Рубцов: вузы должны стать доступными для лиц с ОВЗ

© Фото : пресс-служба МГППУВ.В. РубцовВ.В. Рубцов

Сколько университетов России готовы обеспечить комфортное обучение лиц с инвалидностью и ОВЗ? Правда ли, что в школах и детских домах этих ребят учат по методикам 40-летней давности? Что такое "ресурсные учебно-методические центры"? Об этом и многом другом в интервью корреспонденту РИА Новости рассказал ректор Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ), академик Российской академии образования Виталий Рубцов.  

– Виталий Владимирович, в МГППУ завершила работу IV Международная научно-практическая конференция "Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики". Какую цель ставили перед собой организаторы?

– Собственно главных целей было две. Обсудить реальные инклюзивные практики, которые сложились на разных уровнях образования. И – дать новый импульс развитию образовательной и социальной инклюзии в нашей стране.  

– Конференция порадовала яркими открытиями, стала общественным событием. Советник по культуре Посольства Швеции в Москве Стефан Ингварссон заявил, что у России в этой сфере "есть проекты, о которых должен узнать мир". В то же время, по словам замминистра образования Вениамина Каганова, сегодня уже нельзя оценивать здоровье ребенка "по методикам 40-летней давности". Что, если говорить конкретнее, он имел в виду? 

– Речь идет о необходимости масштабного обновления арсенала технологий, используемых педагогами-психологами, логопедами, дефектологами и учителями в работе с детьми-инвалидами. Сегодня стремительно меняется среда, где они живут, и мир вокруг них. Меняются сами дети. 

Ректор МГППУ Виталий Рубцов на всероссийской конференции по обсуждению содержания профстандарта педагога. 21 декабря 2016
Рубцов: семья - самый серьезный партнер в разработке стандарта педагога
В этих условиях требуются впервые создаваемые или качественно новые разработки, не только методические, но и научно-исследовательские в этой сфере. Нужны, например, учебные пособия и методические рекомендации по социально-бытовой адаптации детей-инвалидов. Создаются примерные адаптированные образовательные программы физической культуры для инвалидов и лиц с ОВЗ.   

Все эти и другие актуальные позиции сведены в "двухлетний" Межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования, подписанный вице-премьером Ольгой Голодец. Он интегрирует методики и подходы, которые складывались у нас долгое время и признаны остро востребованными.

Этот документ был принят 27 июня 2016 года. Спустя год, буквально в эти дни (20 июня), темпы его реализации обсуждались на заседании Совета Минобрнауки РФ по вопросам образования лиц с ОВЗ и инвалидов.    

В данный момент реализуются не один, а два стратегических плана развития инклюзивного пространства в отечественном образовании. Второй из них касается мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016 – 2018 годы. 

Оба названные мною документа подчеркивают правительственный уровень решения проблемы инклюзии. Над ней сообща работают Минобрнауки, Минздрав, Минтруд, Минспорт, Рособрнадзор, Минкультуры.

Поставленная в планах Правительства РФ задача создания доступной среды для лиц с инвалидностью и ОВЗ условно распадается на два направления деятельности. Первый – обеспечение архитектурной доступности образовательной организации. Например, для тех, у кого есть нарушения опорно-двигательного аппарата, или для слепых учащихся.

Второе направление связано с реализацией доступности собственно образовательных услуг. Оно предполагает, в первую очередь, обновление образовательных программ, методик, концепций преподавания, на которых и сделал акцент заместитель министра. 

Но очевидно, что и методики, и книги, и самые современные приборы мало что значат без квалифицированного педагога, ведущего учеников за собой. Поэтому на конференции многие коллеги говорили о его ментальности, профессиональной мобильности, умении сотрудничать в команде, субъектом работы  которой является особый ребёнок. 

При этом я бы подчеркнул, что многие риски, в том числе, связанные с авторитарным давлением на ребенка, резко повышаются, если поставленная перед учителем задача не подкреплена профессиональными инструментами и условиями для ее выполнения.

– Планом мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ на 2016 – 2018 годы предусмотрено создание сети ресурсных учебно-методических центров по обучению этой категории граждан на базе вузов. Среди трех первых центров такой ресурсный центр создан именно в МГППУ. Поясните: для чего? В чем состоит его миссия?  

– Ответ звучит уже в самом названии – это Федеральный ресурсный учебно-методический центр по организации методического сопровождения образования людей с особыми образовательными потребностями.  

Здание МГППУ
Педагоги обсудят проблемы образовательной инклюзии на конференции в МГППУ
Он обеспечивает организационное сопровождение создания и функционирования региональных ресурсных центров по обучению студентов с инвалидностью и ОВЗ на базе вузов. Оказывает консультативную и методическую помощь представителям вузов по данным вопросам. Помогает в подготовке научно-педагогических и других категорий работников к работе с такими учащимися.

Очевидно, что во всей этой сложной деятельности университетам нужен навигатор. С чистой страницы приступить к такой работе с понедельника на вторник нелегко. Найти необходимые образовательные программы и руководства, разобраться в них – тоже. Ресурсные центры будут, прежде всего, аккумулировать эти программы, фактически выступая по отношению к высшим учебным заведениям в качестве центров коллективного пользования. Их важная миссия состоит также в том, чтобы правильно организовать профориентацию таких ребят, способствовать их трудоустройству после окончания вуза и последующему сопровождению.

– Примеры организации "сверху" похожих структур, но в области психолого-педагогического и медико-социального консультирования школьников еще свежи в памяти. Далеко не все такие ППМС-центры доказали свою жизнеспособность. В чем видится вам залог эффективности создаваемых ресурсных центров?

– Они вызваны к жизни как раз потребностью, продиктованной "снизу", – обеспечить доступность и качество профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ. А чтобы реализация этой задачи не пошла по формальному пути "выполнения показателей", для сопровождения вузовской практики создаются федеральные и региональные ресурсные центры.

Эти новые структуры будут помогать университетам становиться в полном смысле инклюзивными образовательными учреждениями.

В планы на 2017-2018 годы входит создание 21 РУМЦ с закреплением за ними "территории ответственности". Проведение мониторинга доступности вузов на этой территории. Разработка "дорожных карт" и нормативной базы, определяющей стандарт доступности и качества образования для инвалидов. И, наконец, внедрение экспертизы на соответствие заданным стандартам качества образовательных условий в конкретных вузах.   

"Дорожная карта" создания РУМЦ рассчитана до 2020 года. В перспективе она должна охватить все 1300 вузов в 85 субъектах России. Планы серьезны. Но уже и в текущем году каждый из вновь созданных РУМЦ взаимодействует с не менее чем 30 университетами в трех, как минимум, регионах. 

В России
 
DirectAdvert



Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена