МОСКВА, 23 янв - РИА Новости. Риск введения санкций в отношении операторов порта, поставщиков и покупателей перевозимого загоревшимися в понедельник в районе Керченского пролива в Черном море танкерами "Маэстро" и "Канди" топлива вынудил судовладельцев проводить "серую" перекачку груза с борта на борт в нейтральных водах, заявил РИА Новости главный редактор "Морского бюллетеня", эксперт по торговому судоходству Михаил Войтенко.
Танкеры "Канди" и "Маэстро" под флагом Танзании загорелись в Керченском проливе, по предварительной информации, во время передачи топлива с борта на борт вечером в понедельник. По данным Росморречфлота, на обоих судах было 32 человека: 12 человек спасены, 10 тел поднято на борт, 10 числятся пропавшими без вести.
Согласно рекомендациям минфина США, суда "Маэстро" и "Венис" (прежнее название танкера "Канди") находятся в санкционном списке за осуществление перевозок нефти в Серию в 2016-2018 годах, операции компаний с этими судами, уточняется в документе, могут привести к введению в их отношении санкций со стороны США.
"Это не что иное, как "отмывание" груза. Оба судна находятся под санкциями США, операции с ними сулят риски применения Штатами санкций в отношении поставщиков, покупателей газа, а также операторов терминалов, на которых происходит отгрузка продукции. Замаскировали таким образом роль порта как перевалочной базы, заменили документы", - считает Войтенко.
"Мои источники в судоходстве заявляют, что подобные "серые" зоны существуют как в районе Керченского пролива, так и в других акваториях, в водах, например, Юго-Восточной Азии, схемы небезызвестны, ими пользуются не только на танкерах, но и на сухогрузах", - добавил он. Войтенко также отметил, что оба судна регулярно "гасили" свои АИС (автоматическая идентификационная система в судоходстве), однако в ноябре-январе зафиксированы их заходы в порты Темрюка и Стамбула.
По словам эксперта, грузы делают "чистыми", в том числе, на подходах к Роттердаму и Северному Кипру. "Важно отметить, что сама схема перегрузки с борта на борт легальна, например, когда шаттлы везут на большегрузные суда партию товара, поскольку "большегруз" не может зайти в порт по размерам. Но проводиться они должны на якоре, при этом операции контролирует местная морская администрация с целью обеспечения безопасности работ. По моим сведениям, суда находились в дрейфе, что еще раз подтверждает, что схема "серая", - заключил он.