Рейтинг@Mail.ru
Убийцы-невидимки: кто нарушает ПДД и не платит штрафы
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

"Штрафы с меня сняли": как нарушители обманывают ГИБДД

© РИА Новости / Перейти в медиабанкДТП на Смоленской площади в Москве
ДТП на Смоленской площади в Москве - РИА Новости, 1920, 01.06.2021
Читать ria.ru в
МОСКВА, 1 июн — РИА Новости, Святослав Петров. Чтобы не платить штрафы, автомобилисты пользуются лазейками в законе: снимают транспортные средства с учета ГИБДД, регистрируют на фирмы-однодневки и ездят с поддельными договорами купли-продажи. То, что за машины-невидимки редко наказывают, оборачивается серьезными ДТП. По мнению экспертов, тут нужно применять уголовный кодекс. Впрочем, сейчас даже выявить нарушителя очень сложно.

"Так половина Москвы ездила"

Еще несколько лет назад менеджер крупной компании Борис Коровин (имя изменено) снял личный автомобиль с регистрационного учета ГИБДД. И продолжает ездить. Штрафы теперь ему не приходят, хотя скорость он превышает.
"Двигаться медленно на моей машине сложно, — оправдывается он. — Это Infinity мощностью 400 лошадиных сил. Немного надавил на педаль газа — уже вышел за допустимые в городе лимиты. Если бы я платил за все нарушения скоростного режима, давно разорился бы. Да и транспортного налога с тех пор нет — это 60 тысяч в год".
Сначала Борис, как и полагается, зарегистрировал авто на себя. После заключил фиктивный договор купли-продажи со знакомым. В ГИБДД заявил, что машину продал, а госномера и свидетельство о регистрации транспортного средства якобы принесет новый владелец. В результате автомобиль оказался по сути бесхозным: его нет в базах ГИБДД и департамента транспорта Москвы.

"Сперва все же получил несколько штрафов с камер. Пришел к гаишникам и сказал, что машина уже не моя и нарушал не я, — признается собеседник. — Показал справку, они вручную внесли изменения в базу. Старые штрафы с меня сняли, новые не приходят. Так половина столицы ездила до недавнего времени".

За управление незарегистрированным автомобилем с водителя берут 800 рублей. При повторном нарушении в течение года — до пяти тысяч рублей или лишение прав на три месяца (ст. 12.1 КоАП). Обычно на первый раз судьи ограничиваются штрафом.
По словам Бориса, за три года до лишения прав у него так и не дошло. Остановившим его сотрудникам он демонстрирует старое СТС. Инспекторы чаще всего не проверяют, действителен ли документ.

"В Москве сейчас вообще останавливают редко, — добавляет Борис. — Да и сотрудники не расценивают это как грубое нарушение, обычно предлагают договориться".

"Обычная практика"

Автовладельцы прибегают и к другим способам ухода от ответственности, выявить которые уже сложнее. Чтобы не платить штрафы и налоги, регистрируют транспортные средства на так называемые фирмы-однодневки.

"Для юрлиц штрафы огромные, — объясняет РИА Новости предприниматель Иван Малышев (имя изменено), у его фирмы крупный автопарк. — К примеру, за выезд на газон — 300 тысяч рублей. У меня так несколько раз получилось, и я решил что-то с этим сделать. Это обычная практика, вовсе не мое ноу-хау".

Когда накапливается много штрафов, компанию ликвидируют, а активы передают другой, заранее созданной организации. Постановления о нарушениях по наследству не переходят.
Бизнесмен уверяет, что у инспекторов нет ни полномочий, ни технической возможности проверить, существует ли еще фирма, на которую зарегистрирован автомобиль.
Стоп-кадр видео с участием блогера Анатолия Кречетова
"После ДТП отвезли в реанимацию": кто управлял Audi Q7 известного блогера
В ГИБДД уточняют, что могут узнать это "при обращении к централизованным оперативно-справочным и разыскным учетам ОВД либо к банкам данных налоговой службы". Тогда учет могут приостановить. В каких случаях делают такие запросы, в ведомстве не уточнили. А водителю грозит лишь штраф за то, что нет страховки (ч. 2 ст. 12.37 КоАП), — 800 рублей.
Адвокат Андрей Егоров отмечает, что это типичная дыра в законе.
"Ликвидацию компании выявляют на стадии исполнительного производства. В итоге его прекращают. То есть о том, что выписывать штраф некому, государство узнает в последний момент. Нарушитель ПДД уходит от ответственности".
Для наказания лихачей требуется работа по каждому отдельному случаю, уверен депутат Госдумы Вячеслав Лысаков.

"Даже при регистрации машин на подставные юрлица полицейские могут доказать уклонение от налогов и штрафов, это тогда вообще мошенничеством считается. Правда, для этого нужно желание сотрудников, а у них его обычно нет".

Номер с десяткой

Некоторые автомобилисты ездят и вовсе без номеров. За это полагается штраф до пяти тысяч рублей или лишение прав сроком от одного до трех месяцев (ч. 2 ст. 12.2 КоАП). Инспекторов вводят в заблуждение: говорят, что купили машину на днях. Без номеров можно управлять транспортным средством в течение десяти дней после приобретения или таможенного оформления. Если есть договор купли-продажи, штрафовать не за что.
Однако общаться с дорожными полицейскими приходится часто. Машина без номеров — веский повод для проверки.
Еще один вариант — регистрация в соседних государствах.

"Например, у России и Белоруссии нет обмена данными по нарушителям, поэтому, когда машина на белорусских номерах попадает под камеры, штрафы выписывать не на кого, — говорит Егоров. — Можно раз в несколько месяцев заново регистрировать машину в Белоруссии и таким образом регулярно обнулять историю штрафов".

По данным ГИБДД, в этом году по ч. 1 ст. 12.1 КоАП ("Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке") выявили 102,1 тысячи правонарушений, 12,2 тысячи автомобилистов привлекли к ответственности за повторное нарушение. В ведомстве подчеркивают, что регулярно организуют рейды по выявлению водителей, которые ездят со снятыми с учета номерами или вовсе без них.

Призрачный Бил

О проблеме неэффективного контроля злостных нарушителей ПДД вспоминают практически после каждого резонансного ДТП. В последний раз об этом задумались из-за серьезной аварии с участием блогера Эдварда Била (настоящее имя — Эдуард Биль). На высокой скорости он ехал на спортивной Audi RS6 по центру Москвы. Не справился с управлением и вылетел на встречную полосу. В ДТП пострадала Мария Артемова — она попала в реанимацию в тяжелом состоянии.
Как выяснилось позже, блогер несколько месяцев катался на снятом с госучета автомобиле и за это время по меньшей мере 560 раз превысил скорость. За ДТП с потерпевшим на Била завели уголовное дело. За незарегистрированную машину ему грозит только штраф.
Ольга Львовна в больнице - РИА Новости, 1920, 15.03.2021
Удалили часть мозга: "простой охранник" сбил женщину и уходит от выплат
После аварии, по данным СМИ, ГИБДД приступила к массовым проверкам регистрации автомобилей. В розыск объявили полторы тысячи машин-призраков, задержали около 600.
В Госдуме тогда предложили наказывать за недействительные номера исправительными работами. По мнению автора инициативы, депутата Госдумы Ярослава Нилова, штрафами нарушителей ПДД не остановить.

"Чтобы было не так — заплатить и забыть, а работать и подумать. Стричь кусты, убирать кладбища, мести улицы", — считает Нилов.

Ловить некому

По словам руководителя компании-производителя дорожных камер "Астралаб" Сергея Ласкина, камеры только в Москве регистрируют сотни автомобилей, за которыми числится по 300 и более штрафов.

"В основном речь идет о нарушении скоростного режима, — уточняет он. — Недавно зафиксировали рекордсмена — свыше 240 км/ч в центре Москвы. Мы такие случаи отдельно рассматриваем, чтобы убедиться: это не сбой у камеры, а реальный гонщик".

Современное ПО позволяет инспекторам отслеживать на дорогах разные нарушения и оперативно передавать информацию патрулям и на посты ГИБДД. Отсутствие регистрации — не исключение.
Но одних камер недостаточно, уверен координатор общественного движения "Синие ведерки" Петр Шкуматов.

"Только патруль может остановить конкретного человека и проверить документы, а также регистрацию транспортного средства, — подчеркивает он. — Хоть это и повышает коррупционные риски, в целом такой подход должен принести больше плюсов, нежели минусов".

Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин полагает, что проблема упирается в кадровый голод в ГИБДД.
"На дорогах мало инспекторов, а те, что есть, зачастую берут взятки, — рассуждает он. — Камеры повсюду, нарушители как на ладони, однако ловить их некому".
Собеседник убежден, что езду на снятых с учета машинах следует приравнять к подделке государственных документов, то есть к уголовной статье. Ужесточение наказания, по его мнению, "умерит прыть нарушителей".

Мертвые и дети

Постепенно законодатели закрывают лазейки для автомобилистов-призраков. Так, еще два года назад можно было зарегистрировать машину на ребенка до 16 лет. Тогда все штрафы автоматически списывались, поскольку дети не несут административной ответственности за нарушение ПДД. Первого января 2020-го в силу вступил новый закон о регистрации транспортных средств. Дети до 16 лет по-прежнему могут быть собственниками, но автомобиль оформляют на родителя или опекуна.
Кроме того, инспекторы активно борются с теми, кто пользуется автомобилями, зарегистрированными на умерших. Выписать штраф автоматически в этой ситуации невозможно. Только за 2020-й в ходе специальных рейдов сотрудники ГИБДД выявили около 700 тысяч таких транспортных средств и приостановили их учет.
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала