Романичева: Мини-сочинения вскоре заменят тесты в ЕГЭ по литературе

Единый государственный экзамен по литературе относится к числу экзаменов по выбору. Его сдают абитуриенты, которые планируют связать свое будущее с филологией или творческими специальностями. Однако подготовиться за год-два к этому экзамену, как это бывает с другими предметами, непросто: школьнику необходимо прочесть и усвоить огромное число литературных произведений. Как будет меняться ЕГЭ по литературе в ближайшие годы? Хватает ли учителям литературы навыков для успешной подготовки учеников в новых условиях? Об этом корреспонденту РИА Новости рассказала главный научный сотрудник Института системных проектов Московского городского педагогического университета (МГПУ), председатель ЕГЭ по литературе по Москве в 2015 г. Елена Романичева.

- Елена Станиславовна, как в последние годы менялся Единый государственный экзамен по литературе?

— Изначально в Единый государственным экзамен по литературе входили тесты с выбором ответов – так называемые тесты "закрытого типа". 

Несколько лет назад они ушли, остались тесты "открытого типа", когда нужно написать ответ на вопрос, который проверяет машина, а также пять сочинений (скорее, письменных речевых высказываний): одно — большого формата и четыре — маленького. 

Содержание заданий в последние годы существенно не менялось. Менялись критерии оценки – где-то уточнялись, где-то усложнялись, где-то, наоборот, упрощались.

Сейчас специалисты обсуждают возможность вообще убрать из экзамена тесты с открытым ответом, и добавить еще два мини-сочинения. Фактически за четыре часа ученику нужно будет создать семь текстов.

Я не считаю эту форму экзамена удачной. Талантливым ребятам реально не хватит времени – попробуйте написать за короткое время семь текстов, которые, кстати, проверяются по разным критериям. А те, кому сдача ЕГЭ по литературе нужна только как факт, будут писать шаблонные тексты.

- Можно ли ожидать, что это изменение произойдет уже в 2017 году?

— Это зависит от решения законодательных и исполнительных органов, хотя нам обещали, что в 2017 году ничего не изменится. Думаю, что пока этот экспериментальный вариант будет апробироваться. Надо просто следить за материалами, которые публикуются на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ).

- Достаточно ли учителя литературы сегодня подготовлены для того, чтобы помогать ученикам справляться с требованиями госэкзамена?

— Безусловно, они к этому готовы. Но следует иметь в виду, что, ЕГЭ по литературе в Москве сдают 5-6% абитуриентов. Как правило, это выпускники достаточно сильных школ, которые поступают на специальности, связанные с филологией, и на некоторые специальности, связанные с творчеством, например, в театральные вузы. В таких условиях подготовка к экзамену становится абсолютно индивидуальной и учителя с ней справляются.

Но не все зависит от подготовки учеников. К сожалению, в экзаменационных материалах нередко встречаются очень неудачные вопросы и тексты для анализа. Например, в этом году, был предложен поэтический текст Солоухина. На мой взгляд, этот автор не относится к числу поэтов первого ряда, хотя у него очень неплохая проза…

Учителя готовят учеников не к анализу конкретного текста, они готовят к анализу эпического или лирического текста, а дальше, если у выпускник начитан, все будет в порядке. А если он слабо знает текст, не прочитал все, что перечислено в кодификаторе, — все будет сложно. Учитель не сможет совершить чудо, если ученик читал тексты в кратком изложении.

- Насколько среди абитуриентов распространено чтение подобных кратких изложений вместо полных текстов?

— Это массовая проблема. Само понятие чтения у наших школьников сегодня наполняется совершенно другим содержанием. Читать – теперь освоить не текст в полном объеме, а определенный отрывок из этого текста, посмотреть кино, пролистать краткое изложение. Об этом говорят данные социологических опросов.

Решить эту проблему очень сложно. Объем литературы, который заложен в кодификатор, огромен, он рассчитан на человека, который изучает литературу на профильном уровне. И если ты не читал произведения школьной программы все 10 лет учебы, в 11 классе сделать это будет невозможно.

Вообще объем обязательных текстов — это самый большой и больной вопрос ЕГЭ по литературе. Я бы хотела обратиться к разработчикам экзамена: давайте внимательно почитаем федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) и найдем – поверьте, это очень сложная работа – адекватный формат проверки планируемых результатов в соответствии с этим стандартом. Пока ЕГЭ ориентирован на государственные образовательные стандарты, действовавшие до сих пор.  У нас сейчас внедряются принципиально новые образовательные стандарты, и хотелось бы надеяться, что когда они дойдут до 9 и 11 класса, то ЕГЭ будет с ними соотнесен. 

Что посоветовать ученикам? Как правило, дети определяются с выбором будущего направления подготовки не в последний год учебы. Пока они учатся, можно посоветовать им заглядывать в кодификатор и сверять с ним уровень своей подготовки. Потому что успех на любом экзамене — это хороший уровень подготовки плюс некоторый элемент везения. Ведь вполне возможно, что ученику попадется именно тот текст, который он знает хорошо.

- Какие новые компетенции сегодня нужны учителю литературы для успешной работы? 

— Очень важная компетенция сегодня – умение работать в условиях постоянно изменяющегося контента. Учитель литературы должен быть готов к постоянным изменениям учебников и учебных программ. Кроме этого, он должен быть готовым к самообучению на протяжении всей жизни. Но это, наверное, касается всех учителей без исключения. 

Нужно помнить, что сами функции учителя сегодня меняются. И это происходит не потому что мы ориентируемся на Запад, Восток, Север или Юг. Меняется мир вокруг, учитель перестает быть единственным источником знаний для ученика, вместо этого он становится в большей степени организатором его учебной деятельности. 

Еще одна очень важная компетенция, связана с умением планировать свою деятельность исходя из того, что должны делать твои ученики в процессе обучения, из правильной организации их работы, направленной на достижение планируемых результатов, на подбор учебного материала и создание учебных ситуаций.


В России
Комментарии
1 пользователь оставил 1 комментарий
Хватит болтать, ЕГЭ это вредительство и преступление совершенное теми кто его внедрил в нашей стране. Где это видано - на входе в класс где проводят ЕГЭ полиция с металлодетекторами ? Знания охраняют ?!!
 
DirectAdvert





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
* Все поля обязательны к заполнению
Заявка успешно отправлена