Без ток-шоу
Владимир Путин спокойно ответил: "Я так не говорил". И задал встречный вопрос.
"У нас с вами ток-шоу или серьезный разговор?" — сказал президент, намекая на популярную передачу, которую журналист ведет в соцсети X (ранее Twitter).
Карлсон расценил это как шутку и рассмеялся. И беседа пошла уже в другом тоне. К слову, из всех интервью на сайте обозревателя это самое длинное.
Экскурс в историю
"Это документы из архива, копии. Здесь письма Богдана Хмельницкого, тогда человека, который контролировал власть в этой части русских земель, которые мы сейчас называем Украиной. <...> Здесь копии этих документов. Я вам их оставлю на добрую память", — президент протянул журналисту серую папку.
"На встрече здесь, в Кремле, с уходящим от власти Биллом Клинтоном (в 2000-м. — Прим. ред.) — вот здесь рядышком, в соседнем помещении — я ему задал вопрос: слушай, Билл, а как ты думаешь, если бы Россия поставила вопрос о вступлении в НАТО, это возможно? Вдруг он сказал: ты знаешь, это интересно, я думаю, что да. А вечером, когда мы с ним встретились уже на ужине, он говорит: я разговаривал со своими, со своей командой — нет, сейчас это невозможно", — поделился подробностями российский лидер.
"Я однажды со своим коллегой, тоже президентом США, поднял этот вопрос. Он говорит: не может быть, у тебя есть доказательства? Я говорю: да. Я был готов к этой беседе и дал ему эти доказательства. Он посмотрел и знаете, что сказал? Я прошу прощения, но так было, процитирую: ну я им надеру жопу. Мы ждали-ждали ответа — ответа не было".
"Я говорю: только представьте, если мы вместе будем решать такую глобальную стратегическую задачу в области безопасности. Мир изменится. Наверное, у нас будут споры, наверное, экономические и даже политические, но мы кардинально поменяем ситуацию в мире. <...> Потом сюда, в этот кабинет, где мы сейчас с вами беседуем, приехал министр обороны (Роберт. — Прим. ред.) Гейтс, бывший директор ЦРУ, и госсекретарь (Кондолиза. — Прим. ред.) Райс. Вот сюда, за этот стол, напротив, они сели. И сказали мне: да, мы подумали, мы согласны. Я говорю: слава богу, отлично. "Но за некоторым исключением", — сказал президент.
"Именно так. В конечном итоге нас послали подальше", — подтвердил Путин.
Украина и СВО
Тогда, добавил Путин, Вашингтон просил Москву "успокоить" украинского президента, пообещав в ответ усмирить оппозицию.
"Янукович не применил, как просили нас американцы, ни вооруженных сил, ни полиции. А вооруженная оппозиция в Киеве провела госпереворот. Как это понимать? Вы кто такие вообще? — хотелось мне спросить тогдашнее руководство Соединенных Штатов".
"Я был уверен абсолютно и сейчас вам скажу: я искренне считал, что если все-таки удастся уговорить тех людей, которые в Донбассе, — их надо было еще уговорить возвратиться в рамки украинской государственности, — то постепенно, постепенно раны заживут. <...> Нет, никто этого не хотел, все хотели только с помощью военной силы решить вопрос. Но этого мы не могли позволить", — подчеркнул он.
"Мир болен"
Ответ был неожиданный: "В войне пропаганды очень сложно победить Соединенные Штаты, потому что они контролируют все мировые СМИ и очень многие европейские. Конечным бенефициаром крупнейших европейских СМИ являются американские фонды. Вам это неизвестно? Поэтому втягиваться в эту работу можно, но это, что называется, себе дороже. Мы просто засветим свои источники информации, а результата не добьемся".
В связи с переустройством мира вспомнили и про инновации. Президент упомянул Илона Маска, чья компания внедрила чип в мозг человека. Он считает, что бизнесмена остановить невозможно, однако "с ним надо как-то договариваться", этот процесс "нужно канонизировать, подчинять каким-то правилам".
Все равно договорятся
"Понимаю, можно сказать, что наша ошибка, что мы интенсифицировали действия и с помощью оружия решили прекратить эту войну, как я сказал, начатую в 2014 году в Донбассе. Но я вас верну еще поглубже, я уже об этом говорил, мы с вами сейчас обсуждали это. Тогда вернемся в 1991 год, когда нам обещали НАТО не расширять, вернемся в 2008 год, когда ворота в НАТО открыли, вернемся к Декларации о независимости Украины, где она провозгласила себя нейтральным государством. Вернемся к тому, что базы НАТО и американские базы, английские стали возникать на территории Украины, создавать нам эти угрозы. Вернемся к тому, что госпереворот совершили на Украине в 2014 году. Бессмысленно, правда? Можно этот шар катать туда и обратно бесконечно. Но они же прекратили переговоры. Ошибка? Да. Исправьте ее. Мы готовы. Чего еще-то?" — сказал президент.