МОСКВА, 28 фев — РИА Новости, Анастасия Гнединская. Следственный комитет по Нижегородской области проводит проверку по факту неоказания помощи заблудившемуся в лесу местному жителю. Строитель Иван Тверитнев утверждает: он минимум десять часов плутал среди деревьев в пятнадцатиградусный мороз. Несколько раз звонил в службу спасения, но искать его так никто и не выехал — вместо этого ему предлагали залезть на холм или выйти на трассу. В итоге нижегородцу ампутировали пальцы на правой ноге, левую чудом удалось спасти.
"Поднимитесь на холм, найдите огни"
Инцидент произошел в ночь с 26 на 27 января, но обратился в правоохранительные органы Иван Тверитнев только на днях, после того, как вышел из больницы. В ту ночь он со знакомыми на машине возвращался из ночного клуба. К пешим прогулкам не готовился, поэтому одет был легко: брюки, рубашка и кожаная куртка. Ни шапки, ни перчаток Иван с собой не взял.
"Когда мы заехали в частный сектор в районе Сормово, я понял, что хочу домой, попросил остановить машину около пролеска. В этих местах я был не раз, знал, что по тропинке до шоссе минут пять-десять. А оттуда уже планировал поймать машину. В лесу включил фонарик на мобильном, пошел по дороге, но, видимо, свернул не туда".
© из личного архива
Левую ногу Ивана спасти удалось, на правой частично ампутировали пальцы
Минут через сорок Иван понял, что заблудился, решил свериться с гугл-картой. Но от холода — а в ту ночь в Нижегородской области температура упала до минус пятнадцати — мобильный предательски выключился. Как объясняет собеседник, у него на телефоне активирована функция идентификации по отпечатку пальца. "Но, когда его перезагружаешь, нужно сперва ввести ПИН-код и только потом прислонить палец. А кодовые цифры я забыл".
Так Иван остался в лесу без связи. Телефон был включен, но предлагал ему либо ввести ПИН-код, либо позвонить в экстренную службу. К спасателям нижегородец обратился не сразу, сначала попробовал выйти из леса самостоятельно. "Я еще несколько раз прошел по своим следам, залез на какой-то пригорок, попытался покричать. Только когда понял, что блуждаю уже часа три, зуб на зуб не попадает, воспользовался экстренной связью".
«
В службе спасения звонок приняли. Иван попытался объяснить диспетчеру, что заблудился в лесу, телефон не работает, но включен GPS. "Ведь несложно вычислить, где человек находится, если у него на мобильном активированы геоданные. Но вместо того чтобы определить, где я, девушка начала советовать мне подняться на холм, посмотреть вокруг и найти огни. Как будто я этого сам не делал! Потом она и вовсе решила, что я пьян, хотя в тот вечер я ни капли спиртного не принял", — возмущается Тверитнев.
Здесь нужно пояснить: у Ивана не очень хорошая дикция. Даже в обычной ситуации он проглатывает согласные, разобрать его речь непросто. А после трех часов на морозе язык и вовсе не слушался. В итоге, как утверждает Тверитнев, его переключили на полицию. Дежурному он пытался объяснить, что если за ним в ближайшее время не приедут, — замерзнет насмерть. "Но у меня зачем-то начали спрашивать адрес, телефон. Потом дежурный объяснил, что по GPS полиция человека найти не может, что специальным оборудованием располагает только служба спасения. Мол, звоните опять в "112". Я так и поступил".
В общей сложности, заверяет Тверитнев, с экстренными службами в ту ночь он разговаривал не менее десяти раз: то звонил он, то ему. Однако искать его, похоже, никто не спешил. "Мне все говорили: "найди огни трассы, постарайся выйти к домам", твердили, что не могут зафиксировать мои координаты, что я все время перемещаюсь. В итоге я понял, что даже разговаривать от холода не в состоянии. Ведь пока общаешься по телефону, стоишь на месте. А на морозе нужно постоянно перемещаться".
"Сказали, что ампутируют полстопы"
Иван решил развести костер: нашел защищающий от ветра овраг, собрал хворост. "Помню, как пытался поджечь сигаретную пачку, но она не загоралась. Я пригрелся на корточках — и отключился. Пришел в себя, когда стало светло. Из оврага еле вылез — ноги и руки уже не слушались..."
