Рейтинг@Mail.ru
Павлова: Дистанционное обучение языку может быть эффективнее очного - РИА Новости, 12.05.2015
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Навигатор абитуриента
Навигатор абитуриента

Павлова: Дистанционное обучение языку может быть эффективнее очного

© Фото из личного архиваСветлана Павлова
Светлана Павлова
Потребность в изучении русского языка у многих жителей бывших советских республик существует и сегодня. Кто и с какими целями сегодня обращается к преподавателям русского языка? Какие дистанционные методы работы могут помочь выучить язык? На эти и другие вопросы ответила генеральный директор компании "Дистанционный репетитор" Светлана Павлова.

Потребность в изучении русского языка у многих жителей бывших советских республик существует и сегодня, несмотря на разные политические и экономические сложности последних лет. Кто и с какими целями сегодня обращается к преподавателям русского языка? Какие дистанционные методы работы могут помочь выучить язык всем желающим? На эти и другие вопросы корреспонденту РИА Новости Анне Курской ответила генеральный директор компании "Дистанционный репетитор", преподаватель русского языка и литературы Светлана Павлова.

- Светлана Александровна, насколько высок среди жителей стран Ближнего Зарубежья спрос на изучение русского языка?

Зачем нужно учить русский язык
Зачем нужно учить русский язык
— К нам чаще всего обращаются русскоговорящие жители соседних стран, которые по разным причинам хотят связать свое будущее с Россией — приехать сюда учиться или работать. Русский язык для них либо родной, либо, как говорят, "второй родной", то есть, они приступают к изучению русского не с нуля.

Как правило, у нас занимаются школьники, ученики 8-11 классов. Они хотят подготовиться к сдаче ОГЭ (ГИА) или ЕГЭ, поступить в школу или лицей, где есть определенные требования по русскому языку. Обращаются и взрослые, которым недостаточно их знания русского языка для работы. Чаще всего им не хватает навыков письменного общения, или они хотят убрать из своей речи акцент.

- Насколько развиты дистанционные методы при обучении русскому языку?

— Сегодня в интернете распространены курсы, на которых человек, по сути, занимается самообучением по предоставленному материалу. Мы поддерживаем более «живой» формат онлайн-занятий, при котором преподаватель все время находится на связи с учеником — либо в виртуальном классе, либо если интернет не позволяет, по скайпу. Занятия происходят в реальном времени, просто учитель и ученик находятся на расстоянии друг от друга. Разумеется, при таком варианте использовать учебные текстовые, видео и аудио материалы также необходимо, но живое общение здесь все же превалирует.

- Насколько эти технологии эффективны? Можно ли их сравнить с занятием с преподавателем в обычном классе?

— У каждого метода есть своя специфика, но эффективность дистанционного обучения иногда даже выше, чем очного. Дело в том, что здесь нет такой иллюзии, которая очень часто возникает в обычном классе, когда на общий вопрос ответил сосед, а сам ученик лишь его выслушал и пребывает в уверенности, что ответил бы так же.

Здесь же, когда перед тобой компьютер, и даже одобрения учителя порой не слышно и не видно, ученик чувствует большую ответственность за результат своей деятельности. Может быть, к нам приходят более мотивированные учащиеся, но мне кажется, что это именно специфика дистанционного формата. То есть, если сам ученик не очень мотивирован учиться, то сам формат занятий заставляет его работать больше. 

- Нет ли здесь обратного эффекта, что удаленное занятие не так жалко прогулять? Если учитель приезжает ради тебя на обычный урок, обычно при пропуске занятия у ученика возникает какое-то чувство вины…

— Да, при дистанционном обучении культура взаимоотношений немного меняется. С этим мы столкнулись, когда начинали работать в формате массовых групповых вебинаров. Там очень трудно отследить, интересно ли ученику на занятии, занимается ли он своими делами или вовсе вышел из класса. 

В некоторых школах ввели дистанционные элективные курсы по субботам, и ученики рассказывают, что теперь их задача проснуться в 9:30, войти в чат, написать: "Доброе утро, Мария Ивановна", и можно дальше идти спать.

Когда работаешь один на один, уровень контроля и ответственности, напротив, всегда увеличивается, а не уменьшается.

- Могут ли, на ваш взгляд, жители стран СНГ сохранить грамотную русскую речь у себя и своих детей в нерусскоязычном окружении?

— Мне кажется, что это возможно, если есть такая потребность и желание этим заниматься. А способов сейчас можно найти множество. Можно сохранить речь, просто слушая на YouTube русскоязычные каналы, даже необязательно профессионально сделанные. В интернете есть очень много материалов, подходящих для того, чтобы поддерживать речевую среду, даже если она отсутствует вокруг. Если человек хочет, то он может найти все эти возможности.

- Помогает ли освоить русскую речь пользование русскоязычными социальными сетями?

— Безусловно, общение может принести пользу и там. Но пользователи социальных сетях чаще всего общаются письменно, используют онлайн-переводчики, и фразы получаются не всегда правильными. Для начального вхождения в языковую среду, безусловно, это допустимо, а продолжать общение можно уже в любом формате. 

Если же мы хотим поддерживать устную речь, то здесь нам нужно живое общение, и тогда следует ориентироваться на форматы, близкие к скайпу. Есть специальные языковые скайп-чаты, где люди в свободное время тренируются говорить друг с другом на том языке, которому они обучаются, чтобы языковой практики было как можно больше. Занятия получаются бесплатными, при этом каждый участник заинтересован в результате. 

Школьники не всегда готовы к такому подходу, они не любят ситуацию неуспеха, стараются ее избегать. А взрослые люди готовы тренироваться любыми способами, чтобы быстрее освоить язык. 

- Насколько при изучении языка важна конкретная цель – сдать экзамен, поступить в вуз, получить работу? Единственный ли это способ заставить себя заниматься языком, или среди ваших учеников есть люди, которые делают это "из любви к искусству"?

— Да, у нас есть ученики, которые учат язык не для решения конкретной задачи, но, я считаю, "любовь к искусству" не появляется на пустом месте. Таких учеников либо родители заражают своей любовью к русскому языку и литературе, либо они сами начинают интересоваться русской культурой. Но все-таки такая мотивация реже встречается и дает худший результат, потому что если не стоит конкретная задача с конкретным сроком исполнения, можно всю жизнь понемногу заниматься, почти не продвигаясь вперед. 

Дело идет гораздо лучше, когда у ученика есть цель, хотя бы и условная. Сейчас многие преподаватели стараются работать с такими условными, игровыми целями. Они вовлекают ученика в соревнование с самим собой и за счет этого активизируют учебную деятельность. Но в этой сфере нужно еще много работать, чтобы выработать наиболее эффективные методики.


 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала