Фрумин: каждый иностранный студент – фактически турист

© Фото из личного архиваФрумин Исак ДавидовичФрумин Исак Давидович

Тема развития российской высшей школы в центре внимания. В этом свете высокое значение приобретают результаты Конференции Российской ассоциации исследователей высшего образования, которая прошла в Москве. О некоторых ее итогах рассказал РИА Новости научный руководитель Института образования НИУ "Высшая школа экономики" Исак Фрумин. 

- Центральная тема конференции Российской ассоциации исследователей высшего образования — соотношение глобального и регионального в развитии университетов. Какое же должно быть это соотношение?

— Это относительно новая тема, поскольку еще лет тридцать назад университеты выполняли исключительно локальные функции. Сегодня высшее образование становится ареной глобальной конкуренции за знания и людей. Вместе с тем старые задачи, связанные с ролью университетов в развитии региона (крупного города, страны), никуда не ушли. Возникает новый набор вызовов.

Студенты МГПУ
Рейтинг востребованности вузов в РФ - 2016
Российские университеты, участвующие в программе "5-100", остро переживают противоречия: с одной стороны они должны ориентироваться на вопросы, которые интересуют весь мир, но с другой –находить поддержку у себя в стране. Например, как правильно заметил проректор Новосибирского государственного университета Алексей Окунев, до сих пор при выборе научных тем мы руководствуемся нашим прошлым опытом и традициями, нежели вопросами, волнующими глобальное сообщество. Или взять наших студентов: они даже помыслить не могут, что сегодня имеют возможность обучаться на разных языках, используя автоматические переводчики, на курсах ведущих университетов мира.

Как изменить это отношение – большой вопрос. Нельзя просто сказать: "я — глобальный университет" или "я — региональный университет, работаю на внутреннем рынке, мне ни к чему конкуренция с иностранцами". Сегодня очевидно, что университеты должны находить более сложные модели согласования новых противоречивых задач.

 — Как измеряют результаты влияния университетов на локальную экономику?

— Международные глобальные рейтинги ориентированы в первую очередь на показатели количества научных публикаций в международных индексированных базах данных и иностранных студентов в этих университетах.

И хотя каждый иностранный студент – это вклад, фактически турист, приехавший в страну и оставляющий здесь свои деньги, но по большому счету в мире пока не умеют измерять вклад университета в региональное развитие общества или экономики.

Есть отдельные рейтинги, предпринимающие такие попытки. Например, в Великобритании 20% веса при оценке исследований принадлежат так называемому "влиянию университета на реальную жизнь".

- Отсутствие измерения вклада университетов в региональное развитие – проблема российская или интернациональная? 

— Конференция, в которой приняли участие выдающиеся ученые из США, Великобритании, Кореи, Норвегии и Китая, в очередной раз показала, что обсуждаемые проблемы не являются только российскими. Проблемы общие.  

Среди ответов, которые мы получили, я бы отметил целый пласт работ наших молодых ученых, например, Олега Лешукова и его коллег из Института образования ВШЭ, которые попытались сравнить место региональной системы высшего образования и оценить эффективность университетов в зависимости от разного регионального контекста. Эта "пионерская работа", безусловно, может быть использована при выработке федеральной образовательной политики в России. 

- Какие еще проблемы высшей школы были затронуты на конференции?

— Новый пласт исследований связан с объединением университетов. Пока мы лишь ведем публицистические дискуссии на эту тему в терминах "хорошо" или "плохо". Но нам важно понимать, что там происходит, какие есть реальные результаты, как это влияет на студентов.  

Конечно, целый ряд докладов был посвящен студентам, их месту в университетах, их опыту. Если говорить о новых задачах, то с огромным огорчением придется признать, что пока мы не научились сравнивать достижения студентов и выпускников разных университетов. Мы оцениваем их трудоустройство, иногда их зарплату, но сравнить результаты их обучения у нас не получается.

На конференции был представлен российско-американско-китайский проект по сравнительной оценке образовательных достижений студентов Китая, России и США. Это настолько интересный инновационный проект, что о желании участвовать в нем уже заявили Индия, Корея, Германия. Возможно, через несколько лет мы впервые в мире будем обсуждать не просто данные о том, в каких условиях учатся студенты, но и анализировать то, какую они получают добавку к своим знаниям и компетенциям. 

- Обсуждалась ли сравнительная оценка преподавателей? 

— Да, очень интересный доклад итальянского и польского коллег был посвящен тому, кто является самыми продуктивными преподавателями. Один из выводов состоял в том, что наиболее продуктивны те профессора, которые существенно больше работают. Мне этот вывод кажется тривиальным, но чрезвычайно важным. Мы иногда ищем магические решения там, где для увеличения научной продуктивности просто надо больше работать.

- Какие еще новые задачи поставили эксперты на конференции? 

— В исследовательской повестке довольно остро сегодня встал вопрос, связанный с разработкой рейтингов для региональных университетов — вузов, расположенных не в столице. Они никогда не попадут в те рейтинги, в которые попадают университеты из "5-100" и крупные столичные вузы. Но региональным университетам тоже необходимы точки отсчета, чтобы каким-то образом определять и показывать свою эффективность.

Есть такие вузы, для которых их роль в региональном развитии стоит выше в числе приоритетов, чем показатели публикационной активности в международных журналах. Когда мы говорим о роли в контексте региональных университетов, то речь идет о том, что они вносят вклад в социально-экономическое развитие региона через некоторые прямые действия, прикладные работы и исследования, решения общественно-значимых задач, через культурную функцию.

Совершенно очевидно, что для региональных университетов нужны свои рейтинги и критерии, должна быть выработана своя система оценки и поощрения наиболее сильных вузов. Такая задача уже поставлена, создана рабочая группа. Думаю, что такой рейтинг появится через несколько лет.


В России
Комментарии
1 пользователь оставил 1 комментарий
"Мы оцениваем их трудоустройство, иногда их зарплату".

Если сравнивать зарплату, то необходимость сравнивать трудоустройство пропадает. Года два впервые в СМИ появились отрывочные данные о зарплате выпускников разных вузов. Но в дальнейшем подобные публикации прекратились. Кстати, не в России трудоустройство оценивают по одному критерию - времени между окончанием вуза и началом первой работы. МОН такой информацией тоже не владеет.
 
DirectAdvert



Наверх
Пройдите опрос, чтобы мы могли сделать сайт лучше
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена