Шекспировские страсти и фрейдистские мотивы
Опера макбетовского масштаба с большой трагедией и страстями. А знаменитые частушки Варвары – как чашечка кофе в парфюмерном магазине, такая перебивка в опере, чтобы вдохнуть свежего воздуха и пойти дальше.
Родион Константинович Щедрин (род. 1932) – советский и российский композитор, пианист, педагог, общественный деятель. Автор семи опер, пяти балетов, трех симфоний и 14 концертов. Среди его произведений – многочисленные камерные, инструментальные, вокальные и хоровые сочинения, музыка к кино и театральным постановкам.
Конечно, работать с этой музыкой и текстом – большое удовольствие и счастье. Либретто Василия Катаняна практически полностью соответствует рассказам Сергея Антонова, положенным в основу оперы. Текст выверен с точки зрения удобства исполнения и произнесения певцами слов.
Это первая опера Родиона Щедрина задала сразу высокую планку его творчества. Еще тогда молодой композитор сформулировал важные для себя принципы: полифоничность, работа с фольклором, хоровая опера.
Я в этом произведении вообще услышал огромный разброс от советских песен до "Катерины Измайловой" Шостаковича. Щедрин показывает себя как композитор, который может писать разную музыку, и в духе народной песни, в том числе.
Щедрин пишет, что очень важны страхи, которые живут не вне нас, а внутри нас. Не то, что окружающие осудят героиню, а, скорее, фрейдистские мотивы, живущие в людях, которые о Фрейде и не подозревают.