Рейтинг@Mail.ru
Строители Победы
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Москва серьезно пострадала во время Великой Отечественной войны — но город не сдался. Бережно восстанавливать разрушенное, возрождая жизнь среди руин, в столице начали еще тогда, когда гремели победоносные бои. Полномасштабное же восстановление началось с приходом Победы. Архитектура послевоенной Москвы заговорила на языке торжества: широкие проспекты, устремленные в будущее, парадные фасады, излучающие свет надежды, скверы и парки, где снова звучал детский смех.
В спецпроекте РИА Новости, посвященном 80-летию Победы, расскажем, кто и как менял город после войны, какие истории хранят его восстановленные и построенные заново здания и как сегодня город бережет память о героическом прошлом тех, кто подарил нам будущее.
Глава 1. Москва в годы войны
Москва во время Великой Отечественной войны, хотя и пострадала меньше, чем некоторые другие города СССР, часть из которых была практически стерта с лица земли, все же получила немалый урон от налетов немецкой авиации и бомбежек.
Миллиардный ущерб
Налеты на Москву начались в июле 1941 года, ровно через месяц после начала войны. Самые интенсивные бомбардировки пришлись на октябрь-ноябрь 1941 года, а к 1943 году все атаки на город уже прекратились, рассказывает искусствовед, замдиректора Музея архитектуры имени А. В. Щусева по просветительской деятельности Ксения Смирнова.
"Немцы кидали на город либо фугасные, заряженные аммоналом, либо зажигательные бомбы. "Зажигалки" при ударе с какой-то тяжёлой, твёрдой поверхностью загораются как гигантский факел", – объясняет начальник отдела "История Москвы" Музея Москвы Ирина Карпачева.
Всего на Москву, по ее данным, было сброшено более 100 тысяч зажигательных и около 1,6 тысячи фугасных авиационных бомб, воздушная тревога за время войны объявлялась 141 раз. Большой проблемой для города было то, что в Москве к началу войны было много деревянных домов, которым из-за опасности возникновения пожара были особенно страшны зажигательные бомбы.
К концу войны, по данным, которые приводит в своей кандидатской диссертации главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, срочного ремонта требовали почти 90% системы центрального отопления, а также половина водопровода, канализации, электрооборудования и газоснабжения столицы.
Всего в Москве было разрушено 6,4 тысячи зданий, добавляет Карпачева. Эта цифра включала в себя не только жилые и административные здания, заводские корпуса, но и складские помещения, а также временные постройки. После войны нуждались в ремонте и более 70% московских крыш, так как они были повреждены в результате обстрелов города.
Ущерб от бомбардировок, причиненный городу налетами, согласно данным специальной комиссии, составил 4,3 миллиарда рублей.
Пострадавшее наследие
От фашистских налетов пострадало немало известных зданий и сооружений столицы. Так, например, фугасная бомба попала в здание Большого театра. В результате этого попадания была уничтожена лепнина в вестибюле, выбиты окна, обрушилась стена главного фасада театра, рассказывает москвовед Александр Васькин.
Также был поврежден Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина на Волхонке, полностью уничтожен Государственный Академический Театр имени Евгения Вахтангова на Арбате, сильно пострадал Белорусский вокзал, даже Кремль подвергся бомбардировке, перечисляет он.
В Большом Кремлёвском дворце фугасная бомба пробила крышу и упала в Георгиевский зал, но, к счастью, не сработала, добавляет Карпачева. В Лаврушинском переулке сильно пострадала Третьяковская галерея – на здание были сброшены две фугасные бомбы, рухнуло межэтажное перекрытие.
Во время войны бомба попала в тоннель между Арбатской и Смоленскими станциями метро, пострадал и Белорусский вокзал. Дважды попадали бомбы также в Московский зоопарк, рассказывает историк Москвы Филипп Смирнов.
Бомба повредила и здание Московского университета на Моховой улице. Взрывной волной там были разрушены многие интерьеры.
Одной из самых трагичных потерь, по словам Смирновой, был уничтоженный дом Гагарина на Новинском бульваре, который представлял из себя уникальный памятник деревянного московского ампира. От попадания бомбы выгорел, и сегодня от него сохранились только белокаменные сфинксы, которые хранятся в Музее архитектуры.
"Кроме того, немцы сбросили фугасную бомбу на дом по адресу: Моховая улица 10 строения 1 и 2. В результате был уничтожен один из подъездов. Этот дом сохранился и сейчас, но теперь он состоит из двух отдельных зданий", – добавляет Васькин.
Сильно пострадала и одна из центральных улиц столицы – улица Тверская.
Также были налеты на Пятницкую улицу, говорит Смирнов – во время одного из налетов туда упал фугасный заряд. В результате бомбардировки фугасный снаряд упал в здание райкома на улице Большая Полянка, дом 50. Из-за прямого попадания бомбы был полностью уничтожен Арбатский рынок.
Из крупных заводов в Москве пострадал Завод имени Сталина (ЗИЛ) – частично там были разрушены цеха, которые не эвакуировали из города, рассказывает Карпачева. Кроме того, немцы били по большим городским овощебазам, складам и т.п.
Спасти и уберечь
Для того, чтобы уберечь стратегические и знаковые здания и сооружения центра Москвы от бомбардировок, было решено маскировать их.
"У немцев в период войны были очень точные карты, с воздуха они определяли расположение важных объектов и наносили по ним удары. Нужно было сделать Москву невидимой с воздуха. Маскировка помогла минимизировать ущерб", – рассказывает Васькин.