© из личного архива
Иван Тверитнев
Тверитневу повезло: его заметил лыжник. Обратил внимание на следы на снегу и очень удивился: обычно в такую глушь никто не забредает. "Он меня окликнул, когда я уже думал, что это мои последние минуты".
Еще час выбирались из леса. Иван вспоминает: если бы не палка, которую дал лыжник, точно бы потерял сознание. "В итоге провожатый довел меня до Сормово, я вызвал такси и поехал домой. Там ненадолго прилег, а когда проснулся, ноги нестерпимо жгло. Такую боль никогда не испытывал. Естественно, позвонил в скорую. Меня отвезли в больницу, сказали, что есть обморожение, поставили капельницу, сделали укол. Тогда еще об ампутации речи не шло. Спросили: хочу ли я госпитализироваться, или полежу дома. Я выбрал второе — не думал, что все так серьезно, ведь после укола боль прошла".
«
На следующий день ступни почернели, разбухли, пошли пузырями. Тверитнев повторно вызвал скорую. "Сперва мне сказали, что придется отнять полстопы на одной ноге и еще несколько пальцев на другой. Но хирург сработал ювелирно: левую удалось спасти, на правой ампутировали большой палец и по одному сантиметру от остальных".
Операцию провели в день рождения Ивана — ему исполнилось 37 лет. Из больницы выписали только через месяц — 25 февраля. Как только вышел, сразу же написал заявление в прокуратуру.
"Ходить я, хоть и с трудом, опираясь на пятку, могу. А вот на работу в ближайшие три месяца выйти не получится точно. Я ведь не в офисе сижу, занимаюсь отделкой помещений. А там нужно и тяжести таскать, и на стремянку забираться".
"Поисковики найдут потерявшегося за три часа"
После того как сюжет о злоключениях Ивана показали по одному из нижегородских телеканалов, СК организовал проверку. "Следователи выясняют все обстоятельства произошедшего. По результатам будет принято процессуальное решение", — прокомментировала РИА Новости старший помощник руководителя по взаимодействию со СМИ СУ СК России по Нижегородской области Юлия Склярова.
Внутреннюю проверку начали и в единой дежурно-диспетчерской службе — именно туда поступают все экстренные вызовы. До окончания расследования никаких комментариев там не дают.
Впрочем, как объяснил РИА Новости руководитель направлений "обучение" и "лес на связи" отряда "Лиза Алерт" Олег Леонов, формально операторы "112" не нарушили должностных инструкций, переключив звонок на дежурного полицейского. Ведь за розыск людей отвечает именно МВД. "Но у полиции банально нет ресурсов для реагирования в таких ситуациях, а диспетчеры "службы 112" не обладают специальными навыками для вывода людей из леса", — добавляет Леонов.
Олег уточняет, что если бы сигнал передали поисковикам, уже через час, максимум через три, Иван был бы дома: "В том, чтобы дистанционно вывести человека из леса, нет ничего сложного. У нас есть различные инструменты, от стандартных сервисов сотовых операторов типа "радар", "локатор" до специализированных программ, которые с высокой точностью определяют положение потерявшегося в любой точке земного шара. Причем воспользоваться этим сервисом можно даже при заблокированном смартфоне. Единственное, что должен сделать заблудившийся, — ответить на СМС, которое мы пришлем".
Если же дистанционно установить местоположение заплутавшего не получается, поисковики в кратчайшие сроки отправят добровольцев. "У нас есть отряды по всей России, люди готовы выехать на точку в течение часа. Но почему-то диспетчеры из оперативных служб не всегда подключают нас к этому процессу, что приводит к печальным последствиям. За последние полтора года мы знаем о 74 случаях, когда потерявшимся не смогли оперативно оказать помощь — они погибли. При этом у всех был включен телефон. А ведь до нас доходит лишь малая часть информации о подобных инцидентах. Поэтому, если вы потерялись и понимаете, что оперативные ведомства вас искать не спешат, обязательно просите передать вызов поисковикам. Это может сохранить вам жизнь", — заключил Олег Леонов.