Религия

"Святой оборотень" и трехрукая Богоматерь: шесть самых причудливых икон

Читать на сайте Ria.ru
МОСКВА, 7 мая — РИА Новости. У православных на пятый день после Пасхи — праздник в честь иконы Божией Матери "Живоносный источник". Это один из самых нетипичных образов. Но есть и другие необычные иконы. О самых причудливых — в материале РИА Новости.

Как в античности

Римские императоры хоть и приняли в IV веке христианство, но своих привычек не оставили. Если раньше они возводили храмы языческих богов, то теперь тратили золото на христианские святыни. И украшали их, что интересно, на античный манер. Так поступил Лев I в пятом столетии: по преданию, во сне ему явилась Богоматерь и указала на целебный источник в одном из районов Константинополя. Правитель возвел над ним церковь, украсив богородичными статуями.
Одна из них стояла прямо над ключом. Считается, что эта скульптура и послужила прообразом для иконы "Живоносный источник" — по названию храма. Божия Матерь с Богомладенцем на руках изображается над огромной чашей, из которой бьет целебная вода.
"Радуйся, Богородице, приводящая смертных к источнику жизни", — поется в одном из гимнов.
Икона "Живоносный источник". Россия. Середина XIX века
Эти слова объясняют глубокий богословский смысл столь необычного изображения. Богородица для христиан — источник Жизни, Истины и Пути. Именно так отцы Церкви в богословских трудах именуют Иисуса Христа.
Как известно, в Средние века большая часть населения была неграмотной. А прочесть богословские труды и понять их смысл могли и вовсе единицы. Книги заменяли иконами: с помощью визуальных образов верующим не только рассказывали о библейских событиях, но и разъясняли сложные догматы.

Две плюс одна

Правда, некоторые установления христианства вызывали споры. Например, почитание икон. В Византии в VIII веке возникла ересь иконоборчества, чьи последователи уничтожали святые образы.
Одним из наиболее видных защитников иконопочитания был святой Иоанн Дамаскин. В миру его звали Мансур ибн Сенджун. Будучи христианином, он занимал высокий пост при дворе мусульманского халифа и, стремясь защитить вероучение, написал послание византийской знати, в котором изобличал их в предательстве православной веры.
Это вызвало гнев императора Льва II. Чтобы подставить Мансура, от его имени императорские писцы составили письмо, призывающее греческого монарха к скорейшему освобождению Дамаска от халифата.
Икона Божией Матери "Троеручица"
Фальшивку правитель передал халифу при личной встрече. Тот повелел отрубить Мансуру руку. В назидание ее выставили на главной площади города.
Всю ночь оклеветанный молился перед образом Богоматери — и отрубленная конечность чудесным образом приросла обратно.
Мусульманский правитель, изумившись чуду, оправдал Мансура. А он принял монашество с именем Иоанн. Вскоре, как считают верующие, появилась и первая икона Богородицы с приложенным к ней изображением третьей руки — в благодарность за чудо. Отсюда и ее название — "Троеручица".
Художники по-разному располагают третью кисть: то снизу посередине иконы, то в левом нижнем углу. За многие века для этого образа так и не сформировались четкие правила изображения.

В образе льва

Отсутствие канонов давало иконописцам простор для фантазии. Тем самым они своеобразно толковали те или иные доводы из вероучения. Один из наиболее известных примеров "богословия в картинках" — икона "Спас Недреманное Око". Она очень необычная: Христос изображен юношей, возлежащим с открытыми глазами. Слева и справа — Богоматерь и Ангел.
Спящий с открытыми глазами Спаситель — аллюзия, намек на… льва. В Средневековье считалось, что это животное спит именно так.
Экспонат выставки "Вера и власть. Эпоха Ивана Грозного" — икона "Спас Недреманное Око"
А самого Иисуса с ним сравнивают на основе всего нескольких строк в Библии. Там он назван "львом из колена Иудина" — то есть храбрым человеком. Сон же трактуется как символ трехдневного пребывания Христа во гробе после крестной смерти и перед последовавшим затем "пробуждением от смерти" — воскресением.
Этот иконографический образ появился в Византии, но особую популярность тоже приобрел на Руси.

"Всевидящее Око"

Наши предки часто прибегали к аллегорическим изображениям. Так, на основе фразы из Книги псалмов "Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его" примерно в XVII веке создали икону "Спас Всевидящее Око".
Ее композиция сложна и многогранна. Христос с благословляющим жестом — в центре круга, символизирующего мироздание. Этот круг вписан в четырехконечную звезду, ее лучи указывают на тетраморф — аллегорию четырех евангелистов: орла (Иоанна), тельца (Луки), льва (Марка) и ангела или человека (Матфея). Над Спасителем — Богоматерь, а еще выше — Бог-Отец. Помимо центрального круга с Христом, есть еще круги большего диаметра. В одних — части человеческого лица: прежде всего глаза, а также уста и нос. В других — различные силы небесные. Каждый из фрагментов образа, как правило, обрамлен поясняющими его строками из Писания.
Икона "Спас Всевидящее Око"
Иконы "Всевидящего Ока" очень разные. Иконописцы могут сделать композицию как относительно лаконичной, так и наполненной огромным количеством всевозможных христианских символов.
В народе эта икона была довольно широко распространена. Правда, далеко не все священнослужители считали ее каноничной. Споры об этом концептуальном, полном символов и аллегорий образе продолжаются до сих пор.

"Христос Смесоипостасный"

А вот насчет еще одной необычной иконы Церковь высказалась однозначно. В 1764 году Синод объявил ее "неканонической и уродливой".
И она действительно внушала многим ужас. Одна голова, три лица и четыре глаза — так некоторые иконописцы пытались наглядно представить догмат о Троице. Согласно этому догмату, Бог един и неразделен в трех ипостасях (трех лицах Троицы): Бог-Отец, Бог-Сын и Бог — Святой Дух.
Икона "Троица" ("Смесоипостасная"). 1729 год. Неизвестный мастер из Тобольска
Подобная иконография появилась в раннее Средневековье в Западной Европе и еще в XVII веке была осуждена Римско-католической церковью. В том же столетии такие образы только начали распространяться по Руси.

"Человек-пес"

Эту икону хоть и признали в XVIII столетии "уродливой", но все же оставили в храмах. На ней изображен святой с… головой собаки.
Почему святого мученика III века Христофора превратили в Киноцефала ("Собакоголового"), доподлинно не известно. Его житие дошло до наших дней в нескольких редакциях. В одних говорится, что он принадлежал к племени собакоголовых людей, живших, как считали в древности, к югу от Сахары. Другие жизнеописания относят его к племени берберов, чьи представители отличаются вытянутыми лицами. Третьи сообщают, что он был римлянином с "очень безобразным лицом".
Есть также гипотеза, что собачья голова — символ. Мол, святой Христофор был предан Христу, словно пес.
Фреска "Святой Христофор"
Столь необычное изображение в Синодальный период пытались запретить. Однако причудливая икона пришлась по душе верующим.

За рамки канона

Вообще, за тысячу лет русского христианства создано множество необычных икон. Этнографы постоянно находят в глухих селах Сибири или Русского Севера интересные образцы народного религиозного творчества. Нередко они никак не согласуются с канонами православной иконописи.
А все дело в том, что эти правила довольно размыты, объясняет РИА Новости известный российский иконописец Александр Чашкин.
"Каноны — выработанные веками приемы "преображения действительности". То есть икона изображает "Царство не от мира сего". Это и есть основное правило. А дальше — определенные техники", — говорит он.
Тем не менее, несмотря на свободу творчества иконописца, у Церкви имеются определенные критерии. Ведь порой образ, призванный служить "окном в потусторонний мир" и настраивать верующего на молитву, может дать обратный эффект.
"Отличие канонической иконы от неканонической очень простое: если вы видите тот или иной образ, нужно спросить себя, есть ли церковный праздник, который ему соответствует. Как правило, икона всегда соотносится с каким-то праздником. Или же это иконка тех святых лиц, которых мы почитаем: Иисуса Христа, Божией Матери, святых. Но, опять же, это лица из литургического календаря, и с ними связаны те или иные праздники", — отмечает в интервью программе "Церковь и мир" глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион.
То же касается и изображений, не соотносящихся "ни с одним церковным текстом". Перед такими иконами священнослужитель советует не молиться.
Как могла выглядеть самая первая икона
Обсудить
Рекомендуем