Государственный фонд кинофильмов Российской Федерации (Госфильмофонд)

Процесс реставрации фильма "Аэлита" 1924 года выпуска на участке цифровой обработки ФГБУК "Государственный фонд кинофильмов Российской Федерации" в Московской области
Читать на сайте Ria.ru
Госфильмофонд России – главный и крупнейший архив кинофильмов Российской Федерации. Является государственным учреждением культуры – хранителем государственной коллекции фильмов и других киноматериалов, осуществляющим собирательскую, творческо-производственную, культурно-просветительскую, исследовательскую, методическую и информационную деятельность в сфере кинематографии.
До 1918 года все кинофотодокументы в России находились в частной собственности предпринимателей. Согласно декретам новой советской власти 1918-1919 годов производство, учет и использование кинофотопродукции были переданы в руки государства. После завершения национализации кинофотопромышленности фотоальбомы и позитивные фотоматериалы дореволюционного времени и первых лет советской власти были сосредоточены при четвертом отделе Государственного архива РСФСР (впоследствии преобразованном в Архив Октябрьской революции – АОР). Кинодокументы стали поступать позднее, и вплоть до 1926 года Архив Октябрьской революции получал их со складов Скобелевского просветительного комитета, советских киноорганизаций – Совкино, Пролеткино, Наркомпроса РСФСР, Ленинградских исторического и областного архивов, от частных лиц.
Первое отечественное хранилище кинолент – Центральный архив кинофотодокументов РСФСР – было образовано в 1926 году. Так как советская власть наиболее ценным пропагандистским материалом считала хронику, новый архив включал исключительно документальные материалы.
Основу будущего Госфильмофонда составила уникальная коллекция старых фильмов, спасенная в 1932 году от уничтожения историком кино Сергеем Комаровым. Это была коллекция немых фильмов, которая усилиями Комарова была перевезена в Государственный техникум кинематографии (ныне Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова, ВГИК).
В 1933 году Совет народных комиссаров принял Положение о создании Главного управления кинофотопромышленности (ГУКФ) при СНК СССР, одной из задач которого была "организация всесоюзной фильмотеки (хранилища контрольных экземпляров всех выходящих в СССР кинокартин) и фототеки (хранилища контрольных экземпляров фотонегативов)".
2 октября 1935 года Оргбюро ЦК ВКП(б) приняло проект Постановления о кинонегативном фонде, в котором отмечалось крайне неудовлетворительное его состояние и фактически бесхозное хранение картин на кинофабриках и предлагалось Главному управлению кинофотопромышленности (ГУФК) "построить в 1936 году центральное хранилище негативов в Москве…".
Сначала речь шла о возведении корпуса фильмохранилища на территории киностудии "Мосфильм". Однако затем его строительство решили перенести в подмосковный поселок Белые Столбы, где оно и началось в 1937 году.
В 1941 году, с началом Великой Отечественной войны (1941-1945), Всесоюзное фильмохранилище было эвакуировано в Поволжье и за Урал – в Казань, Свердловск (ныне Екатеринбург) и Новосибирск. И лишь с 1944 года киноматериалы стали возвращаться в Белые Столбы.
28 сентября 1948 года Комиссия государственного контроля СССР, проверявшая работу фильмохранилища, приняла решение о его реорганизации во Всесоюзный государственный фильмофонд.
4 октября 1948 года вышло постановление Совета Министров СССР, согласно которому Всесоюзное фильмохранилище Министерства культуры СССР было преобразовано во Всесоюзный государственный фонд кинофильмов СССР (Госфильмофонд).
В 1957 году Госфильмофонд стал членом Международной федерации киноархивов (ФИАФ). Однако еще в 1946 году на Конгрессе ФИАФ в Париже (Франция) было решено признать СССР в лице Госфильмофонда, государственного киноархива страны, членом‑учредителем Федерации. Директор архива Виктор Привато, возглавлявший Госфильмофонд с 1946 года, был единогласно избран вице‑президентом ФИАФ.
С конца 1950 года Госфильмофонд начал вести активную международную деятельность, сотрудничая с мировыми киноархивами в области обмена фильмами для организации и проведения показов в архивных кинотеатрах, тематических кинопрограмм, ретроспектив.
18 марта 1966 года на Котельнической набережной в Москве специально для показа картин фонда был открыт профильный кинотеатр "Иллюзион". Фильмом-премьерой стала работа Сергея Эйзенштейна "Броненосец "Потемкин" (1925). Сегодня кинотеатр остается флагманской площадкой Госфильмофонда с программами архивного кино и показами кинолент современных авторов.
В 1992 году Госфильмофонд СССР был переименован в Государственный фонд кинофильмов Российской Федерации.
В 1993 году указом президента РФ Госфильмофонд был внесен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.
30 декабря 1994 года постановлением правительства РФ было утверждено Положение о Государственном фонде кинофильмов Российской Федерации. Согласно документу, основными задачами Госфильмофонда являются хранение коллекции отечественных и зарубежных игровых, мультипликационных, научно-популярных, документальных фильмов, осуществление исследовательской и собирательской деятельности, научной обработки фильмов, информационной и издательской деятельности и пр.
