Рейтинг@Mail.ru
Биография Валерия Чкалова - РИА Новости, 02.02.2024
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Биография Валерия Чкалова

© РИА Новости / Владимир Гребнев | Перейти в медиабанкВалерий Павлович Чкалов (1904-1938) - Герой Советского Союза летчик
Валерий Павлович Чкалов (1904-1938) - Герой Советского Союза летчик - РИА Новости, 1920, 02.02.2024
Валерий Павлович Чкалов (1904-1938) - Герой Советского Союза летчик
Читать ria.ru в
Дзен
Летчик-испытатель, Герой Советского Союза Валерий Павлович Чкалов родился 2 февраля (20 января по старому стилю) 1904 года в селе Василево Нижегородской губернии (сейчас город Чкаловск Нижегородской области) в семье мастера-котельщика.
В 1916-1918 годах, после окончания сельской школы, учился в ремесленном училище в городе Череповце. В 1918-1919 годах работал молотобойцем, кочегаром.
Осенью 1919 года добровольно вступил в Красную армию, был слесарем по ремонту и сборке самолетов и моторов 4-го Канавинского авиационного парка в Нижнем Новгороде.
В 1921 году Чкалов добился направления на учебу в Егорьевскую школу авиации Рабоче-крестьянского Красного Воздушного флота. В 1922 году, после ее окончания, был направлен в 2-ю Военную школу летчиков Красного Воздушного флота в Борисоглебске, где совершил свой первый самостоятельный полет на британском биплане Avro 504. Окончил учебное заведение в 1923 году. Как один из лучших курсантов Чкалов был направлен в 1-ю Высшую школу Красных военных летчиков Рабоче-крестьянской Красной армии в Москве, затем в Высшую военную авиационную школу воздушной стрельбы и бомбометания в Серпухове, которые окончил практически одновременно в 1924 году.
В июне 1924 года в качестве военного летчика-истребителя Чкалов был направлен для прохождения службы в Ленинградскую 1-ю Краснознаменную авиационную истребительную эскадрилью имени П.Н. Нестерова. По своим летным качествам он заметно выделялся среди сослуживцев – мастерски владел практически всеми фигурами сложного пилотирования: "бочками", "штопорами", полетами вверх колесами и др. Однако за неуставные полеты Чкалов неоднократно получал дисциплинарные взыскания. В ноябре 1925 года он был демобилизован и осужден на шесть месяцев за "поведение, дискредитирующее звание бойца Красной армии"; в 1926 году восстановлен в армии и направлен в ту же часть, которая в то время базировалась в Гатчине.
В 1927 году Чкалов был делегирован в Москву как лучший летчик Ленинградской авиаэскадрильи для участия в параде в честь 10-й годовщины Октябрьской революции. За блестящее летное мастерство получил благодарность в приказе наркома обороны Климента Ворошилова.
В марте 1928 года Чкалов был переведен в состав 15-й Брянской истребительной авиационной эскадрильи на должность командира звена. В том же году, перегоняя самолеты из Гомеля в Брянск, он вел группу на бреющем полете и врезался в телеграфные провода. Был осужден на один год, но через 16 суток освобожден постановлением Центрального исполнительного комитета СССР и уволен из армии в запас.
В начале 1929 года Чкалов вернулся в Ленинград и работал летчиком-инструктором Ленинградского авиационного клуба Общества друзей Воздушного флота (позднее Осоавиахим). По его инициативе были созданы школа и центр планерного спорта, где осуществлялись практические полеты в Дудергофе (исторический район Красного Села).
В ноябре 1930 года Чкалов был восстановлен в воинском звании и направлен на работу летчиком-испытателем в московский Научно-испытательный институт Военно-воздушных сил Рабоче-крестьянской Красной армии (НИИ ВВС РККА). За два года работы в институте Чкалов совершил более 800 испытательных полетов, освоив технику пилотирования 30 типов самолетов, участвовал в испытаниях воздушного авианосца, который представлял собой тяжелый бомбардировщик, несший на своих крыльях и фюзеляже до пяти самолетов-истребителей.
В 1932 году НИИ ВВС РККА был переведен на аэродром в районе города Щелково Московской области. Перебазирование превратилось в первый воздушный парад с пролетом над Красной площадью. Возглавил колонну из 46 крылатых машин (по три в ряд) самолет ТБ-3 с бортовым номером 311, управляемый экипажем Валерия Чкалова.
В январе 1933 года Чкалов был назначен летчиком-испытателем Московского авиационного завода № 39 имени В.Р. Менжинского. Он испытывал воздушные истребители танков ВИТ-1, ВИТ-2, тяжелые бомбардировщики ТБ-1, ТБ-3, а также самолеты-истребители авиаконструктора Николая Поликарпова – истребитель бипланной системы И-15 с последующими модификациями и один из первых монопланов истребитель И-16, составивших основу истребительной авиации ВВС СССР довоенного периода. Всего через руки Чкалова прошло свыше 70 различных типов самолетов. За время работы испытатель также разработал и внедрил новые фигуры высшего пилотажа – восходящий "штопор" и замедленную "бочку".
20-22 июля 1936 года Валерий Чкалов на самолете АНТ-25 авиаконструктора Андрея Туполева в качестве командира экипажа (второй пилот – Георгий Байдуков, штурман – Александр Беляков) совершил беспосадочный перелет из Москвы через Северный Ледовитый океан и город Петропавловск-Камчатский на остров Удд (был переименован в остров Чкалов в 1936 году) в Охотском море протяженностью 9374 километра (продолжительность полета – 56 часов 20 минут).
24 июля 1936 года всем участникам перелета было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.
В декабре 1936 года Чкалов был назначен шеф-пилотом авиационных заводов № 21 (сейчас Нижегородский авиастроительный завод "Сокол") и 84 (позже ставший Ташкентским авиационным производственным объединением имени В.П. Чкалова, сейчас переименован в Ташкентский механический завод), базировавшихся в городах Горький (сейчас Нижний Новгород) и Химки соответственно.
18-20 июня 1937 года на самолете АНТ-25 в составе того же экипажа, что и в предыдущий перелет, Чкалов совершил беспосадочный перелет Москва – Северный полюс – Ванкувер (штат Вашингтон, США) протяженностью 8504 километра (продолжительность полета – 63 часа 16 минут).
На авиабазе Пирсон (Pearson) экипаж встречал и затем принимал у себя дома генерал Джордж Маршалл (позже государственный секретарь США и автор "плана Маршалла"). Советских летчиков приветствовали жители Портленда, Сан-Франциско, Чикаго, Вашингтона, Нью-Йорка.
Клуб исследователей США и Русско-американский институт культурных связей устроили в честь советских авиаторов прием в нью-йоркском отеле Waldorf Astoria, в Вашингтоне они были приняты президентом США Франклином Рузвельтом.
За осуществление этого перелета летчики были награждены орденами Красного Знамени.
15 декабря 1938 года Чкалов разбился в ходе испытательного полета на истребителе И-180 конструкции Поликарпова. При заходе на посадку у самолета отказал мотор. Стараясь избежать падения на жилые постройки, летчик столкнулся с высоковольтной опорой и через два часа скончался в Боткинской больнице.
Урна с прахом Валерия Чкалова находится в Кремлевской стене на Красной площади в Москве.
Чкалов имел воинское звание комбрига (1938). Летчик был награжден двумя орденами Ленина (1935, 1936), орденом Красного Знамени (1937), медалью "ХХ лет РККА" (1938).
В августе 1937 года, еще при жизни Валерия Чкалова, поселок Василево в Нижегородской области, где он родился, был переименован в Чкаловск (в 1955 году получил статус города).
В 1938 году, после гибели Чкалова, его именем был назван город Оренбург (историческое название возвращено в 1957 году).
7 июля 1940 года в городе Чкаловске был открыт мемориальный музей Валерия Чкалова, который включает в себя дом, где родился летчик, и павильон, в котором экспонируется коллекция самолетов, связанных с его летной деятельностью.
В 1941 году на экраны страны вышел биографический фильм "Валерий Чкалов" Михаила Калатозова. В 2012 году режиссер Игорь Зайцев снял восьмисерийный биографический сериал "Чкалов" о жизни летчика с периода его учебы до легендарного беспосадочного перелета из СССР в США.
Именем Чкалова названы улицы во многих городах страны. Его имя присвоено большому числу образовательных учреждений и предприятий. Национальный аэроклуб России в Москве носит имя прославленного летчика.
В честь Валерия Чкалова и его подвига были установлены памятники и мемориальные доски не только в России, но и за рубежом. 20 июня 1975 года в городе Ванкувер (штат Вашингтон, США) благодаря усилиям Чкаловского комитета трансполярного перелета (Chkalov Transpolar Flight Committee), позже переименованного в Комитет по культурному обмену имени Валерия Чкалова (Valery Chkalov Cultural Exchange Committee), "в знак уважения к великому русскому народу" был открыт памятник, названный Чкаловским монументом.
Валерий Чкалов был женат на Ольге Чкаловой, урожденной Ореховой (1901-1997). Ольга Чкалова преподавала в школе русский язык и литературу, была автором книг о муже: "Наш Чкалов" (1969), "Валерий Чкалов" (1978), "Жизнь Валерия Чкалова" (1979), "Валерий Чкалов" (1982). В их семье родились трое детей – сын Игорь (1928-2006), дочь Валерия (1935-2013), дочь Ольга (1939).
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала