Журналистов с собой они берут неохотно. Разве что в район, "где побезопаснее". Хотя в постоянно обстреливаемом Донецке и пригородах это понятие относительное.
Особенно горячо в Макеевке. До линии фронта всего 15 километров. И ВСУ то и дело открывают огонь. В конце августа снаряд угодил в здание 52-й пожарно-спасательной части.
О произошедшем родным рассказывать не хотели. Но пришлось: те узнали из соцсетей.
Недавно погибли водитель пожарной машины и начальник смены — снаряд угодил в переднее левое колесо.
Нашу беседу прерывает диспетчер: неподалеку бомба перебила линию электропередачи. На сборы 45 секунд. Спасатели быстро экипируются и уезжают.
На этот раз обошлось — не бомбили. Подробностей Виталий не приводит. Да и вообще неохотно говорит о работе.
Все же припомнил один случай. Прошлой зимой в частном секторе загорелся дом. Огонь отрезал выход женщине с двумя детьми. Одинцов бросился внутрь вместе с напарником. Всех спасли.
Александру Михальчишину всего 24 года, но опыта не занимать: в МЧС уже пять лет.
"В августе на нефтебазе по цистернам с топливом ударили несколько снарядов, — рассказывает он. — Сутки там провели. И после нас ребята оставались. Солярка ведь горит под тысячу градусов, не загасишь с наскока. Тушили не с рукавами, а со стационарными стволами — по очереди. Две-три минуты — и надо остывать, обливаться. Сначала водой сбивали температуру, потом — пена".
Приехали больше сотни сотрудников. Но и этого было мало. Работали на износ: некоторые теряли сознание от усталости.
График у спасателей — сутки через трое. Бывает, что дежурят сразу две бригады. Особенно когда ВСУ усиливают обстрелы.
Часто приходится разбирать завалы. Как правило, когда появляется бригада, обстрел возобновляется.
У них есть все необходимое. В том числе и специальная аварийно-спасательная машина, способная поднимать даже 15-тонные плиты.
Такой техники в ДНР мало, поэтому спасатели нередко выезжают в Донецк. Причем в наиболее опасные районы. На днях извлекли из-под обломков троих погибших.
Сотрудники МЧС каждый день тренируются. Как тут говорят, все "должно быть на рефлексах".
Виталий, как начальник караула, готовит планы тушения крупных объектов. Это довольно кропотливая работа.
"Водитель должен знать самый короткий маршрут и место, где удобнее всего припарковаться, — уточняет он. — Пожарные — как подходить к зданию, сколько этажей, какие помещения, фельдшеры — куда эвакуировать людей. Это секунды, которые могут стоить чьей-то жизни".
По сути, он уже почти год буквально живет на работе. Благо есть душ, небольшая кухня, даже спортзал.
"Привык, — отмахивается Одинцов. — В марте тут и вовсе четыре бригады квартировались".
Здесь никто не знает, что будет даже через пару часов. Долгосрочных планов не строят. Все хотят лишь одного: "поскорее бы все это закончилось".