Клячко: что мешает развитию непрерывного профессионального образования

© РИА Новости / Виталий ТимкивПерейти в фотобанкУчастник финала во время соревнований в дисциплине Столярное делоУчастник финала во время соревнований в дисциплине Столярное дело

Развитие непрерывного профессионального образования в стране на сегодняшний день эксперты считают недостаточным. Что мешает работодателям развивать программы повышения квалификации для работников? Какие причины для переподготовки сами работники считают важными? Об этом РИА Новости рассказала директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Татьяна Клячко.

Задача существенно нарастить масштабы переобучения работников остается для системы образования нерешенной. Дело в том, что  государство непосредственно контролирует только небольшой сегмент рынка – повышение квалификации и профессиональной переподготовки бюджетников, государственных и муниципальных служащих.

Участник робототехнической Олимпиады
Россияне назвали специальности, которые предпочли бы для своих детей
Частный сектор занимается переподготовкой работников тогда, когда есть производственная  необходимость и финансовые возможности, а также, когда он вынужден это делать по закону (например, по требованиям техники безопасности). Если же всем предприятиям раздать законодательные предписания и начать контролировать их исполнение, то, скорее всего, это вызовет всплеск коррупции, а непрерывное профессиональное образование останется на прежнем уровне.

Статистика и социология

По данным Росстата, в 2016 году программами дополнительного профессионального образования было охвачено 20,1% работников российских предприятий. Эти цифры вызывают некоторое удивление, поскольку в ситуации экономического кризиса работодатели обычно сокращают расходы на переобучение своего персонала, а сами работники редко согласны самостоятельно платить за учебу.

Что касается повышения квалификации бюджетников, то в 2016 году прошли переобучение 32,8% учителей (при норме в 33,3%), 12,6% врачей (при норме в 20%), а в 2017 году — менее трети государственных и муниципальных служащих.

По данным Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС, работодатели предприятий всех уровней отмечают нехватку у персонала инженерно-технических компетенций. Это может быть следствием недостаточного уровня подготовки выпускников российских технических вузов.

Показательно, что крупные предприятия предпочитают повышать квалификацию инженерно-технического персонала в собственных учебных центрах, вместо того, чтобы отправлять их на "доводку" в инженерные вузы. У средних и малых предприятий своих учебных центров нет, а вузам они так же не доверяют, поэтому восполнение технических знаний и умений персонала для них — серьезная проблема.

Работодатели также отмечают дефицит компетенций в сфере управления, экономики и информационных технологий.

Работодатели: учить персонал стало накладно

Владимир Путин проводит совещание по вопросу развития системы среднего профессионального образования в ходе рабочей поездки в Свердловскую область. 6 марта 2018
Система профессионального образования должна быть гибкой, заявил Путин
Позиция работодателей по вопросам обучения их работников сильно различается в зависимости от успешности или неуспешности предприятий. И на тех, и на других считают, что учить персонал необходимо. Но стартовые позиции здесь разные. На успешных предприятиях считают, что их работники, особенно управленцы, имеют хорошее базовое образование, хотя признают, что с базовой подготовкой рабочих кадров дело обстоит неважно.

Неуспешные предприятия получают с рынка труда менее подготовленные кадры. Но, как ни странно, большинство работодателей и на этих предприятиях полагают, что управленческие кадры у них имеют хорошие знания, и винят в своих неудачах внешние условия экономической деятельности.

Работодатели на неуспешных предприятиях гораздо сильнее, чем на успешных,  выражают недовольство подготовкой рабочих, но не готовы заниматься повышением их квалификации. Как правило, у работодателей нет на это средств, и, кроме того, они боятся, что если у работника повысится квалификация, то он уйдет к конкурентам.

В последнее время даже успешные предприятия стали предпочитать более короткие и дешевые программы профессиональной переподготовки работников, чем раньше. Неуспешные предприятия просто сворачивают программы повышения квалификации, если только регулирующие органы не требуют от них обратного.

Работники: учиться нужно, чтобы сохранить свое место

Министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин. Архивное фото
Проект по повышению производительности труда должен охватить 20 регионов
Что касается работников, то большинство из них были бы рады регулярно повышать свою квалификацию, чтобы получать прибавки к зарплате и повышение в должности. Но в последние годы на первое место вышел иной мотив: подавляющее большинство опрошенных работников, прошедших повышение квалификации, полагают, что это обеспечит им сохранение рабочего места или позволит без особых потерь перейти на аналогичное предприятие. Таким образом, работники стали воспринимать непрерывное профессиональное образование как залог стабильной занятости.

Если же работники за последние пять лет не проходили повышение квалификации, они чаще всего объясняли это тем, что у них "нет потребности в дополнительном образовании", "нет свободного времени" или "нет достаточных финансовых возможностей". Более половины из них указали, что в переподготовке не заинтересованы их работодатели. Чаще всего деятельность их предприятий не развивается, и никакой потребности в обучении работников нет.

Это и есть ответ на вопрос, почему, несмотря на все призывы и даже указы, непрерывное профессиональное образование в России не получает должного развития. У большинства работодателей и работников нет потребности в этом, а нередко и денег.

Навигатор абитуриента
Комментарии
1 пользователь оставил 1 комментарий
"непрерывное профессиональное образование в России не получает должного развития. У большинства работодателей и работников нет потребности в этом, а нередко и денег" -- Т. Клячко.


"… В современной России при крайне низкой заработной плате инженеров, технологов и рабочих экономика ориентируется на примитивный труд. У квалифицированного труда нет ни стимулов, ни общественной значимости."
Абалкин Л.И. История российской экономической мысли и ее связь с политикой // ЭКО, № 11, 2009. С. 147-154

Диагноз поставлен. Лечение не назначено.
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена