МОСКВА, 7 мар – РИА Новости. Власти Японии в очередной раз отложили обсуждение судьбы международного линейного коллайдера ILC из-за "неопределенностей с зарубежным финансированием" и "чрезмерно узких научных задач установки". Об этом сообщили участники пресс-конференции в Лаборатории физики высоких энергий KEK.
«
"Мы давно хотели построить фабрику бозонов Хиггса, и для этого нам нужен очень мощный и специфически организованный поток частиц, который может получить ILC. Научная ценность этого проекта очень велика, и мы видим, что власти Японии очень заинтересованы в нем. Но мы до сих пор ждем официального заявления о том, что они готовы разместить ускоритель", — заявил Джеффри Тейлор, глава Международного комитета по будущим ускорителям частиц (ICFA).
После перезапуска Большого адронного коллайдера весной 2015 года физики открыли на нем сразу несколько новых и крайне интересных частиц, таких как кси-барион, теракварки и даже пентакварк, изучение которых может приблизить ученых к обнаружению "новой физики" и раскрытию тайны того, почему Вселенная не погибла в первые мгновения своей жизни.
Одним из первых "наследников" БАК может стать международный линейный коллайдер ILC, который должен был введен в строй в 2030 годах. Первые планы по его постройке появились еще в начале 2010 годов, до того, как БАК удалось открыть "частицу бога", бозон Хиггса
После его открытия процесс разработки будущего коллайдера был официально запущен. Летом 2013 года появились первые технические проекты ILC. Изначально новый коллайдер ЦЕРН будет обладать пиковой мощностью в 500 гигаэлектронвольт (ГэВ) с возможностью ее увеличения до одного тераэлектронвольта (ТэВ). Его цена составила примерно восемь миллиардов долларов.
В соответствии с этими планами, ILC будет состоять из двух линейных подземных ускорителей частиц длиной около 30 километров, которые будут сталкивать лоб в лоб потоки электронов и позитронов, порождая множество других элементарных частиц.
Выход на подобный уровень энергий, рекордно высокий для линейных ускорителей, позволит, как тогда писали ученые, превратить "наследника" БАК в мощнейшую фабрику бозонов Хиггса и сверхтяжелых частиц, содержащих в себе так называемые топ-кварки, изучение свойств которых необходимо для окончательной проверки Стандартной модели.
Два года назад эти планы были существенно переработаны ICFA – первоначальная и пиковая мощность, а также длина ILC были уменьшены в два раза. Официальной причиной этого послужило то, что БАК не нашел намеков на существование "новой физики" в этом диапазоне энергий.
С другой стороны, многие эксперты предположили, что в реальности это произошло из-за того, что правительство Японии, согласившейся на постройку ILC в 2013 году, не предпринимало никаких конкретных шагов по финансированию проекта и активно искало пути снижения его стоимости. По их мнению, комитет пошел навстречу Токио и сократил стоимость проекта на 40%.
Как сообщил Тейлор на пресс-конференции, эти уступки не помогли ICFA получить официальное согласие Японии на постройку ILC в окрестностях города Китаками в северной части острова Хонсю. Представители MEXT, министерства культуры, спорта, науки и технологий Японии, неожиданно для ученых заявили о том, что они отложили принятие решения на неопределенный срок.
«
"Наши японские партнеры в очередной раз заявили о том, что они заинтересованы в реализации этого проекта, но отметили, что их беспокоят две проблемы – непомерно высокая стоимость проекта и сложности в распределении финансовой нагрузки по международным партнерам, а также недостаточная вовлеченность ученых из других сфер в эксперименты на ILC. Мы надеемся, что в будущем мы придем к согласию", — продолжил глава ICFA.
Пока, как отметили Тейлор и его коллега Тацура Накада, возглавляющий один из подкомитетов в ICFA, они не могут назвать конкретных сроков, как долго стороны будут продолжать переговоры и когда ILC уступит место другим альтернативным проектам по постройке фабрик "частиц бога". С другой стороны, он признал, что дальнейшие задержки сделают этот проект все менее вероятным по мере приближения к 2030 году.
«
"Существуют планы по постройке и другие машины, которые тоже будут решать схожие задачи. С другой стороны, у ILC пока есть преимущество в том, что пока он остается наиболее проработанным проектом из всех этих вариантов. Мы надеемся, что наши японские партнеры хорошо понимают это – чем дольше мы ждем, тем менее уникальной и ценной будет установка. Мы расстроены, но не считаем, что это конец проекта - лишь очередная задержка в его реализации", — заключил профессор.