Осязаемый музей
Зачем искусство нужно трогать руками
Сделать искусство и памятники культуры более доступными для людей с ограниченными возможностями здоровья – непростая, но, в то же время, одна из интереснейших задач. В этом направлении сейчас работают многие российские и зарубежные музеи. Благодаря идеям кураторов и специалистов, находятся самые необычные решения, которые позволяют людям с ограниченными возможностями посещать музеи и смотреть спектакли.
Тактильные модели архитектурных памятников, подписи к экспонатам, сделанные шрифтом Брайля, или спектакли на языке жестов постепенно становятся привычным делом. Принципы этой работы регулируются соответствующим приказом министерства культуры РФ. Однако, далеко не всегда у культурных институций есть на это средства.
Реализовать интересные проекты зачастую удается благодаря поддержке частных фондов. Так, благотворительный фонд Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» включился в процесс обеспечения доступности культурных ценностей для людей с нарушением зрения в рамках программы «Особый взгляд». Это единственная благотворительная программа, которая предлагает актуальные решения для людей с инвалидностью по зрению, комплексно занимаясь развитием инклюзии и доступной среды в области культуры.
В 2020 году гранты программы «Особый взгляд» выиграли 11 музеев, и уже этой весной презентации тактильных моделей стартуют в разных городах России. А в феврале 2021 года в Москве была представлена тактильная экспозиция Покровского собора, благодаря которой люди с нарушением зрения могут изучить храм Василия Блаженного в деталях.
Московское чудо в миниатюре
Тактильные модели Покровского собора на Красной площади в Москве установили 11 февраля. Всего их две. Первая, изготовленная из бронзы, находится около храма, прямо за памятником Минину и Пожарскому. Это, кстати, первая такая модель из металла в центре столицы. Миниатюрная копия храма привлекает всех посетителей, ведь ей московскую достопримечательность можно рассмотреть во всех подробностях. Внутри храма находится уже вторая модель, из пластика. Она в точности повторяет не только все архитектурные нюансы строения, но и цвета.
По словам руководителя программы «Особый взгляд» Ксении Дмитриевой, главная задача заключалась в том, чтобы сделать эти макеты максимально доступными для всех. Именно поэтому каждый незрячий турист на входе найдет тактильную мнемосхему плана прилежащей к собору территории, а также таблички с информацией, продублированной шрифтом Брайля на двух языках – русском и английском. К тому же, отмечает Дмитриева, уличный макет специально размещен достаточно низко для того, чтобы он был доступен для осмотра детям и людям, перемещающимся на колясках. Рядом с выставкой организовано специальное место для собаки-проводника, если незрячий турист пожелает ее оставить при входе в храм.
Пока подобных проектов в российских музеях не так много, однако фонд «Искусство, наука и спорт» работает над тем, чтобы все главные архитектурные памятники страны стали доступными для жителей и туристов.
В ближайших планах – обеспечить тактильными моделями ключевых памятников русской культуры города «Золотого кольца».
Зачем нужна архитектура в миниатюре
Владимир Васкевич – незрячий путешественник из Екатеринбурга, автор книги «Путешествие без границ», проехал 26 стран и 60 регионов России. Он считает, что усилий по созданию доступной среды на туристических объектах пока предпринимается недостаточно.
«По примеру европейских стран хотелось бы иметь в каждом городе тактильные макеты основных зданий, которые выставляют там прямо на улице перед реальным объектом. В большинстве музеев Италии, Франции, Германии рядом с оригиналами картин имеются качественно выполненные объемные копии. Например, в Галерее Уффици во Флоренции каждый незрячий путешественник может ознакомиться с картинами Боттичелли и Леонардо да Винчи. При желании можно заказать экскурсию с тифлокомментариями. В России же подобная доступность носит эпизодический характер, а качество копий, если они есть, оставляет желать лучшего», – делится путешественник.
Создание макетов стоит довольно дорого. Например, модели Покровского собора стоили около двух миллионов рублей. Такие суммы может позволить себе не каждый музей. «Наш фонд ежегодно прикладывает значительные усилия и средства, чтобы доступных экскурсий и тактильных архитектурных моделей в России становилось все больше», – подчеркивает руководитель программы «Особый взгляд» Ксения Дмитриева.
Но нужно понимать, что усилиями одного или даже нескольких фондов этого не сделать, ведь исторических зданий, достойных для копирования, – тысячи по всей России.
«Поэтому мы сосредоточились на главных культурных объектах. Проект с Покровским собором призван не только создать доступную модель одного из главных архитектурных символов страны, но и обратить внимание государства и общественности на проблемы доступности искусства для незрячих людей в целом», – говорит Дмитриева.
Как создать маленький шедевр
Создание тактильной модели – трудоемкий процесс, требующий скрупулезной работы, которая может занять от нескольких месяцев до нескольких лет. В случае с храмом Василия Блаженного мастера сначала создали трехмерную компьютерную модель, потом подобрали материалы – ведь текстура должна быть схожа с оригиналом и приятна на ощупь. Кстати, в России существуют всего несколько студий, которые занимаются созданием подобных моделей. Макет для Красной площади, как и все модели в рамках грантов программы «Особый взгляд», разработаны мастерской «Студия Шу» под руководством скульптора Ольги Шу и инженера Михаила Шу.
Модель Покровского собора делали в течение пяти месяцев, в проекте участвовали более 25 человек – сотрудники мастерской и партнеры. «У тактильных моделей несколько функций. С одной стороны, они помогают погрузить незрячих людей в культурную среду. С другой, несут социальную функцию. В том числе, благодаря тактильным моделям, в залах музея незрячий человек перестаёт быть «невидимым». Для нас это не только работа, но и возможность делать мир немного лучше. Среди наших коллег очень много людей, профессия которых так или иначе связана с людьми с проблемами зрения. Очень надеемся, что наши общие усилия не проходят даром, и мир постепенно меняется, становится комфортнее, доступнее и интересней», – говорят руководители студии.
Новые возможности
Этой весной тактильные модели появятся в 11 музеях, которые получили грантовую поддержку в рамках конкурса «Особый взгляд» фонда Алишера Усманова. В списке – крупнейшие культурные учреждения из разных российских городов: Петрозаводска, Хабаровска, Саранска, Красноярска, Читы, Астрахани, Улан-Удэ, Перми, Абакан, Коктебеля и Санкт-Петербурга. Каждый музей смог сделать макеты сразу нескольких экспонатов из своих коллекций. Многие модели будут использоваться не только во время экскурсий, но и для специальных циклов занятий и лекций.
«Основная миссия фонда – поддержка крупнейших культурных, образовательных и спортивных институций России. Делая наши культурные символы доступными для миллионов людей как в стране, так и за рубежом, мы столкнулись с проблемой их доступности для людей с ограниченными возможностями», – отмечает директор благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» Фатима Мухомеджан.
Это требует системного решения, и именно для этого мы запустили программу «Особый взгляд», призванную содействовать развитию инклюзии и обеспечивать равный доступ для слепых и слабовидящих.
Фонд сейчас работает над тем, чтобы все главные архитектурные памятники страны стали доступными для жителей и туристов», – подчеркивает директор фонда.
О том, насколько актуальна эта проблема, говорит и статистика. В России существует более 3300 государственных музеев, в них, по данным на 2019 год, хранится более 18 миллионов экспонатов. И только малая часть из них адаптирована для показа слепым людям.
По данным министерства труда и социальной защиты, в России сегодня проживает более 300 тысяч людей с инвалидностью по зрению. Около 20% – это молодые люди, которые предпочитают изоляции активную жизнь.
«Они учатся, работают и путешествуют. Однако, немногие архитектурные объекты имеют адаптированные тактильные модели, а, значит, говорить об инклюзивном туризме полноценно пока сложно. Наш фонд решает и будет решать данную проблему. Уже через месяц несколько десятков тактильных моделей отправятся в регионы в рамках подведения итогов нашего грантового конкурса 2020 года. И это только начало. Мы открыты для взаимодействия со всеми заинтересованными структурами. В начале весны мы приступили к диалогу с Министерством культуры, результатом которого, я надеюсь, станет проект «Особый взгляд на «Золотое кольцо» и, что наиболее ценное, шаги по изменению в законодательстве, связанном с доступностью искусства и культуры», – добавляет Ксения Дмитриева.