Рейтинг@Mail.ru
"Золотые" аптечки и фальшивая броня. Кто наживается на мобилизации - РИА Новости, 06.10.2022
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Призывники перед отправкой на службу

"Золотые" аптечки и фальшивая броня.

Кто наживается на мобилизации
Валерий Катков
Получившие повестку россияне опустошают полки военторгов и магазинов походной экипировки. На пике спроса — термобелье, рюкзаки, разгрузочные жилеты. Отдельные позиции за последние дни подорожали втрое. Так, стоимость полного комплекта среднего уровня уже перевалила за 100 тысяч рублей. В Госдуме потребовали проверить торговые точки, искусственно завышающие цены на снаряжение. Как частичная мобилизация превратилась в погоню за берцами — в материале РИА Новости.
"Выдадут, если повезет"
— Саперные лопаты продаются складные?
— Нет.
— Нигде их нет, — разочарованно говорит покупательница.
С утра москвичка Анна обошла уже несколько магазинов. Ее молодой человек попал под частичную мобилизацию. Прибыв в военкомат, узнал, что некоторые предметы экипировки придется докупить самостоятельно.
Пока он проходит курсы подготовки, девушка бегает по городу в поисках самого необходимого. По ее словам, полки стремительно пустеют, а цены растут. Повезло, что успели найти хотя бы берцы. Обошлись в пять тысяч рублей.

"Обувь ему, конечно, выдали. Но если летние берцы были еще нормальные, то у зимних подошва отвалилась на второй день", — рассказывает Анна.

Потратиться пришлось на аптечку, перчатки, носки, термобелье. В военкомате порекомендовали приобрести и бронежилет, но такие расходы пара позволить себе не может.
"Его сразу предупредили: повезет — выдадут на месте. Но может и не хватить. Если покупать самим, то бронежилет обойдется минимум тысяч в 50, каска — столько же. Зато им выдали три комплекта формы".
Эта ситуация — не единичная. Жалобы приходят практически из всех регионов России.
"Моего товарища из подмосковного Наро-Фоминска забрали. И форму, и ботинки покупали ему сами в "Военторге", — говорит Александр. — Второму приятелю — он из области — все необходимое помогла приобрести компания, в которой он работает".
Не время заработать
Чиновники пытаются успокоить граждан по-разному. Например, спецпредставитель губернатора Ленинградской области Сергей Мачинский посоветовал жителям не спешить с покупкой экипировки, поскольку точный перечень того, что нужно, зависит от воинской части, в которую попадет мобилизованный.
Военнослужащие во время тактических учений
Военнослужащие во время тактических учений

"Кто-то будет поваром… А кто-то будет снайпером. Комплект их снаряжения разительно отличается, и бежать сейчас в магазин, тратить сумасшедшие деньги на то, чтобы одеть повара и дать ему тепловизор… Наверное, нет в этом смысла", — заявил он.

По словам Мачинского, на местах службы мобилизованные получат все необходимое. "Во всяком случае, я не видел голых и босых солдат, которых, как пишут наши враги и враги внутри нас, бросили что-то там защищать с одной винтовкой — как в 1941-м. Это неправда", — уверяет он.
Эксперты отмечают: если, например, с тепловизорами для всех мобилизованных действительно можно повременить, то вопрос базового оснащения решать нужно в срочном порядке.
Точного списка того, что резервисты получат в частях, — нет. Минобороны официально опубликовало лишь перечень тех вещей, которые можно взять с собой при желании. В него входят: батарейки, фонарик, спортивная шапка, тактические перчатки, химическая грелка, мультитул. В списках, которые призывникам выдают уже в военкоматах, позиций больше: спальники, термобелье, трекинговые ботинки, рюкзаки и разгрузки.
Призывники получают обмундирование на сборном пункте военного комиссариата
Призывники получают обмундирование на сборном пункте военного комиссариата
Всего за две недели цены на эти товары выросли в несколько раз. Похожая ситуация и с медицинскими изделиями первой необходимости.
Волонтер Олег несколько лет занимался отправкой экипировки и снаряжения в Донбасс. Сейчас собирает вещи для частично мобилизованных в Москве. По его словам, предпосылки для дефицита стали появляться задолго до спецоперации.

"До 2014-го мы закупали качественные европейские и американские товары. Потом перекрыли белый импорт, а в феврале этого года — и серый. То, что было в магазинах, раскупили сразу после начала спецоперации", — рассказывает он.

Производители военной амуниции и медицинских препаратов загружены государственными заказами. Вернуться к работе на частников обещают не раньше чем через три недели.
Пользуясь временной монополией, магазины и перекупщики стали резко накручивать цены. "Стандартная аптечка должна включать как минимум турникетные жгуты, индивидуальные перевязочные пакеты, бинты, гемостоп, — объясняет Олег. — В начале лета это стоило около 800 рублей, а сейчас под десять тысяч. Пустеющий рынок заполняют контрафактные товары. Например, много китайских жгутов, но они не фиксируются или рвутся".
Он уточняет: средняя сумма для полной закупки всего необходимого в регионах — около 80 тысяч рублей. А в Москве, Новосибирске и других крупных городах она достигает 150 тысяч.
Особенно сильно подорожали бронежилеты и шлемы. По данным бойцов ЧВК "Вагнер", цена выросла в три раза. "Комплект "Архангел Fillin" с поясом раньше стоил порядка 200 тысяч рублей — сейчас продают за 500 тысяч, бронежилет "Оператор" можно было купить за 20 тысяч, сейчас — за 60, "Ратник" был за 15, в настоящее время дешевле 90 не найти", — говорится в Telegram-канале "Вагнера".
Участились и случаи мошенничества. Как отмечают в ЧВК, под видом бронеплит в интернете продают крашеные листы железа. Их стоимость порой превышает 20 тысяч рублей, притом что даже если пуля застрянет в металле, лист не погасит кинетическую энергию удара. А это приведет к серьезным травмам внутренних органов.
Одним из первых о проблемах заявил депутат ГД Александр Якубовский.

"Мы уже проходили это во времена ковида, когда на средства индивидуальной защиты возник резкий спрос и вместе с ним произошел рост цен, — напомнил депутат. — Это показатель отсутствия моральных ценностей у ряда предпринимателей. И это совершенно недопустимо со стороны компаний, которые принадлежат Минобороны, в частности, АО "Военторг".

Обращение с требованием провести проверку он направил в Федеральную антимонопольную службу и Генпрокуратуру. В ФАС пообещали проверить обоснованность изменения цен и потребовали информацию у "Военторга", "Спортмастера" и сети армейских магазинов HAKKI.
Не отстранять, а спрашивать
Однако вопросы у специалистов есть не только к магазинам, но и к тем, кто допустил дефицит. Еще 1 октября член комитета Госдумы по обороне генерал-лейтенант Андрей Гурулев в эфире "Соловьев Live" обратил внимание, что из пунктов приема личного состава пропало 1,5 миллиона комплектов формы.

"Все было и куда делось? Это никто никак не собирается объяснить!" — возмущался депутат.

По мнению Гурулева, необходимо разбираться с каждым случаем, а не ограничиваться кадровыми перестановками. "Не надо отправлять генерала (Дмитрия. — Прим. ред.) Булгакова на другую работу, надо конкретно спрашивать: куда, где и почему так случилось, что у нас мобилизованные не получают форму".
Заместителя министра обороны России, ответственного за материально-техническое обеспечение Вооруженных сил, освободили от должности 24 сентября в связи с переходом на другую работу.
На проблему обратили внимание и в Совете по правам человека. Там призвали губернаторов регионов активнее подключаться к ее решению.

"В соцсетях немало сообщений о необходимости мобилизованным самим покупать себе экипировку и медикаменты на фронт, о пустеющих полках "Военторгов" и тратах в 100 тысяч рублей, — заявил глава СПЧ Валерий Фадеев. — В СМИ появляются инструкции, какие вещи принести с собой в военкомат. Очевидно, что эта ситуация ненормальная".

По его словам, главам нескольких регионов уже удалось наладить оснащение. В Новгородской области власти сами закупили необходимую экипировку. Губернатор Кировской области пообещал лично проверить амуницию мобилизованных и закрепить за их семьями соцработников, которые будут помогать в решении проблем.
"В Нижегородской области комплектуют наборы — от спальника до батареек. В Крыму банки и предприниматели на российских предприятиях оборонно-промышленного комплекса закупили бронежилеты, шлемы, средства связи, спальники, форму и обувь", — отметил Фадеев.
"Их не забывают"
Там, где чиновники и крупный бизнес пока бездействуют, инициативу в свои руки стали брать активисты.
Сбор вещей для мобилизованных в Тюмени
Сбор вещей для мобилизованных в Тюмени

"У многих мобилизованных земляков не было теплых вещей, рюкзаков, разгрузок, — рассказывает Камал Зейналов, предприниматель из города Добрянка в Пермском крае. — Они совершенно не понимали, что их ждет, что может пригодиться. А у родственников не было возможности купить все необходимое".

Когда первые мобилизованные приехали в учебные центры, оказалось, что та экипировка, которую им выдали, не выдерживает никакой критики. Увидев, что исправлять ситуацию никто не планирует, Зейналов и его приятели стали закупать снаряжение.

"Берем аптечки, наколенники, налокотники, пенки, берцы, перчатки, балаклавы, налобные фонари, — перечисляет он. — С тактической одеждой сложно, но пока находим в интернет-магазинах".

Уже сейчас в чате волонтеров во "ВКонтакте" — более 400 человек. Помощи просят и из соседних областей. Пару дней назад Зейналов отвез вещи в Тюмень. На дорогу ушло двое суток.

"Но дело того стоит. Парням очень приятно, что их не бросают, за них переживают, не забывают. Говорят, мы им поднимаем боевой дух. Я считаю эту помощь своим долгом".

Постепенно его примеру последовали и другие города в регионе. Вещи собирают в Перми и Чусовом. Финансовую поддержку мобилизованным все чаще оказывают частные компании, индивидуальные предприниматели.
Волонтеры говорят, что гражданские инициативы помогли уже нескольким десяткам. Но счет мобилизованных идет на тысячи. Поэтому нужны государственная помощь и жесткий контроль — недоработки могут стоить защитникам здоровья и жизни.
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала