"Лезут в самое пекло".
Кто учит спасать жизни на фронте
Научиться спасать жизни может каждый, уверены организаторы бесплатных курсов тактической медицины. Преподаватели работают в том числе в зоне СВО. В свободное же время делятся опытом со всеми желающими в Москве. О волонтерской инициативе — в материале РИА Новости.
Десять тысяч повторений
"Самое ужасное, что могут сделать педагоги, — подарить ложную уверенность", — с этих слов инструктор Леонид с позывным Берлин начинает семинар. Четыре занятия, встречаются раз в неделю. В конце — выезд, проверить знания в полях.
Инструктор Берлин
Конечно, только этого для зоны боевых действий недостаточно. Берлин подчеркивает: для обретения первичного навыка, к примеру, наложения турникета правой рукой на левую, нужно выполнить минимум десять тысяч повторений.
"Сегодня мы продолжили изучение алгоритмов оказания помощи. Рассмотрели типы удуший и воздуховодов. Поговорили о пневмотораксе, опробовали различные виды окклюзионных заплаток. В том числе объяснили, как их соорудить из подручных средств, — перечисляет Леонид. — Потренировались с носилками разных типов. Побеседовали о фиксации конечности на случай переломов и вывихов. В общем, обсудили способы стабилизации пострадавшего".
Берлин рассказывает о работе
Сюда приходят как студенты, так и опытные профессионалы. Скоро организуют занятия для родителей с детьми от 12 лет. Инструкторы, помимо того что они медики, военные, спасатели, — дипломированные педагоги.
"У нас даже занимался опытный нейрохирург. Признался: провел множество непростых операций, а что делать при огнестрельном ранении не знает, — рассказывает Берлин. — Много и стоматологов: разбираются в обезболивающих, но турникетный жгут видят впервые. Неудивительно, поскольку далеко не во всех вузах уделяют должное внимание первой помощи".
Занятие по тактической медицине
Курсы не финансируются. Все благодаря пожертвованиям. На поступающие средства покупают расходники и арендуют помещение. Инструкторы пытаются договориться с администрациями районов, чтобы предоставили пустующий зал. Но чиновники пока на контакт не идут.
"Доходило до абсурда. Спрашивали: мол, не вербуем ли мы в армию и не раздаем ли повестки. И с такой глупостью приходится бороться", — пожимает плечами Берлин.
Курсы проходят раз в неделю
Поисково-спасательная служба
В будни он — на кафедре медицины и безопасности МПГУ. Начальной военной подготовке (НВП) обучает с 2018-го. К слову, помогал разрабатывать программу движения "Юнармия", курировал штаб в Истре. Преподавал ОБЖ и НВП в школах. Прошел подготовку на спасателя — выезжал на ДТП и пожары. Работает инструктором Всероссийского студенческого корпуса спасателей (ВСКС).
С прошлого года вместе с другими инструкторами тренирует военнослужащих в Донбассе. Занимается с разведчиками, штурмовиками, снайперами, летчиками. Курс для каждого подразделения свой — с учетом специфики не только рода войск, но и условий, в которых они действуют. В том числе погодных.
"Вместе с товарищем и коллегой Дмитрием Усковым обучаем летчиков. А также поисково-спасательную службу ВКС — эти люди лезут в самое пекло, чтобы спасти пилотов. Как только сообщают о сбитой боевой машине, сразу отправляются в нужный район", — объясняет он.
Группа поисково-спасательной службы ВС России во время боевого вылета в зоне СВО
В кабине самолета не развернуться. Все — в разгрузке и по карманам. Но нет гарантий, что летчик сам себе поможет.
"При катапультировании, как правило, не обходится без травм, — продолжает инструктор. — Компрессионный перелом позвоночника, страдают и шейные позвонки. Можно удариться о систему катапультирования и сломать руку. Или обе — был такой случай".
На задание спасатели выдвигаются с огневой поддержкой. Часто попадают под обстрелы. Действовать нужно быстро.
Поэтому инструкторы учат прежде всего работать с носилками и правильно фиксировать раненого. И как к нему подобраться: "Зачастую кругом все заминировано. Летчика к моменту прибытия спасателей может уже и не быть: враг устраивает ловушки".
Военнослужащий группы огневой поддержки ВС России
Нужно обращать внимание и на детали. К примеру, цвет жгутов и турникетов: "В первое время волонтеры привозили яркие жгуты. А летчику ни в коем случае нельзя светиться. Один рассказывал, что враг прятался в трех метрах в камышах. Будь тогда он с оранжевым жгутом — его бы тут же заметили. Поэтому берем только черные и зеленые".
Не всегда команду во время таких вылазок сопровождает медик. Причины разные. "Есть вопросы и с оснащением, — добавляет Берлин. — Бортам крайне не хватает своей небольшой "скорой". С ней было бы легче и спокойнее. Однако пока никто не озадачился этим".
Военнослужащий ВС России во время боевого вылета в зоне СВО
Общий стандарт
Инструкторы еще собирают помощь. Поездки "за ленту" — за свой счет. "Я копил на машину, собирался жениться. Все сбережения потратил на гуманитарку и на матбазу для занятий. Машины нет по-прежнему, со свадьбой не сложилось", — разводит руками Берлин.
Он занимается в том числе с санинструкторами, которые дежурят с подразделениями. Некоторые поначалу относились к нему скептически: "Не раз в свой адрес слышал — мол, зачем нам "училка ОБЖ" без высшего медобразования. А потом выясняется, что они ошибаются в элементарном". К счастью, в большинстве все же хотят восполнить пробелы.
Леонид обучает НВП с 2018-го
В Сети хватает методичек с опасными для жизни советами, предупреждает Леонид. И призывает к осторожности.
"Предлагают затыкать раны средствами женской гигиены, прижигать порохом… Квалификацию таких "инструкторов" не подтвердишь. Есть вопросы и к некоторым коммерческим школам тактической медицины. Особенно когда среди преподавателей — люди, увлекающиеся страйкболом и не имеющие к медицине и спасательской работе никакого отношения", — добавляет он.
© РИА Новости / Мария МарикянОкклюзионная заплатка на манекене
© РИА Новости / Мария Марикян
Ученики отрабатывают на практике изученное
© РИА Новости / Мария Марикян
Инструкторы на практических занятиях
© РИА Новости / Мария МарикянКурс по тактической медицине
Чтобы подобного не было, обучение тактической медицине следует регламентировать, уверен специалист. Нужна система сертификации. Пока же профессиональное сообщество, по его ощущениям, довольно разрозненно.
Однако желающих освоить навыки первой помощи все больше. Поэтому команда Берлина собирается расширить список курсов.
Курс состоит из четырех занятий
08:00 29.09.2023
(обновлено: 13:50 29.09.2023)