги и одновременно начинает погружаться в атмосферу компании и понимать, как он должен работать. С точки зрения малого бизнеса, особенно производственного, подход будет немножко другой. Он будет больше связан со средним профессиональным образованием. В последние 3-4 года СПО очень хорошо развивается, поскольку государство понимает, что ответом на нынешние вызовы как раз может стать восстановление этого направления. Поэтому сотрудничество бизнеса с учреждениями среднеспециального образования, особенно в регионах, может дать результат в виде новых кадров. Сейчас нужно огромное количество людей, которые могут работать руками, управлять промышленным оборудованием и многие понимают, что сегодня сварщик пятого-шестого разряда может получать очень достойное конкурентное вознаграждение. Поэтому люди начинают менять свои взгляды на среднее специальное образование.
- С какими ожиданиями вы принимали участие в ПМЭФ-2024 с точки зрения ситуации на рынке труда?
- Во-первых, я видел достаточно много сессий, где задают вопросы, что делать с наймом, причем это обсуждается применительно к разным секторам экономики, к достаточно узким отраслям, таким как, например, металлообработка. Это показывает, что к проблеме есть достаточно большое внимание. Второе - обсуждаются достаточно много государственных программ (не только на ближайший год, но и до 2030 года), которые направлены на подготовку кадров, развитие людей на будущее. И третье, я вижу активное обсуждение в кулуарах форума вопросов о том, как же лучше и быстрее искать людей, чтобы закрыть проблему кадрового дефицита. Особенность этого форума в том, что многие осознали наличие проблемы кадров, понимают, что она не решится завтра, послезавтра или через год. Форум - очень хорошая площадка, чтобы обсудить и понять, где есть проблема и как она будет решаться в долгосрочной перспективе, в коллаборации компаний, государства и образования.
- Ваш прогноз по рынку занятости на 2024-2025 годы?
- Я думаю, что рынок останется в дефиците в ближайшие два-три года: количество людей будет меньше, чем количество востребованных специалистов.
Второе: я точно понимаю, что компании будут отдавать приоритет повышению эффективности трудовых ресурсов. И это хорошо как для компаний, которые стали об этом задумываться, так и в целом для экономики.
Третье: я рад, что все больше внимания обращают на молодежь и кандидатов предпенсионного возраста, и это тоже хорошо и для экономики, и для людей.
И четвертое: все, что сейчас происходит на рынке труда, хорошо влияет на сам рынок, потому что все больше людей начинают инвестировать в повышение эффективности производства и процессов. Раньше был такой подход: если нужно, просто наймем больше людей. Сейчас такой возможности уже в основном нет. Поэтому начинает преобладать другой подход: давайте мы поймем, как улучшить производство, улучшить процессы, как сделать так, чтобы эффективно нанимать. Поэтому инвестиции идут уже более глубинные, в развитие технологий. И это хорошо повлияет на эффективность компаний в целом.
Обсудить
Рекомендуем