МОСКВА, 31 янв — РИА Новости, Виктор Званцев. Два дотла сгоревших гоночных автомобиля, покалеченный пилот и погибший штурман — так в мае 2017-го закончился тренировочный заезд третьего этапа чемпионата России по ралли. По словам участников и свидетелей аварии, один из пилотов намеренно развернулся на 180 градусов и поехал против движения. С момента ЧП прошло почти два года, однако гонщика до сих пор не привлекли к уголовной ответственности. Месяц назад расследование и вовсе приостановили, так как "у обвиняемого не было реальной возможности участия в уголовном деле".
Лоб в лоб
Автокатастрофа, стоившая жизни опытному штурману Алексею Лядухину, произошла в Псковской области. "В тренировочных заездах участвовали три экипажа, — рассказывает РИА Новости пилот Вячеслав Кучеров. — Весь день мы ездили строго по правилам и движение начинали только по команде организаторов".
© Фото : предоставлено Татьяной Лядухиной
Погибший штурман Алексей Лядухин
Ближе к вечеру, получив отмашку судьи, Мitsubishi Evolution Кучерова двинулся по четырехкилометровому участку. Когда машина входила в затяжной поворот, навстречу неожиданно вылетела другая. По словам гонщика, уйти от столкновения было невозможно. От удара оба автомобиля превратились в груду металла.
"Встречный автомобиль сразу загорелся, а учитывая, что спортивный бензин горит быстрее пороха, нам надо было скорее выбираться. Я стал толкать штурмана, но он лишь стонал. Сам я тоже не мог покинуть салон, так как был зажат дверьми, — вспоминает Кучеров. — Вскоре полыхнула и наша машина. Большое спасибо организаторам: они быстро потушили пожар и вытащили нас, а также достали второго штурмана. Еще секунд 30 — и мы бы сгорели заживо".
Участников аварии срочно доставили в ближайшую больницу, а оттуда вертолетом перевезли в Санкт-Петербург. У Кучерова оказались сломаны обе ноги и ключица — полгода он провел в инвалидной коляске. Штурман Никита Гергель получил сильные ожоги. Меньше всего пострадал Алексей Лукьянюк — водитель автомобиля, ехавшего навстречу. После столкновения он единственный смог покинуть искореженный автомобиль самостоятельно.
© Фото : предоставлено Вячеславом Кучеровым
Обе машины после столкновения сгорели
Штурман Лядухин скончался на месте аварии. "Мне позвонили знакомые и сказали, что Леша погиб, — рассказывает РИА Новости его вдова Татьяна. — Гонщики из других команд собрали деньги на похороны".
Чужой автомобиль
По факту ДТП сотрудники Великолукского межрайонного следственного отдела СУ СКР по Псковской области возбудили уголовное дело по статье "Нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека". "Больше года проводились автотехнические и медицинские экспертизы, — объясняет РИА Новости адвокат потерпевших Светлана Колесникова. — Потом дело пытались передать в МВД, однако прокуратура все же оставила его в СК".
Спустя год и два месяца после аварии Лукьянюку предъявили обвинение по статье "Нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека". По версии следствия, в тот день он не был заявлен в составе какого-либо из экипажей и по собственной инициативе, не предупредив организаторов, сел за руль Mitsubishi Lancer Evo 8. Хотя пилотом экипажа числился Станислав Травников.
"Тренировочные заезды не считаются частью гонки, поэтому их участники должны были руководствоваться правилами дорожного движения, — говорится в материалах дела. — Под управлением Лукьянюка автомобиль выехал на полосу встречного движения, где столкнулся с гоночной машиной Кучерова".
© Фото : из личного архива
Пилот Вячеслав Кучеров
По показаниям свидетелей, Лукьянюк преодолел четырехкилометровую дистанцию и, не доехав до финиша несколько метров, развернулся на 180 градусов, постоял около десяти секунд и двинулся обратно. Судья пытался его остановить, но безуспешно.
"Перед проведением тестовых заездов со всеми пилотами был проведен инструктаж по технике безопасности. На нем четко было сказано, что, прежде чем начать движение, надо дождаться отмашки судьи, — рассказывает РИА Новости организатор мероприятия, президент Федерации автомобильного спорта Псковской области Олег Мыслевич. — На протяжении дня все экипажи так и делали, но, поскольку Алексея не было в заявке, он этот инструктаж не прошел. К сожалению, никто из судей не мог предположить, что он развернется и без разрешения поедет в обратном направлении".
Перекладывание вины
Сам гонщик виновным себя не считает и, чтобы это доказать, нанял двух адвокатов. "Наша позиция такова: авария произошла из-за несогласованной работы судейской бригады, не обеспечившей должную безопасность, — рассказывает РИА Новости Лукьянюк. — На финише судья своим автомобилем полностью перегородил дорогу, поэтому у меня не было возможности проехать дальше. Я остановился буквально в десяти метрах от его машины. Он мог выйти и добежать до меня, ведь я какое-то время стоял и ждал. К тому же я еще разворачивался, а так как дорога там узкая (не более пяти метров шириной. — Прим. ред.), это тоже заняло определенное время".
На вопрос, сколько он простоял на месте, перед тем как начать движение, пилот ответить не смог. "По сути, этот участок — лишь для одной машины, которая должна добраться до финиша, развернуться и поехать обратно, — добавляет гонщик.— Я не знал, что за мной шел еще один автомобиль. Есть показания судей, но они, естественно, будут себя выгораживать и говорить, что сделали все как надо, а я просто наплевал на их сигналы".
По словам организаторов ралли, прямого запрета на управление чужим автомобилем у Лукьянюка не было. Хотя, согласно правилам, утвержденным Российской автомобильной федерацией в 2016-м, к заездам на тестовом участке трассы допускаются только заявленные для участия в гонках экипажи. При этом данные о водителях включаются в заявочную форму, а во время следования автомобилей по маршруту пилотам запрещается сажать в салон посторонних.
Этого же мнения придерживается и пострадавший пилот Кучеров. "Я считаю, что Лукьянюк не имел права садиться за руль машины Травникова, ведь он не прошел инструктаж, — объясняет пилот. — Он просто хотел показать, какой он крутой гонщик. Это преступное разгильдяйство. Более того, после аварии он ни разу передо мной не извинился, а сейчас еще и хочет свалить вину на организаторов, хотя они реально спасли нам жизнь".
"Уважительная" причина
В августе 2018-го уголовное дело ушло в прокуратуру для утверждения обвинительного заключения. Однако сотрудники надзорного ведомства вернули его на доследование. "Каких-то существенных недоработок не нашли, а сказали приложить лишь пару бумаг, — продолжает адвокат Колесникова. — После этого следователи должны были по новой предъявить Лукьянюку обвинение и ознакомить его со всеми материалами дела, но перед Новым годом расследование почему-то приостановили".
Причиной такого решения стало "отсутствие у обвиняемого реальной возможности участия в уголовном деле". "Лукьянюк находится под подпиской о невыезде, хотя довольно часто ездит на соревнования по России и за границу", — добавляет юрист.
По словам вдовы Алексея Лядухина, обвиняемый уже три месяца не приходит к следователю, чтобы подписать необходимые документы. Если расследование возобновят и дело все же дойдет до суда, пилоту грозит до пяти лет колонии. "Сначала я хотела, чтобы его лишь отстранили от гонок, — говорит Татьяна. — Но сейчас пусть отвечает по всей строгости закона".
В СУ СКР по Псковской области от подробных комментариев отказались, сославшись на то, что предварительное расследование еще не закончено. При этом следователь заверил сторону потерпевших, что намерен довести дело до суда.