Разработка проекта маскировки была поручена архитектору Борису Иофану. В специальную службу, по словам главы Союза архитекторов России Николая Шумакова, вошли видные архитекторы и художники: Виктор Андреев, Иосиф Ловейко, Михаил Посохин, Каро Алабян, Николай Колли, Дмитрий Чечулин и многие другие.
Этот проект включал в себя различные приемы маскировки. В первую очередь, плоскостную имитацию, то есть разукрашивание и нанесение рисунков на плоские поверхности, стены домов, на которых рисовали ложные оконные, дверные проемы, ложные улицы, переулки, объясняет Смирнова.
Фото 4. Защитная маскировка на здании Большого театра в Москве в 1942 году
"Такие же рисунки наносились на крыши сверху, чтобы не быть видными для вражеской авиации. На больших площадях и заасфальтированных поверхностях города были сделаны изображения, имитирующие плотную застройку. Таким образом был нарисован целый квартал зданий на нынешней Манежной площади, на Красной площади. Прямо поверх здания Театра Красной армии также был нанесен рисунок. Потом его счищали, снимали краску", – отмечает она.
Помимо таких маскировочных изображений, на особо яркие, видимые издалека объекты, типа позолоченных куполов, в Москве надевались защитные чехлы. Кремлевские звезды, по словам Смирновой, просто погасили.
Создавались также и объемные имитации, то есть буквально выстраивание бутафорских объектов, домиков на площадях, на глади Москвы-реки, а также сооружения вокруг зданий или вокруг частей зданий каких-то ложных объемов. Например, Мавзолей был целиком обстроен деревянной конструкцией и замаскирован под обычный дом. Вокруг портика Большого театра также были натянуты полотнища, имитирующие маленькие здания, из которых якобы состоит этот объем. Также на крышах зданий выставляли кусты, зеленые насаждения.
"Целью всей этой бутафории была дезориентация немецких летчиков, чтобы они не могли быстро сориентироваться по явным, легко считывающимся планировкам зданий, таким как Манеж, Кремль, кремлевские соборы, Театр Красной армии, здание Сената, очерченное четким треугольником и очень хорошо видное с воздуха, и т.д. Надо было заставить фашистов сбросить бомбы на другие ложные объекты", – объясняет Смирнова.
На окраинах же города, по ее словам, выстраивались целые бутафорские аэродромы, нефтехранилища, военные базы. Все это вместе с эффективной работой системы ПВО помогло Москве избежать больших потерь.
Маскировку начали убирать в 1942 году, когда налеты на город прекратились. Но ее следы оставались на московских домах вплоть до 50-х годов, вспоминает народный архитектор РФ Андрей Боков.
Кроме того, после налетов московские архитекторы также активно занимались так называемой инженерной разведкой, обращает внимание главный инженер Института Генплана Москвы Михаил Крестмейн. Они обследовали поврежденные здания и давали заключения, подлежат ли они восстановлению, и если речь шла о жилом здании, то возможно ли в нем дальнейшее проживание людей.
Не затягивая дело
Поврежденные знаковые здания и стратегические объекты Москвы, пострадавшие от обстрелов, старались восстановить максимально быстро.
"Это делалось в том числе для того, чтобы люди не падали духом. Они видели, как на их глазах восстанавливались важные для сознания советского человека объекты. Это касалось и жилых домов. То, что можно было быстро восстановить, делалось и делалось с любовью к городу и москвичам", – делится своими детскими воспоминаниями о военной Москве депутат Госдумы Владимир Ресин.
Например, работы по восстановлению Большого театра начались сразу после бомбежек. Его реставрация завершилась всего за 240 дней, отмечает Карпачева. Этим занимались специальные инженерные службы, которые возглавил архитектор Дмитрий Чечулин.
"На Тверском бульваре стоит памятник Тимирязеву. Если приглядеться к нему, заметно, что левая нога у памятника чуть отколота. Это следы удара фугасной бомбы в 1941 году, в результате которого памятник был сброшен с постамента, и перед ним образовалась огромная воронка. Городские службы сработали моментально, на следующий день повреждений уже не было, был положен свежий асфальт, и памятник вновь стоял на своем месте", – приводит пример Карпачева.
Подземный фронт
Одним из важнейших объектов гражданской обороны, да и в целом повседневной жизни столицы, во время войны был Московский метрополитен. Во время бомбежек, когда метро использовалось в качестве укрытия, в нем родилось более 200 детей, рассказывает Шумаков. А во время многочасовых воздушных налётов на станции метро "Курская" даже работала публичная библиотека.
Наряду с другими знаковыми зданиями и сооружениями города, подземка тоже пострадала при бомбежках, рассказывает историк транспорта, москвовед Мария Калиш. Дело в том, что метро в Москве в 30-х годах XX века, хотя и строилось в том числе как бомбоубежище, было неглубокого заложения, в пределах 6-8 метров.
Заложенная в плане станций система подходных коридоров, по словам москвоведа, предполагалась не только для разведения пассажиропотоков, но и для того, чтобы погасить взрывную волну, проникшую снаружи.
Но выяснилось, что боеприпасы 40-х годов при определенном стечении обстоятельств способны пробить тоннели, продолжает Калиш. Так, в июле 1941 года бомба попала в перегон Арбатского радиуса – между станцией Арбатская и Смоленской нынешней Филевской линии метро.
"Восстанавливать повреждения начали сразу. В том числе, потому что метро было важнейшим видом транспорта в военном городе. Ведь в этот период наземный транспорт столицы работал очень ограничено. Автобусы были мобилизованы, трамвай и троллейбусы испытывали нехватку водителей и ремонтников", – констатирует Калиш.
Затем началось не только восстановление, но и строительство целых линий, и в условиях военного времени это был огромный реальный подвиг метростроевцев. За время войны было построено семь станций Арбатско-Покровской и Горьковско-Замоскворецкой линий московского метрополитена: "Бауманская", "Электрозаводская", "Сталинская" (ныне "Семеновская"), "Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина" (ныне "Партизанская"), а также "Новокузнецкая", "Павелецкая" и "Завод имени Сталина" (ныне "Автозаводская").
В вестибюлях и подземных залах этих станций высечено золотом по мрамору "Сооружено в дни Отечественной войны".
Конечно, строить метро во время войны в условиях нехватки строительных материалов и специалистов было непросто. Но решения были найдены.
Вместо гравия начали использовать кирпичную крошку. Производство тюбингов перенесли в Москву, говорит Васькин. А для решения проблемы дефицита кадров было разрешено возвращать в тыл людей для строительства метрополитена. Кроме того, люди, занятые в этих работах, получали бронь от мобилизации.
Особенно много историй связаны со станцией метро "Новокузнецкая", открытой в ноябре 1943 года.
"Ветераны-метростроевцы рассказывали, что московские художники и архитекторы отказывались покидать город и уезжать в эвакуацию – настолько захватывающим был этот проект. Геральдика, мозаика, инкрустация, медальоны с барельефами, скульптурные группы, люстры – интерьер станции, её художественное оформление тематически олицетворяли борьбу нашего народа против фашизма, стойкую веру в победу", – вспоминает Шумаков.
Несмотря на то, что столица, конечно, в полной мере ощутила на себе удар немецкой авиации во время Великой Отечественной войны, город не был сломлен и старался максимально быстро восстановить разрушенные и поврежденные объекты и продолжал строительство такого сложного сооружения как метрополитен.
Глава 2. Курс на жизнь
Пострадавшая во время Великой Отечественной войны Москва начала залечивать раны еще до окончания боевых действий, но период наиболее активного ее восстановления приходится, конечно, на первые послевоенные годы. Помимо работ по ремонту и реконструкции, в городе велось активное жилое и гражданское строительство и достиг своего расцвета уникальный архитектурный стиль, названный "сталинским ампиром". Кроме того, московские архитекторы, инженеры и строители участвовали в восстановлении и других городов СССР.
Восстановить или воссоздать
После окончания войны были восстановлены те знаковые здания и сооружения Москвы, которые не удалось полностью привести в порядок до 1945 года.
Так, например, масштабная реставрация Кремля началась уже после войны, делится воспоминаниями из детства Ресин. В 1946 году вышло постановление о восстановлении его башен и стен. Закончили все работы только в середине 1950 года.
"Работы шли масштабно: ремонтировали Арсенал, приводили в порядок могилы у Кремлевской стены. Позднее мне тоже довелось руководить и реставрацией ряда зданий в Кремле. Не было дня, когда бы я не вспоминал те военные и послевоенные дни, когда московские строители в сложное для страны время делали всё возможное", – рассказывает Ресин.
Улицы Москвы, особенно центральные, тоже преображались. Например, улицу Горького (сейчас Тверская) достраивали и реконструировали, чтобы она соответствовала новому облику столицы.
"Восстановление шло везде: на заводах, в жилых кварталах, на вокзалах. Люди работали не покладая рук. Москва залечивала раны, и каждый отремонтированный дом, каждый восстановленный памятник становился маленькой победой над тяготами войны", – повествует о происходившем в те дни Ресин.
В целом же все знаковые здания и сооружения Москвы были отремонтированы к 800-летию Москвы в 1948 году.
"К этому празднику была подготовлена потрясающая иллюминация, хотя в повседневной жизни города был достаточно темный. Еще на 800 лет Москвы был огромный аэростат, к нему был прикреплен не менее огромный портрет Сталина. И все прожектора сконцентрировались на этой картине. Еще был фантастический салют", – вспоминает народный архитектор РФ Александр Кудрявцев.
Жилье людям
И все же главная задача в послевоенный период состояла в том, что дать людям жилье, говорит первый заместитель директора Института Генплана Москвы Игорь Бахирев. По его словам, когда многие москвичи вернулись из эвакуации, то обнаружили, что их комнаты заняты другими людьми. Кто-то был вынужден жить в бараках, кто-то в подвалах.
"Что такое Москва к 50-му году? Это город, который избавился от бараков, но заселил все подвалы домов. Кто туда заселялся? Люди, которые приехали в Москву после войны, которые работали дворниками, милиционерами, метростроителями. В послевоенный период все подвальные помещения сталинских домов были переоборудованы под квартиры. Жилищное строительство не успевало за притоком населения", – обрисовывает сложившуюся тогда ситуацию Крестмейн.
Именно поэтому все было посвящено тому, как максимально быстро дать москвичам более или менее комфортные жилищные условия.
"Архитекторов бросили на обследование всех зданий. По его итогам они должны были решить, какой дом можно восстановить, а какой придется снести. Толковые архитекторы того времени с оглядкой на перспективу решали, а стоит ли восстанавливать конкретные здания или, может, надо будет потом эту улицу расширять", – делает экскурс в прошлое Крестмейн.
В некоторых дворах еще в 50-е годы стояли жилые здания, изрешеченные осколками, вспоминает Ресин. Их восстанавливали постепенно, и это, по его словам, было символом возрождения города.
В 1946 году был принят пятилетний план восстановления и развития городского хозяйства Москвы. Основной его задачей была ликвидация последствий войны, а также восстановление и дальнейшее раз¬витие народного хозяйства столицы. Только в 1945 году на капитальное строительство было выделено около 2 миллионов рублей, в первую очередь на восстановление промышленных предприятий, приводит данные в своей диссертации Кузнецов.
Согласно этому документу, в 1946-1950 годах в Москве должны были построить 3 миллиона квадратных метров жилья, при этом только в первый послевоенный год (1946-й) – 65 тысяч квадратных метров. Ведь численность населения столицы к тому времени достигло 5 миллионов, а обеспеченность жильем снизилась по сравнению с довоенной до 4,1 квадратных метра на человека.
Около 75% запланированного жилья должно было прийтись на так называемое ведомственное строительство. Объекты распределялись между министерствами и ведомствами различных отраслей промышленности, которые в свою очередь делили его между организациями и предприятиями.
При этом вопрос о том, каким должно быть это жилье, был предметом дискуссии. Так, председатель архсовета Комитета по делам архитектуры при Совмине СССР Григорий Симонов полагал, что основным видом строительства в Москве в 1946-1950 годах должно стать возведение малоэтажных домов в два-четыре этажа, для строительства которых следует использовать местные материалы – кирпич и шлакобетон.
Вместе с тем, Сталин, который хотел видеть в Москве монументальное строительство, говорил следующее: "Мы не можем строить в Москве несуразные, дешевые вещи, ибо то, что мы строим в Москве, это на века, на поколения… дело в том, чтобы создать настоящий памятник эпохи, чтобы будущие поколения чувствовали в каждом построенном доме, в каждом построенном здании дыхание эпохи коммунизма".
Глава СССР настаивал, чтобы в столице возводились высотные (для того времени) дома в 10-12-14 этажей.
В результате в Москве довольно быстро сложилась практика, по которой министерства и ведомства получали несколько участков в центре под многоквартирные дома, а остальные – на окраинах под барачную застройку, пишет в своей диссертации Кузнецов.
Так, например, Министерство пищевой промышленности вело застройку бараками в Измайлове, Коломенском и на Остаповском шоссе, а также получило на пятилетку три участка для строительства многоэтажных домов: на Садово-Сухаревской улице, Ленинградском шоссе и Большой Калужской улице.
Но на отдельных окраинах города – в таких районах, как Измайлово, Щукино – появлялись и качественное жилье, говорит историк архитектуры, научный сотрудник Музея Москвы Денис Ромодин. Это были благоустроенные кварталы с симпатичными фасадами.
Еще один важный проект того времени – проект застройки в районе Песчаных улиц на севере Москвы четырех-, шести- и восьмиэтажными домами высокого качества, добавляет главный архитектор проектной компании Blank Надежда Колганова. Территория складывалась из небольших кварталов, разделенных на группы домов, которые образовывали замкнутые дворы.
Реализация проекта на Песчаных улицах длилась целое десятилетие – с конца 40-х годов и до конца 50-х, а сам район стал одним из первых районов массового жилищного строительства в Москве.
К строительству жилья в Москве в некоторых случаях привлекались пленные немцы, рассказывает Карпачева. Ярким примером их работы является так называемая Немецкая слобода на улице Маршала Бирюзова.
"Это четырех-пятиэтажные дома, городок очень своеобразный, это как будто город в городе, ни на что не похожий", – говорит она.
По данным, которые приводит Кузнецов в своей диссертации, в 1949 году в Москве было введено в строй 405,7 тысячи квадратных метров жилья, из них 258 тысяч – в одно-двух- трехэтажных домах на окраинах города. На главных магистралях и набережных в 1949 году шло строительство 114 многоэтажных домов.
Вместе тем, проблема массового жилищного строительства за четыре послевоенных года так и не решилась полностью, указывает Кузнецов в диссертации. За период 1946-1949 годов было введено в эксплуатацию только 850,6 тысячи квадратных метров жилой площади, или 28,3% от заданий. Барачное строительство продолжалось, и многие люди не могли улучшить свои жилищные условия.
Газификация и ливневки
После войны активно восстанавливалось и развивалось городское хозяйство. Так, в 1946 году началась массовая газификация Москвы. Это было необходимо, так как многие дровяные сараи во дворах, по словам Карпачевой, сгорели во время войны вместе с дровами.
Тогда же началась реконструкция городских магистралей и выездных шоссе, начала развиваться ливневая система стоков и канализации, добавляет Колганова.
"Вылетные магистрали – Проспект Мира, Ленинградский, Минское шоссе, Кутузовский проспект – создали градостроительный скелет, определенный корсет Москвы", – отмечает Кудрявцев, указывая на позитивную роль этой идее в градостроительной политике властей города.
Кроме того, после войны, по словам Колгановой, массово проводились работы и по озеленению Москвы.
Курс на расширение
В послевоенное время Москва взяла курс на расширение территорий, говорят историки и москвоведы. Хотя, конечно, более активный прирост площади пришелся уже на 60-е годы, отмечает Васькин.
"Довоенный город находился в основном в пределах Садового кольца. В 40-50-е годы он вышел за его границы, а дальше в его состав начали входить большие посёлки. И к началу 60-х годов речь идет уже, к примеру, уже о Кузьминках, о Профсоюзной улице", – говорит о размерах территории города в те года Карпачева.
В послевоенные сталинские годы началось активное развитие Москвы на юго-западе, которое было запланировано еще до начала Великой Отечественной войны.
"В июне 1948 года на Архитектурном совете был рассмотрен проект планировки Юго-Западного района, строительство которого было одним из главных положений генерального плана 1935 года, но до войны его проектирование было только намечено. Он предполагал создание нескольких лучей, центральным из которых был луч, связывающий Московский Университет и Дворец Советов", – приводит факты в своей диссертации Кузнецов.
По словам Карпачевой, за период 40-50-х годов территория Москвы увеличилась практически в два раза.
Новый архитектурный стиль
Архитектурный стиль, который особенно ярко проявил себя в послевоенное время, получил название "сталинский ампир". Это эклектичный стиль с заимствованиями из архитектуры прошлых эпох.
"Вообще ампир как архитектурный стиль пришел к нам из Франции первой трети XIX века и отличался высокими зданиями с большим количеством колонн и строгой композицией, напоминавшими постройки Древней Греции и Римской империи", – рассказывает Колганова.
Главная особенность "сталинского ампира" – его торжественность и триумфальность, описывает основные черты этого архитектурного стиля Васькин. На зданиях преобладает лепнина, различные украшения, победная тематика со звездами и гербами.
Кульминацией этого стиля должен мог бы стать Дворец Советов, решение о строительстве которого было принято еще в 1931 году, но который так и не был возведен ни до войны, ни после. По словам Калгановой, это должно было быть ступенчатое 415-метровое здание для заседаний Верховного Совета с 80-метровой фигурой Ленина. Построить его должны были на месте Храма Христа Спасителя. Но в конечном итоге проект не был реализован, и в 1960 году здесь открыли бассейн "Москва".
Зато после войны появились некоторые дома в этом стиле на улице Горького (ныне Тверская), на Кутузовском проспект, на проспекте Мира и на Ленинградском проспекте. Так, например, одним из ярких проектов таких зданий стал дом 9 на нынешней Тверской улице, возведенный по проекту архитектора Александра Жукова. Его нижний цокольный уровень был оформлен темно-красным, бордовым гранитом, который стал трофеем советских войск.
"Семь сестер"
Апофеозом архитектуры послевоенного времени в Москве стали знаменитые сталинские высотки: главное здание МГУ на Воробьевых горах, гостиница "Ленинградская", гостиница "Украина", высотка на Котельнической набережной, здание Министерства иностранных дел, дом на Кудринской площади, высотка у Красных ворот.
"Я хорошо помню, как начиналось это строительство. Это было что-то невероятное! Семь величественных зданий, которые позже назвали "семью сестрами", стали символами новой послевоенной Москвы. Их начали строить одновременно в 1947 году, в честь 800-летия столицы. Каждая высотка была уникальной – с роскошными фасадами, мраморными лестницами, золотыми деталями. Эти здания до сих пор остаются визитной карточкой Москвы", – говорит о своих впечатлениях от событий тех лет Ресин.
Знаменитые московские высотные здания близки к образам американских небоскребов, например, в Чикаго. При этом в них можно увидеть и мотивы башен Московского Кремля, обращает внимание Ромодин. А в здании гостиницы "Ленинградская" присутствуют элементы "нарышкинского" барокко, как и на доме преподавателей МГУ на Ломоносовском проспекте.
"Что касается самих высоток, в задании, которое было подписано, по-моему, Сталиным, было написано, что они не должны быть похожи на американские небоскребы. В техническом задании как раз сказано, что надо ориентироваться на кремлёвские ярусные башни", – обращает внимание Кудрявцев, чей дед Сергей Чернышев был автором проекта Главного здания МГУ.
"Сталинский ампир" ярко проявляется и в интерьерах зданий высоток. Характерной чертой дизайна, выполненного в этом стиле, являлись колонны, мозаичные панно, высокие потолки с лепниной, а также тяжелые парадные люстры из бронзы и хрусталя.
"Если мы зайдем, например, внутрь главного здания Московского университета на Ленинских горах, то мы как раз попадем в триумфальные интерьеры: с тосканскими колоннами, с фризами, в которых можно разглядеть государскую символику, серп и молот, Орден Победы", – перечисляет Смирнова.
Метро закольцевалось
После Победы началось строительство Кольцевой линии московского метро, хотя различные ее трассировки рассматривались еще до войны, рассказывает Калиш. Разные варианты предполагались в зависимости от потребностей города и строительства новых промышленных предприятий и жилых районов.
"Но война обострила момент с расшивкой центральных пересадочных узлов. Сверхперегруженными оказались пересадки на станциях "Охотный ряд", "Площадь Свердлова", ("Театральная"), "Площадь Революции". В результате была выбрана трассировка, которую мы знаем и поныне. Линия прошла, практически полностью совпадая с трассой Садового кольца с отклонением к вокзалам", – объясняет москвовед.
Строительство кольца производилось в три этапа. К 1949 году был готов первый участок – от "Парка Культуры" до "Курской". Вторым был построен участок "Курская - Белорусская". А к 1954 году Кольцевая линия была завершена окончательно. При строительстве линии решили делать станции глубокого заложения, во-первых, исходя из опыта повреждения туннеля 1941 года. А во-вторых, в этот момент уже возникла угроза ядерной войны.
Большая часть станций Кольцевой линии была построена в стиле "сталинского ампира", рассказывает Смирнова. Наверное, главным таким объектом из них является станция "Комсомольская", созданная Алексеем Щусевым.
"Очень просторная, самая большая на момент открытия станция московского метро. Широкий, высокий свод украшен золотой мозаикой с такими богатыми, мощными люстрами, которые спускаются со свода сверху. И также там можно увидеть мозаичное панно, иллюстрирующее как раз страницы из военной истории нашей страны. Там и Александр Невский, и Дмитрий Донской, и Кутузов, и, конечно же, парад на Красной площади в 1945 году", – обращает внимание она.
Еще один пример "сталинского ампира" в московском метро – станция "Таганская" с героями-красноармейцами различных родов войск Красной армии, добавляет Смирнова.
Стилистика "сталинского ампира" отражается и в наземных павильонах станций метро, оформленных, по его словам. в виде триумфальной арки.
"Когда мы попадаем внутрь, например, станции "Парк культуры", мы оказываемся в просторном зале, перекрытым куполом. И если мы поднимем голову вверх, то мы увидим, что внутренняя поверхность купола украшена кессонами, такими квадратными заглублениями, тоже берущими свое начало в архитектуре Древнего Рима", – рассказывает Смирнова.
Часто в зените сводов можно увидеть Орден Победы, главную награду за выдающиеся подвиги в годы Великой Отечественной войны, добавляет она.
Параллельно со строительством Кольцевой линии, по словам Калиш, было решено переложить участок Арбатского радиуса, построенного в 1935 году, в глубокое заложение (станции "Арбатская", "Смоленская", "Киевская").
Помощь другим городам
Активно работая в Москве, столичные архитекторы и строители помогали восстанавливать и другие пострадавшие во время войны города СССР.
Например, Алексей Щусев получил задание разработать проект восстановления Великого Новгорода, рассказывает Смирнова.
"Новгород был долгое время на линии боевых действий. Там были уничтожены большая часть жилых зданий. И были повреждены древние храмы, памятники, архитектуры. Конечно, нужен был какой-то один человек, который комплексно подойдет к этой задаче и разработает проект новой жилой застройки для центра, которая была уничтожена, и впишет в эту новую застройку старые ценные сооружения", – объясняет она.
Московские строители и инженеры также принимали активное участие в восстановлении Сталинграда, Киева, Минска, добавляет Васькин. Они приезжали в эти города, делились опытом, консультировали по вопросам сноса, восстановления и реконструкции пострадавших во время войны зданий.
Восстановлением Сталинграда, по словам Кудрявцева, занимались Каро Алабян и Василий Симбирцев, авторы проекта Дворца Советов и Центрального театра Красной армии в Москве.
"Вот эти вот красивые пропелеи (ред. – парадный проход, образованный портиками и колоннами) на набережной, которые на сегодня являются символом Сталинграда, были созданы именно тогда, в конце 40-х – 50-х годах", – акцентирует внимание он.
Уже в первые годы после окончания войны вернувшиеся с фронта люди, соскучившись по мирной жизни, смогли не только ликвидировать разрушения в городе, но и начали строить новое жилье, которого так не хватало москвичам. Они также смогли создать в Москве величественные и монументальные здания и возвести новые станции метро.
Глава 3. Романтика работы
После окончания Великой Отечественной войны люди, стремясь поскорее восстановить разрешенное в ходе боевых действий и сделать Москву столицей, достойной страны-победителя, работали, не жалея сил и с огромным энтузиазмом. Престиж профессий архитектора, инженера и строителя, окруженных особым флером романтики, в те годы сильно вырос.
Энтузиазм и энергия
"После войны все, от мала до велика, стремились вернуться к мирной жизни. Это было время, когда люди, несмотря на усталость и потери, работали с невероятной энергией. Все хотели восстановить разрушенное, создать новое и оставить ужасы войны позади", – описывает настроения тех лет Ресин.
Строили, по его словам, быстро, с невероятным энтузиазмом: люди работали, не жалея себя. Ведь они не просто строили здания, а создавали новый облик города, который стал символом возрождения и надежды.
"Как пример такого энтузиазма у меня на глазах был дед (ред. Сергей Чернышев – автор Генерального плана реконструкции Москвы), который просто всё время проектировал. Каждый день он уходил рано, а возвращался поздно", – вспоминает Кудрявцев.
Почет и уважение
После войны к строителям и архитекторам относились с великим почтением, констатирует Боков. Ведь эти специалисты, по его словам, не только восстанавливали страну после войны, но и создавали ее новый облик.
Обычные москвичи, замечает Ресин, воспринимали все новые проекты – будь то обычные жилые дома, высотки или, например, новые станции метро – с огромным воодушевлением.
Люди понимали, что это не просто строительство – это символ возрождения, символ новой жизни, делится он воспоминаниями о тех временах. Это было время, когда все чувствовали, что вместе создают что-то великое.
"То же здание МГУ – это ведь образ невероятный. Даже сегодня в Москве это, наверное, один основных символов города после Кремля, Красной Площади и храма Василия Блаженного", – полагает урбанист, основатель CM International, правнук автора проекта МГУ Сергея Чернышева, Петр Кудрявцев.
Сами строители и архитекторы при этом особенно не обращали внимания на восторженное отношение к их работе, добавляет Шумаков. Их гораздо больше волновало качество работы, точность линий и выразительность форм.
"Тогда люди прекрасно понимали огромную созидательную роль строительства, но при этом и четко осознавали тот факт, что на них лежит большая доля ответственности", – добавляет, вспоминая рассказы о тех временах, председатель совета директоров группы компаний "ФСК" Владимир Воронин, чей дед пришел в стройку в 1920-х и позднее был начальником Главного управления капитального строительства Министерства РСФСР.
Поддержка сверху
Государство, по словам Ресина, делало всё возможное, чтобы поддерживать строителей. С 1956 года в СССР появился официальный праздник День строителя, который до сих пор отмечается каждое второе воскресенье августа.
Кроме того, строители получали стабильную и солидную зарплату, что тоже привлекало людей в эту сферу, добавляет он.
Для подготовки квалифицированных кадров развивалась сеть профессионально-технических училищ (ПТУ) и школ строительного ученичества. Молодежь активно привлекали через комсомольские путевки и студенческие строительные отряды.
"Советское телевидение и газеты активно поддерживали образ строителя как героя. Снимались фильмы, например, "Высота" с Николаем Рыбниковым, где показывали, как важно и достойно работать на стройке", – рассказывает о той эпохе Ресин.
