https://ria.ru/20210510/radonitsa-1730350702.html
"Пляски на могилах". Почему Радоница — самый необычный день поминовения
"Пляски на могилах". Почему Радоница — самый необычный день поминовения - РИА Новости, 28.03.2024
"Пляски на могилах". Почему Радоница — самый необычный день поминовения
Православные на девятый день после Пасхи отмечают Радоницу — особое поминовение усопших. В этом году она приходится на 14. О "родительской Пасхе" и главных... РИА Новости, 28.03.2024
2021-05-10T08:00
2021-05-10T08:00
2024-03-28T15:38
религия
общество
русская православная церковь
радоница
россия
аналитика - религия и мировоззрение
https://cdnn21.img.ria.ru/images/105534/78/1055347826_0:67:2696:1584_1920x0_80_0_0_1629761fa821b0c6e394a53d9842d02d.jpg
МОСКВА, 28 мар — РИА Новости, Олег Налисник. Православные на девятый день после Пасхи отмечают Радоницу — особое поминовение усопших. В этом году она приходится на 14. О "родительской Пасхе" и главных заблуждениях, с ней связанных, — в материале РИА Новости."Скоморохи на кладбище""Это был всенародный праздник. Приносили еду и питье: кутью, пироги, яйца, блины, калачи, сырники, вино, пиво и прочие угощения. Выходила отмечать вся деревня"."Сходились мужи и жены на жальники и плакали с кричанием великим, а когда начнут играть скоморохи-гудошники, то они перестают рыдать, а плясать начинают да бить в ладони прямо на тех же жальниках".Удивительно, но это описание поминовения усопших. Первое — из воспоминаний крестьян начала XX века. Второе — из "Стоглава", сборника церковных правил XVI столетия. Уж чего-чего, но такого вообще не ожидаешь увидеть на кладбищах. Ведь это место для "жаления", то есть горевания. Поэтому и называли их "жальниками".Но, оказывается, Церковь вовсе не возбраняла веселье на могилах. Напротив, порой даже приветствовала. Правда, только раз в году: на девятый день после Пасхи. И в этом есть глубокий духовный смысл. Еще в древние времена христиан призывали отмечать Светлое Христово Воскресение не только с живыми, но и с мертвыми."Достойно и праведно есть, братия, после торжества Пасхи, которое мы праздновали, разделить радость нашу со святыми мучениками, и им, как участникам страданий Господа, возвестить славу воскресения Господня", — писал в IV веке святой Амвросий Медиоланский пастве.При этом проводить подобный обряд непосредственно в день Светлой Пасхи нельзя — об этом говорит церковный устав. Согласно ему поминать усопших запрещено с Вербного воскресения (28 апреля) до Фоминой недели (12 мая). Таким образом в храмах не возносят заупокойные молитвы 14 дней.Смысл меры такой: своим воскресением Христос победил смерть и даровал вечную жизнь всем верующим. Поэтому священники призывают не посещать кладбища ни на Пасху, ни на Красную горку через неделю.Не повод скорбеть"На самом деле Радоница не признана каким-то особым днем поминовения умерших. Существуют родительские субботы. А это вполне себе рядовая дата", — объясняет известный церковный публицист протоиерей Максим Первозванский. И хотя в уставе событие не упомянуто, в храмах все же совершают поминальные службы. В календарях других поместных церквей слово "Радоница" вообще не встретишь — оно сугубо славянское.Вот только непонятно, что означает. Одни считают, что так в дохристианские времена называли ритуальный плач по умершим. Другие полагают, что речь идет о "Дне роз" — мол, Русь переняла праздник у итальянцев, где он известен под именем "розалий". Но самая распространенная трактовка — "радость". И неспроста.Дело в том, что служба на Радоницу принципиально отличается от других поминальных дней. Вместо грустных протяжных песнопений церковный хор поет веселые пасхальные гимны."Это, конечно, вызывает большой диссонанс у невоцерковленных людей, — отмечает протоирей. — Повод-то совсем нерадостный: надо облачаться в черные одежды и скорбеть. Но на самом деле это сугубо народное понимание, ничего общего с православной верой оно не имеет".Для христиан, говорит священник, смерть — не повод для скорби. Она, по его словам, "означает встречу с Богом". А для истинно верующего это самое радостное, что может быть."Мы, конечно, скорбим от расставания с человеком. Но в то же время знаем, что смерть временна, Христос воскрес и мы все воскреснем. Это особо остро ощущаешь именно в пасхальные дни", — подчеркивает отец Максим. Поэтому все поминальные службы духовенство совершает в облачениях белого цвета. Он символизирует радость и обновление. Между обычаем и суевериемВ то же время есть и другая крайность. Например, среди православных распространено немало поверий, связанных с усопшими. По одному из них, если человек умирает на Пасху, то автоматически попадает в рай."Это чисто народное представление. Наверное, оно возникло как раз из-за того, что пасхальное поминовение довольно радостное", — замечает отец Максим.Также, например, в России довольно популярен обычай приносить к могилам на Радоницу освященные куличи и яйца. Мол, тем самым живые разделяют праздничную трапезу с усопшими. "С христианскими датами связано немало народных обычаев. Какие-то Церковь приняла, а какие-то отвергла. Тут ведь тонкая грань: традиция может легко перейти в суеверие. "Кормление умерших" — яркий тому пример. Это абсолютно дикий обряд, который не имеет отношения к православию. Вот мы и видим на могилах после Пасхи крошки от куличей или яичную скорлупу", — рассуждает глава отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш).Другая народная традиция — приносить на кладбище исключительно искусственные цветы. По словам священнослужителя, гораздо лучше вознести за усопших молитву. Сделать это можно как дома, так и в храме, ведь именно для этого и существуют особые дни поминовения, установленные Церковью.
https://ria.ru/20240309/pominayut-1931782959.html
россия
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2021
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/105534/78/1055347826_276:13:2420:1621_1920x0_80_0_0_0a24b98b855aea9474cf44d0a74741b3.jpgРИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
общество, русская православная церковь, радоница, россия, аналитика - религия и мировоззрение
Религия, Общество, Русская православная церковь, Радоница, Россия, Аналитика - Религия и мировоззрение
МОСКВА, 28 мар — РИА Новости, Олег Налисник. Православные на девятый день после Пасхи отмечают Радоницу — особое поминовение усопших. В этом году она приходится на 14. О "родительской Пасхе" и главных заблуждениях, с ней связанных, — в материале РИА Новости.
"Это был всенародный праздник. Приносили еду и питье: кутью, пироги, яйца, блины, калачи, сырники, вино, пиво и прочие угощения. Выходила отмечать вся деревня".
"Сходились мужи и жены на жальники и плакали с кричанием великим, а когда начнут играть скоморохи-гудошники, то они перестают рыдать, а плясать начинают да бить в ладони прямо на тех же жальниках".
Удивительно, но это описание поминовения усопших. Первое — из воспоминаний крестьян начала XX века. Второе — из "Стоглава", сборника церковных правил XVI столетия. Уж чего-чего, но такого вообще не ожидаешь увидеть на кладбищах. Ведь это место для "жаления", то есть горевания. Поэтому и называли их "жальниками".
Но, оказывается, Церковь вовсе не возбраняла веселье на могилах. Напротив, порой даже приветствовала. Правда, только раз в году: на девятый день после Пасхи. И в этом есть глубокий духовный смысл. Еще в древние времена христиан призывали отмечать Светлое Христово Воскресение не только с живыми, но и с мертвыми.
"Достойно и праведно есть, братия, после торжества Пасхи, которое мы праздновали, разделить радость нашу со святыми мучениками, и им, как участникам страданий Господа, возвестить славу воскресения Господня", — писал в IV веке святой Амвросий Медиоланский пастве.
При этом проводить подобный обряд непосредственно в день Светлой Пасхи нельзя — об этом говорит церковный устав. Согласно ему поминать усопших запрещено с Вербного воскресения (28 апреля) до Фоминой недели (12 мая). Таким образом в храмах не возносят заупокойные молитвы 14 дней.
Смысл меры такой: своим воскресением Христос победил смерть и даровал вечную жизнь всем верующим. Поэтому священники призывают не посещать кладбища ни на Пасху, ни на Красную горку через неделю.
"На самом деле
Радоница не признана каким-то особым днем поминовения умерших. Существуют родительские субботы. А это вполне себе рядовая дата", — объясняет известный церковный публицист протоиерей Максим Первозванский.
И хотя в уставе событие не упомянуто, в храмах все же совершают поминальные службы. В календарях других поместных церквей слово "Радоница" вообще не встретишь — оно сугубо славянское.
Вот только непонятно, что означает. Одни считают, что так в дохристианские времена называли ритуальный плач по умершим. Другие полагают, что речь идет о "Дне роз" — мол, Русь переняла праздник у итальянцев, где он известен под именем "розалий". Но самая распространенная трактовка — "радость". И неспроста.
Дело в том, что служба на Радоницу принципиально отличается от других поминальных дней. Вместо грустных протяжных песнопений церковный хор поет веселые пасхальные гимны.
"Это, конечно, вызывает большой диссонанс у невоцерковленных людей, — отмечает протоирей. — Повод-то совсем нерадостный: надо облачаться в черные одежды и скорбеть. Но на самом деле это сугубо народное понимание, ничего общего с православной верой оно не имеет".
Для христиан, говорит священник, смерть — не повод для скорби. Она, по его словам, "означает встречу с Богом". А для истинно верующего это самое радостное, что может быть.
"Мы, конечно, скорбим от расставания с человеком. Но в то же время знаем, что смерть временна, Христос воскрес и мы все воскреснем. Это особо остро ощущаешь именно в пасхальные дни", — подчеркивает отец Максим.
Поэтому все поминальные службы духовенство совершает в облачениях белого цвета. Он символизирует радость и обновление.
Между обычаем и суеверием
В то же время есть и другая крайность. Например, среди православных распространено немало поверий, связанных с усопшими. По одному из них, если человек умирает на Пасху, то автоматически попадает в рай.
"Это чисто народное представление. Наверное, оно возникло как раз из-за того, что пасхальное поминовение довольно радостное", — замечает отец Максим.
Также, например, в
России довольно популярен обычай приносить к могилам на Радоницу освященные куличи и яйца. Мол, тем самым живые разделяют праздничную трапезу с усопшими.
"С христианскими датами связано немало народных обычаев. Какие-то Церковь приняла, а какие-то отвергла. Тут ведь тонкая грань: традиция может легко перейти в суеверие. "Кормление умерших" — яркий тому пример. Это абсолютно дикий обряд, который не имеет отношения к православию. Вот мы и видим на могилах после Пасхи крошки от куличей или яичную скорлупу", — рассуждает глава отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш).
Другая народная традиция — приносить на кладбище исключительно искусственные цветы. По словам священнослужителя, гораздо лучше вознести за усопших молитву. Сделать это можно как дома, так и в храме, ведь именно для этого и существуют особые дни поминовения, установленные Церковью.