В соответствии с законом "Об обязательном экземпляре документов" (1994), выход любой киноленты в российский прокат обусловлен передачей одной копии в собрание фонда, то есть каждый прокатчик обязан прислать в Госфильмофонд одну копию фильма (отечественного или зарубежного), который выходит на экраны. Ежегодно в фонд поступает около 10 тысяч роликов.
В 1997 году Госфильмофонд России был занесен в Книгу рекордов Гиннесса как один из трех крупнейших киноархивов мира.
С 1997 года Госфильмофонд регулярно проводит единственный в России фестиваль архивного кино "Белые Столбы". С 2021 года он реорганизован в Московский международный фестиваль архивных фильмов, проходящий на площадках столицы. Он проводится ежегодно и славится своей программой, представляющей редкие фильмы, многие из которых десятилетиями считались утраченными.
В 1998 году Госфильмофонд стал членом Ассоциации синематек Европы, которую патронирует Совет Европы.
В 2007 году в Госфильмофонде было установлено оборудование по оцифровке кинопленки и переводу изображения с цифры на кинопленку.
В 2008 году архив закончил переход на цифровые носители. Все единицы хранения и более миллиона роликов были перенесены в новое помещение, специально предназначенное для цифрового архива в поселке Белые Столбы. Это событие было приурочено к 60-летию фонда.
С 2019 года в рамках национального проекта "Культура" Госфильмофонд ведет работы по оцифровке фильмовых материалов. Ежегодно Госфильмофонд оцифровывает пять тысяч таких материалов. К 2024 году запланировано оцифровать 22,5 тысяч фильмовых материалов. На хранение принято материалов на кинопленке 14476 единиц хранения (13648 – отечественного фонда и 828 зарубежного). Бумажный архив пополнился на 13809 документов.
Уделяется особое внимание взаимодействию и обмену опытом с ведущими культурными институциями страны, среди которых киноконцерн "Мосфильм", Российская национальная библиотека, ВГИК, Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения.
На протяжении всей своей истории Госфильмофонд совместно с учеными из России и других стран осуществляет функцию по возвращении зрителю утраченных, частично или полностью, исторических кинолент, реставрирует технически сложные киноленты.
В 2023 году специалисты Госфильмофонда проведут работы по восстановлению материалов к 150-летию певца Федора Шаляпина, 130-летию актрисы Веры Холодной, 125-летию режиссера Сергея Эйзенштейна". Будут отреставрированы такие ленты, как "Чапаев" (1934), "Подвиг разведчика" (1947), вторая серия "Молодой гвардии" (1948), "Мама вышла замуж" (1969), "Здравствуй и прощай" (1972) и другие исторические ленты.
Госфильмофонд также ведет постоянную издательскую деятельность, в рамках которой составляются каталоги и справочники о фильмах и мастерах мирового и отечественного кинематографа.
Госфильмофонд России предоставляет доступ к своей коллекции и опыту исследователям и студентам, которые изучают кино и могут использовать богатый архивный материал в своих проектах. Для исследователей доступна не только возможность работы с кинопленкой на монтажном столе, но и коллекция бумажных материалов, таких как фильмовые дела, материалы по персоналиям и рекламные материалы, включая плакаты и кадры из фильмов.
В рамках просветительской программы Госфильмофонд реализует задачи по развитию профессионального сообщества: поддерживает исследование кино, открывает возможности для авторов текстов и кураторов кинопрограмм, способствует развитию диалога и вновь становится лабораторией создания новых киноведческих практик.
В настоящее время коллекция Госфильмофонда России насчитывает более 80 тысяч наименований кинофильмов, порядка 450 тысяч единиц хранения таких материалов, как сценарии, монтажные листы, плакаты, афиши, фотографии. Эта коллекция хранится в 19 фильмохранилищах, расположенных на территории Госфильмофонда.
По состоянию на 1 января 2023 года на постоянном хранении здесь находится 1 104 307 роликов кинопленки.
Самая старая картина, хранящаяся в фонде, – первый русский игровой фильм "Стенька Разин или Понизовая вольница" (1908), а среди зарубежных самым старым является знаменитая программа братьев Люмьер (Франция), в которую входили, в частности, фильмы "Прибытие поезда" (1896), "Политый поливальщик" (1895). В Госфильмофонде хранится и первый советский стереоскопический фильм "Земля молодости" (1941).
В числе проектов Госфильмофонда – "Тарковский. Хроника", "Повторный прокат", "Карта истории", online-проекты.
В 2021 году под председательством министра культуры РФ Ольги Любимовой был создан экспертный совет по развитию Госфильмофонда России. Его задача – выработка рекомендаций по работе с коллекцией фильмов учреждения, формирования программы исследовательской, собирательской, культурно-просветительской и иной деятельности, в том числе в рамках международного сотрудничества.
В 2016 году научному отделу Госфильмофонда была вручена премия имени Мирона Черненко "за неоценимый вклад в дело сохранения кинонаследия".
В 2022 году был учрежден специальный приз Госфильмофонда России "За сохранение традиций отечественного кинематографа". Первыми его лауреатами в том же году стали создатели анимационного фильма "Галчонок" режиссер Марат Нариманов и композитор Константин Борисов.
Временно исполняющим обязанности генерального директора Госфильмофонда является Максим Люлечев.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Обсудить
Рекомендуем