По всему СССР
Молодежь, вдохновленная этим романтическим образом, ехала на стройки всей страны, чтобы внести свой вклад в общее дело. Без специалистов из Москвы не обходились крупнейшие стройки по всему СССР. Среди них, например, строительство Братской и Красноярской ГЭС, атомных электростанций, первых очередей ряда заводов – в частности Западно-Сибирского металлургического завода.
Работа на стройках, особенно в тяжелых условиях Крайнего Севера, требовала не только энтузиазма, но и огромной выдержки, акцентирует внимание Ресин. Но для большинства людей тяжелые условия были нормой, и каждый понимал, что его труд – это вклад в будущее.
"Совершенно уверенно можно говорить об особом духе строительства того времени. Это был дух созидания, надежды и веры в будущее. Люди шли на стройки не только ради заработка, но и ради того, чтобы оставить свой след в истории", – резюмирует он.
Основная роль в восстановлении Москвы и возведении новых знаковых зданий и сооружений не только в столице, но и по всей стране, принадлежит, конечно же, людям. Профессия архитектора, инженера, строителя в те времена была окружена особой романтикой и по праву пользовалась огромным почетом.
Глава 4. Связь поколений
Идеи создания памятных мест, которые увековечили бы подвиг советского народа во время войны, стали появляться еще до момента ее окончания. Но, конечно, основная часть задуманного была реализована несколько позже, уже во времена Хрущева и Брежнева, а также в 90-е годы и в начале XXI века. Эта работа продолжается и в наши дни: в городе и сегодня появляются новые мемориалы, монументы и памятники, призванные сохранить память о Победе.
"Подвиги строителей и архитекторов в годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время сложно переоценить. В эти тяжелейшие для страны и Москвы годы они бросили все силы на сохранение и восстановление жилых домов и социальных объектов, не прекращалось и строительство новых станций метро. Сегодня спасенные, отреставрированные и построенные ими с нуля здания являются неотъемлемой частью городского ландшафта столицы, а многие из них стали ее визитными карточками. Градостроительный комплекс Москвы продолжает непрерывно работать над развитием столицы – каждый год строятся новые дороги, станции метро, жилые дома и социальные объекты, в том числе по программам реновации и комплексного развития территорий, создаются комфортные городские пространства", – комментирует заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Владимир Ефимов.
Очень важно хранить память о героях военных лет и укреплять связь поколений, органично вписывая новые объекты в архитектурный облик города, добавляет он.
Еще до Победы
Из возведенного еще во время войны можно отметить разве что монументальный Мост Победы через железнодорожные пути на Ленинградском шоссе, говорит Карпачева. Он был построен в 1943 году по проекту архитектора Дмитрия Чечулина и скульптора Николая Томского.
"Облик этого моста напоминает аллею славы с аллегорическими фигурами воина-мужчины и воина- женщины в развевающихся плащ-палатках. Вдоль линии дороги выстроились вазоны-факелы, готовые принять любое триумфальное шествие", – дает описание моста Карпачева.
Именно к тому месту, где сейчас находится мост, в 1941 году смогли доехать патрули вермахта, объясняет Смирнов. Для людей было важно отметить ту точку, дальше которой враг так и не смог прорваться. Этот мост и сегодня является знаковым местом, символом памяти и уважения к участникам военных действий.
"Раньше ветераны часто проходили через этот мост от "Войковской" до "Сокола". Несколько раз и мы с моим дедушкой и с Советом ветеранов проходили по этому мосту и отдавали дань памяти ушедших в Великой Отечественной войне", – вспоминает москвовед.
Сразу после Победы
Сразу же после окончания Великой Отечественной войны в Москве не стали создавать много мемориалов. В то время средства нужны были для восстановления страны, для строительства зданий и городской инфраструктуры, поэтому знаковых памятников построено не было, констатирует Васькин.
"Тогда привычные памятники недавним событиям не были особенно популярны. Памятниками Победы в большей степени стали восстановленные города и ансамбли, высотные дома Москвы, новые станции московского метро", – объясняет Боков.
Несмотря на тяжелое послевоенное время, такие проекты были нужны не только власти, но и народу, соглашается с ним Колганова. Их облик вдохновлял не только их авторов, но и всех, кто жил в Москве и приезжал в город.
Сохраняя память
Активно открывать памятники и мемориалы в СССР начали в 60-е годы XX века. Главным проектом той эпохи, увековечившим память о Великой Победе, по словам Васькина, стала Могила Неизвестного Солдата в Александровском саду, созданная по проекту архитекторов Дмитрия Бурдина, Владимира Климова, Юрия Рабаева и скульптора Николая Томского. В 1967 году здесь зажгли Вечный огонь. У него находится ряд гранитных обелисков с названиями городов-героев и городов воинской славы.
К созданию надписи на памятнике, по словам Карпачевой, были привлечены писатели-фронтовики Сергей Смирнов, Михаил Луконин, Константин Симонов и Сергей Михалков. Предложение Михалкова – увековечить слова: "Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен" – приняли единогласно.
А в 1977 году на площади Дорогомиловская застава появился обелиск "Москва – город-герой".
Настоящее время
Сегодня в Москве, по данным Карпачевой, насчитывается более 100 памятников и памятных мест, связанных с Победой в Великой Отечественной войне.
Очень важным местом в столице в настоящее время является, конечно, монумент Победы на Поклонной горе, открытый в 1995 году, в 50-ю годовщину Победы. Он создан по проекту скульптора Зураба Церетели при содействии архитекторов Леонида Вавакина и Владимира Будаева.
В Парке Победы и на территории всего мемориала установлена целая серия памятников, посвященных событиям и героям минувшей войны, отмечает Карпачева. Дань памяти погибшим отдают в храме Святого Георгия Победоносца, возведенном у подножия Площади Победителей, а также в Мемориальной мечети и в Мемориальной синагоге, расположенных на Поклонной горе.
В артериях города
Сегодня память о Великой Отечественной войне в Москве живет даже в названиях столичных улиц: более 230 из них, по данным Градостроительного комплекса столицы, названы в честь героев и событий той войны. Значительная их часть связана с великими личностями, в частности военачальниками. Это бульвар Маршала Рокоссовского, улица Маршала Кутахова, площадь Генерала Жадова, проспект Маршала Жукова и другие. В общей сложности в городе существует более 40 улиц, названных в честь маршалов, и около 20 – в честь генералов.
В Филимонковском районе города существует улица Александра Печерского. Он известен тем, что организовал восстание пленных в польском концлагере Собибор. На севере столицы есть улица Зои и Александра Космодемьянских – на ней находится школа, в которой учились легендарная партизанка и ее брат-танкист.
Названия еще 15 московских улиц посвящены советской армии – например, улицы Зенитчиков и Подольских курсантов. Еще столько же названы в честь разведчиков: улицы Кима Филби, Вартаняна, Павла Фитина и другие.
Имена военных летчиков в столице носят более 40 улиц. В память о командире женского авиаполка Марины Расковой на севере Москвы названы площадь и переулок. В 1942 году вверенные ей эскадрильи бились в небе над Сталинградом. В районе Сокольники находится улица Гастелло – в честь летчика, уничтожившего колонну техники противника, направив на нее свой горящий самолет. Такой же подвиг совершил Сергей Милашенков, в память о котором названа улица на северо-востоке города. Также в Москве есть площадь Защитников Неба – в честь летчиков, отражавших атаки во время налетов фашистской авиации в период битвы за Москву.
Помимо участников боевых действий, на карте столицы увековечены по меньшей мере 15 деятелей науки и культуры, которые внесли вклад в великую победу. Например, названы улицы в честь известных авиаконструкторов – создателя штурмовиков Ил-2 Сергея Ильюшина, руководителя разработки бомбардировщиков Пе-2 и Пе-8 Владимира Петлякова, изобретателя высотных истребителей Су-1 и Су-3 Павла Сухого. В районе Хамовники расположена улица, носящая имя Николая Бурденко, который в военные годы был главным хирургом Красной Армии. А на севере города находится улица Константина Симонова, посвященная автору романа "Живые и мертвые".
Названия улиц столицы связаны не только с героями и историческими личностями, но и с событиями Великой Отечественной войны. Так, Ельнинская улица получила свое название в честь Ельнинской операции 1941 года, в ходе которой впервые за время войны вражеские войска были вынуждены перейти к обороне.
Кроме того, в столице можно найти улицы, отсылающие к городам-героям. Это Керченская, Одесская и Новороссийская улицы, Севастопольский и Волгоградский проспекты, а также Севастопольская площадь. Еще несколько улиц названы в честь освобожденных городов: Краснодонская, 1-я и 2-я.
Памятная подземка
Воспоминания о Великой Отечественной войне хранятся и в названиях станций московского метрополитена. Так, например, станция "Парк Победы" Арбатско-Покровской и Солнцевской линий названа в честь Парка Победы на Поклонной горе.
А вот "Алма-Атинская" на Замоскворецкой линии получила имя в ознаменование дружбы между Россией и Казахстаном и в память о подвиге легендарной Панфиловской дивизии, сформированной в Алма-Ате в 1941 году.
Станция метро "Генерала Тюленева" Троицкой линии названа так в честь советского военачальника, Героя Советского Союза генерала Ивана Тюленева, который проявил себя в битве за Кавказ 1942–1943 годов.
В честь старшего лейтенанта Бориса Дмитриевского, Героя Советского Союза, удостоенного этого звания за свои действия во время Великой Отечественной войны, дали имя станции метро "Улица Дмитриевского" Некрасовской линии. Помимо этого, в настоящий момент идет строительство станции метро "Бульвар Генерала Карбышева" Рублево-Архангельской линии. Она получила такое название в честь легендарного военачальника, героя Великой Отечественной войны – Генерала Дмитрия Карбышева.
Благодарность потомков
В Москве и сегодня продолжают появляться новые объекты, созданные уже современными строителями, архитекторами и скульпторами, призванные быть напоминанием о той войне.
"Правильно не только помнить и чтить память о тех событиях, но и предложить молодым осмыслить эту вечную тему подвига, который подарил всем нам жизнь", – отмечает Шумаков.
Так, в 2022 году в Теплом Стане был открыт памятник, посвященный подвигу дивизий Московского народного ополчения. Памятный знак представляет собой скульптурную композицию из 12 фигур, выполненную из бронзы, вместе с гранитной стелой – олицетворением боевого знамени. На памятнике также изображены столичные улицы в дни войны.
А на Братиславской улице на юго-востоке Москвы в свою очередь строится мемориальный храмовый комплекс в память воинов, павших в годы Великой Отечественной войны, с храмом-часовней в память погибших военных корреспондентов.
Слайдер фото с детьми и молодежью у памятников и мемориалов, посвященных Победе в ВОВ в Москве
Несмотря на то, что в Москве в настоящий момент уже насчитывается немалое количество различных объектов, призванных увековечить подвиг советских людей в годы Великой Отечественной войны, столица продолжает бережно хранить и воссоздавать память о войне для новых поколений. И очень важно, чтобы они органично вплетались в городскую ткань, превращаясь в неотъемлемую часть современной жизни москвичей.
 
 
Лента новостей
0
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала