Международная карьера: какие дипломы ценит работодатель

Где лучше получать образование – в России или за рубежом? Дипломы каких вузов ценятся на международном рынке? Что такое gap year ("год разрыва") и как его проводит молодежь Европы? Об этом в интервью корреспонденту РИА Новости Антону Звереву рассказала региональный директор международной компании QS (Quacquarelli Symonds, Великобритания) по Восточной Европе и Центральной Азии Зоя Зайцева. 

Российские вузы глазами студентов - 2017
Российские вузы глазами студентов - 2017
– Зоя, ваш московский коллега, руководитель проекта "Типичный абитуриент" Владислав Белый высказал мнение, что российские абитуриенты свои планы на жизнь формируют значительно позже ровесников из-за рубежа. Вы с этим согласны?   

– Действительно, эти соображения не лишены оснований. Существует определенный разрыв между зрелостью, пониманием жизненных задач, стоящих перед российским абитуриентом, и тем, на каком этапе своего образовательного или карьерного пути он в данный момент находится.   

Это не умозрительные рассуждения. Дело в том, что наша компания выросла из международных выставок. Мы организуем образовательные мероприятия по всему миру вот уже более двадцати лет. Их география – от Северной Америки до Австралии, по двести выставок ежегодно. Вообразите, какое количество молодежи мы пропускаем через себя. 

По-моему, ребята из Российской Федерации смотрятся на общем фоне прекрасно. Они деловиты, собранны, знают, чего хотят. И все-таки есть один момент, который резко отличает россиян от иноземных сверстников. 

Во всем мире двухуровневая система высшего образования "бакалавриат плюс магистратура" позволяет выпускникам школ брать так называемый gap year – "год разрыва". Нечто вроде академического отпуска. Сначала – между школой и бакалавриатом. Ну а дальше между бакалавриатом и магистратурой и так далее.  

Этот пробел может вмещать в себя летние практики, волонтерство, путешествия. Или реальную работу, мотивированную задачей найти себя. Поиск себя – это нормально, так и должно быть в мире, который меняется ежесекундно. И это чрезвычайно увлекательно. Кто-то даже сказал, что жизнь начинается за пределами зоны вашего комфорта, в отрыве от привычного.    

В России, к сожалению, господствует другой стереотип. Не поступить в вуз сразу после школы – это (не столько для ребенка, сколько для его родителей) смерти подобно. Но возьмите Великобританию, ту же Австралию, США. Там практика "поисковых каникул" весьма распространена. Она помогает молодежи руками, что называется, мир пощупать. Чтобы понять, чем ты хочешь в нем заниматься. 

Кроме того, во многих странах болонской системы очень высока миграция ребят между университетами. Это когда, закончив бакалавриат в одном вузе, магистратуру берешь в другом.  

У нас традиция обратная. Да здравствует оседлость! Что это – наследие специалитета? Или какая-то привычка? Далеко не всегда у наших молодых есть понимание, что, выбрав вторую ступень в альтернативном вузе, можно существенно продвинуться по основной специальности. Или даже ее поменять, если пришло понимание, что хочется чего-то другого. 

– Всегда ли, по вашим наблюдениям, наши студенты-первокурсники понимают, что "на выходе" они получат вместе с вузовским дипломом?    

Студенты МГПУ
Рейтинг востребованности вузов в РФ - 2016
–  Далеко не всегда, ведь не все университеты обеспечивают реальной практикой. А как иначе они могут это понять, если у них не было возможности познакомиться с профессией вживую, взяв по окончании школы или бакалавриата тот же gap year?   

На мой взгляд, для того чтобы потенциальному студенту влюбиться в геологию, ему надо как минимум прийти на этот факультет. Посмотреть лаборатории, внутренний музей будущей альма-матер. 

Знаю, что при некоторых российских университетах действуют предметные кружки, которые ежегодно выезжают на свои летние базы. Они принимают учеников, начиная с восьмого или девятого класса. И тогда ребятам повезло: у них есть шанс заранее примерить ремесло геолога, нефтяника или агрария.  

А если клубно-секционная работа в вузе не задалась? Как ребенку узнать, любит он, к примеру, экономику или нет? Наиболее подкованные отправляются на летнюю экономическую школу во Францию, допустим. Преподаватели Сорбонны, Сайнс По, ключевых университетов этой страны собираются именно там.    

Летний академический семестр – очень хороший, по-моему, способ самодиагностики и роста. Он помогает молодому человеку приобщиться к самым разным А) профессиям, предметным областям и Б) системам образования, культурам. 

Гораздо проще после этого будет решить вопрос и о предполагаемом обучении за рубежом. 

– Как все-таки определиться платежеспособным родителям среди многообразия зарубежных вузов? Что вы им посоветуете?    

– Я создала бы матрицу вопросов, на которые предложила бы ответить и родителю, и абитуриенту. Какие области знаний (математика, биология или журналистика) даются молодому человеку легче? Говорит ли он по-английски, легко ли познает новые языки? Насколько, как студент, конкурентоспособен? 

Хватит ли у него ума и силы воли, чтобы получать в чужих краях стипендию? Есть ли у него желание международной карьеры? Насколько комфортно он будет чувствовать себя в аудиториях Кембриджа, Стэнфорда или Болонского университета?  

Теперь о том, что выбирать. С точки зрения международных карьерных возможностей европейские, американские и некоторые азиатские дипломы дают более высокий карьерный старт. Если ты закончил Сорбонну или университет Рэдинга, европейскому работодателю больше о тебе и знать ничего не нужно. В его глазах выпускник этих брендов автоматически обладает неким знаком качества. 

К сожалению, не обо всех российских университетах можно сказать то же самое.  

– Зато выбор у наших абитуриентов на зависть широкий. Вас не пугает перспектива поголовного высшего образования для россиян?

– Пугает. "Некоторым высшее образование не нужно, а некоторым не поможет", – сказал один выпускник MIT. И я с ним согласна. В стране, насколько мне известно, количество и специфика вымываемых в некоторых областях вакансий таковы, что их вполне могли бы заполнить компетентные выпускники колледжей и техникумов.  

– С вашей точки зрения, какие дипломы с отечественной аббревиатурой обладают стойкой узнаваемостью на международном рынке?  

– Прежде всего, на Западе узнают дипломы наших хороших технических и классических университетов: МГУ, СпбГУ, Физтеха, Бауманки, Новосибирского и Томского госуниверситетов, Томского политехнического университета. 

В ряде стран лучше всего знают РУДН благодаря многочисленным выпускникам еще с советских времен. Поэтому с точки зрения построения карьеры в любой точке мира нужно следовать этой тенденции: заканчивать либо хороший международный, либо хорошо узнаваемый технический или естественнонаучный университет в России. 

К слову, про сильные российские университеты. Мой коллега по консалтинговому подразделению QS, проработавший много лет на европейские и бразильские государственные агентства, правительства и университеты, этим летом едет со своим четырнадцатилетним сыном в Новосибирск, знакомить его с университетом. Думаю, это о многом говорит. 

Слегка перефразируя рекомендацию, которую я слышала от выпускников различных бизнес-школ, скажу так. Если ты хочешь работать в любой точке земного шара, заканчивай американскую бизнес-школу. Если планируешь трудоустроиться в Европе или на восток от нее, иди в европейскую. А если думаешь работать в Азии, то выбирай американскую или азиатскую. Этот совет применим и к лучшим мировым университетам.  

В остальном ничего не меняется. Для 98 процентов менеджеров по персоналу, если они видят в резюме название университета, которое не могут за две минуты найти в международных рейтингах, вашего резюме не существует.    


В Мире
Комментарии
1 пользователь оставил 1 комментарий
"Вашего резюме не существует". Подозреваю, что это дежурная фраза... Вы или человек с дипломом или сёрфер; третьего не дано.
DirectAdvert



Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена