Его величество фейк. Добро пожаловать, или Вход запрещен

© Fotolia / DOC RABE MediaГазета с фейковыми новостями на столеГазета с фейковыми новостями на столе
Современным людям пора учиться. Учиться читать новости. Овладевать искусством отделять фейки от правдивой информации. Иначе до беды, а то и до войны недалеко.

Поддельная новость на сайте AWD News под заголовком "Министр обороны Израиля: Мы уничтожим Пакистан ядерным ударом, если он отправит войска в Сирию под любым предлогом" несколько месяцев назад чуть не стала причиной ядерного конфликта. Хорошо, что Тель-Авив и Исламабад быстро разобрались, что это фейк. А если бы не успели? Пакистан ведь тоже ядерная страна.

А вот еще, сенатор-демократ от штата Массачусетс Эд Марки попал на днях в неловкую ситуацию. В интервью CNN он заявил, в деле о предполагаемом вмешательстве российских хакеров в американские выборы, будет разбираться большое жюри. Оказалось, что это дезинформация, которую политик почерпнул из блога с фейковыми новостями. Пришлось сенатору приносить извинения.

Офис газеты The New York Times
Бравый солдат фейк. The New York Times получила "Пулитцера" "за Путина"

Но далеко не всегда правда торжествует. Фальшивки распространяются гораздо быстрее, чем опровержения. Фейковые новости стали реальной силой в политической борьбе. Очередную попытку взять проблему под контроль решил предпринять Facebook. Полем битвы выбрана Великобритания.

Не каждая компания может позволить себе выкупить полосы сразу в нескольких крупнейших британских изданиях. Но социальная сеть Facebook как раз из тех, кто может. На днях в газетах The Times, The Guardian и The Daily Telegraph появилась весьма незатейливая инструкция по выявлению недостоверных новостей. Руководство Facebook эту публикацию объяснило тоже довольно просто: в Великобритании скоро пройдут парламентские выборы, не хочется, чтобы история с американской избирательной кампанией повторилась.

Когда США выбирали 45-го президента, Facebook обвиняли в распространении поддельных новостей. По популярности они даже обходили настоящие. Разумеется, дезинформация была всегда, не Facebook придумал фейки. Однако именно фактор соцсетей поднял дезинформацию на качественно новый уровень. Ведь не так важно, ложь или не ложь, важно, как быстро сообщение достигло экрана смартфона пользователя. Ребята из Менло-Парк, конечно, постарались взять ситуацию под контроль, пригрозили лишением рекламных доходов тем, кто распространяет поддельные новости. Марк Цукерберг даже лично заверил, что намерен бороться с фейками, хотя и говорил, что влияние таких сообщений на умы избирателей несколько надуманно.

Мужчина читает газету на улице в Нью-Йорке, США, архивное фото
"Утки" уже в горло не лезут? Американцы устали от фейков про Россию

Так или иначе, с выборами в Соединенном Королевстве решили перестраховаться. И правильно делают. От итогов этого голосования очень многое зависит. Консерваторы хотят упрочить позиции перед Brexit для того, чтобы оппозиция не мешала решать дела государственной важности. В свою очередь, оппозиция надеется, что в новом составе парламента займет больше кресел и сможет влиять на то, как Brexit делается, а то и вовсе его оттянуть. Так что почва для фейковых новостей очень даже благодатная. 

Сама инструкция никаких тайных знаний читателю не открывает.  Все довольно очевидно: относитесь скептически к заголовкам; проверяйте веб-адрес, на который ссылается публикация; изучите первоисточник; посмотрите, как об этом событии пишут другие издания и еще шесть подобных пунктов. В общем, будьте внимательны. Правда, во внимательности-то как раз и кроется основной подвох. Сегодня среднестатистический пользователь Facebook подписан на десятки, если не сотни страниц. Его новостная лента обновляется непрерывно и постоянно. В таком потоке информации внимательно вчитываться можно разве что в пару-тройку статей в день. А если все делать по инструкции от Facebook, так можно и целый день просидеть, уткнувшись в монитор.

Юрий Светов, политолог и публицист
Политолог о фейках: время "беззубых старух" из песни Высоцкого прошло

Но тем, кто хочет знать правду, от этого никуда не деться. Эту истину несколько экстравагантным образом уже много лет пытается донести до общества борец с фейками итальянец Томмазо Дебенедетти. Он специально создает фальшивки, чтобы подчеркнуть: социальные сети – ненадежный источник информации, в них полно откровенной лжи, которую часто перепечатывают, не заботясь о проверке достоверности.

Добенедетти начал с публикации фальшивых интервью знаменитостей, а потом переключился на поддельные страницы в Twitter, где стал размещать сообщения о смерти известных людей. Кого он только ни "похоронил". И итальянского кардинала Тарчизио Бертоне, и президента Сирии Башара Асада, и нынешнего президента ФРГ Франка-Вальтера Штайнмайера, и кубинского лидера Фиделя Кастро, когда тот был еще жив. А еще писательницу Джоан Роулинг, режиссера Педро Альмодовара и многих других. Говорят, что последнее фейковое сообщение о смерти Нобелевского лауреата Светланы Алексиевич – тоже его рук дело.

Судя по тому, что этой новости многие поверили, усилия Добенедетти пока тщетны. А ведь пора бы уже и задуматься. Иначе скоро мир превратится в глобальное королевство кривых зеркал.

Автор Кирилл Бакеев, радио Sputnik

Подписывайтесь на канал радио Sputnik в Telegram, чтобы у вас всегда было что почитать: злободневное, интересное и полезное.

А еще у радио Sputnik отличные паблики ВКонтакте и Facebook. А для любителей короткого, но емкого слова, — Twitter.

Акценты
 
DirectAdvert



Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена