Рейтинг@Mail.ru
Осязаемый музей. Зачем искусство нужно трогать руками - РИА Новости, 06.03.2024
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Осязаемый музей

Зачем искусство нужно трогать руками

Сделать искусство и памятники культуры более доступными для людей с ограниченными возможностями здоровья – непростая, но, в то же время, одна из интереснейших задач. В этом направлении сейчас работают многие российские и зарубежные музеи. Благодаря идеям кураторов и специалистов, находятся самые необычные решения, которые позволяют людям с ограниченными возможностями посещать музеи и смотреть спектакли. 
 

Тактильные модели архитектурных памятников, подписи к экспонатам, сделанные шрифтом Брайля, или спектакли на языке жестов постепенно становятся привычным делом. Принципы этой работы регулируются соответствующим приказом министерства культуры РФ. Однако, далеко не всегда у культурных институций есть на это средства.

Реализовать интересные проекты зачастую удается благодаря поддержке частных фондов. Так, благотворительный фонд Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» включился в процесс обеспечения доступности культурных ценностей для людей с нарушением зрения в рамках программы «Особый взгляд». Это единственная благотворительная программа, которая предлагает актуальные решения для людей с инвалидностью по зрению, комплексно занимаясь развитием инклюзии и доступной среды в области культуры.

В 2020 году гранты программы «Особый взгляд» выиграли 11 музеев, и уже этой весной презентации тактильных моделей стартуют в разных городах России. А в феврале 2021 года в Москве была представлена тактильная экспозиция Покровского собора, благодаря которой люди с нарушением зрения могут изучить храм Василия Блаженного в деталях.

Московское чудо в миниатюре

Тактильные модели Покровского собора на Красной площади в Москве установили 11 февраля. Всего их две. Первая, изготовленная из бронзы, находится около храма, прямо за памятником Минину и Пожарскому. Это, кстати, первая такая модель из металла в центре столицы. Миниатюрная копия храма привлекает всех посетителей, ведь ей московскую достопримечательность можно рассмотреть во всех подробностях. Внутри храма находится уже вторая модель, из пластика. Она в точности повторяет не только все архитектурные нюансы строения, но и цвета.

1 / 3
Незрячие читают подпись на Брайле к уличной тактильной модели Покровского собора

По словам руководителя программы «Особый взгляд» Ксении Дмитриевой, главная задача заключалась в том, чтобы сделать эти макеты максимально доступными для всех. Именно поэтому каждый незрячий турист на входе найдет тактильную мнемосхему плана прилежащей к собору территории, а также таблички с информацией, продублированной шрифтом Брайля на двух языках – русском и английском. К тому же, отмечает Дмитриева, уличный макет специально размещен достаточно низко для того, чтобы он был доступен для осмотра детям и людям, перемещающимся на колясках. Рядом с выставкой организовано специальное место для собаки-проводника, если незрячий турист пожелает ее оставить при входе в храм.

Пока подобных проектов в российских музеях не так много, однако фонд «Искусство, наука и спорт» работает над тем, чтобы все главные архитектурные памятники страны стали доступными для жителей и туристов.

В ближайших планах – обеспечить тактильными моделями ключевых памятников русской культуры города «Золотого кольца».

Зачем нужна архитектура в миниатюре 

Владимир Васкевич – незрячий путешественник из Екатеринбурга, автор книги «Путешествие без границ», проехал 26 стран и 60 регионов России. Он считает, что усилий по созданию доступной среды на туристических объектах пока предпринимается недостаточно.

«По примеру европейских стран хотелось бы иметь в каждом городе тактильные макеты основных зданий, которые выставляют там прямо на улице перед реальным объектом. В большинстве музеев Италии, Франции, Германии рядом с оригиналами картин имеются качественно выполненные объемные копии. Например, в Галерее Уффици во Флоренции каждый незрячий путешественник может ознакомиться с картинами Боттичелли и Леонардо да Винчи. При желании можно заказать экскурсию с тифлокомментариями. В России же подобная доступность носит эпизодический характер, а качество копий, если они есть, оставляет желать лучшего», – делится путешественник.

1 / 3
Незрячий путешественник Владимир Васкевич изучает тактильную модель Alberto Giacometti. Bustede Diego (Amenophis). 1955, созданную для "Еврейского музея и центра толерантности"

Создание макетов стоит довольно дорого. Например, модели Покровского собора стоили около двух миллионов рублей. Такие суммы может позволить себе не каждый музей. «Наш фонд ежегодно прикладывает значительные усилия и средства, чтобы доступных экскурсий и тактильных архитектурных моделей в России становилось все больше», ­– подчеркивает руководитель программы «Особый взгляд» Ксения Дмитриева.

Но нужно понимать, что усилиями одного или даже нескольких фондов этого не сделать, ведь исторических зданий, достойных для копирования, – тысячи по всей России.

«Поэтому мы сосредоточились на главных культурных объектах. Проект с Покровским собором призван не только создать доступную модель одного из главных архитектурных символов страны, но и обратить внимание государства и общественности на проблемы доступности искусства для незрячих людей в целом», – говорит Дмитриева.

Как создать маленький шедевр

Создание тактильной модели – трудоемкий процесс, требующий скрупулезной работы, которая может занять от нескольких месяцев до нескольких лет. В случае с храмом Василия Блаженного мастера сначала создали трехмерную компьютерную модель, потом подобрали материалы – ведь текстура должна быть схожа с оригиналом и приятна на ощупь. Кстати, в России существуют всего несколько студий, которые занимаются созданием подобных моделей. Макет для Красной площади, как и все модели в рамках грантов программы «Особый взгляд», разработаны мастерской «Студия Шу» под руководством скульптора Ольги Шу и инженера Михаила Шу. 

1 / 3
Инженер Михаил Шу с Ксенией Дмитриевой, руководителем программы "Особый Взгляд" за работой над тактильной моделью

Модель Покровского собора делали в течение пяти месяцев, в проекте участвовали более 25 человек – сотрудники мастерской и партнеры. «У тактильных моделей несколько функций. С одной стороны, они помогают погрузить незрячих людей в культурную среду. С другой, несут социальную функцию. В том числе, благодаря тактильным моделям, в залах музея незрячий человек перестаёт быть «невидимым». Для нас это не только работа, но и возможность делать мир немного лучше. Среди наших коллег очень много людей, профессия которых так или иначе связана с людьми с проблемами зрения. Очень надеемся, что наши общие усилия не проходят даром, и мир постепенно меняется, становится комфортнее, доступнее и интересней», – говорят руководители студии.

Новые возможности

Этой весной тактильные модели появятся в 11 музеях, которые получили грантовую поддержку в рамках конкурса «Особый взгляд» фонда Алишера Усманова. В списке – крупнейшие культурные учреждения из разных российских городов: Петрозаводска, Хабаровска, Саранска, Красноярска, Читы, Астрахани, Улан-Удэ, Перми, Абакан, Коктебеля и Санкт-Петербурга. Каждый музей смог сделать макеты сразу нескольких экспонатов из своих коллекций. Многие модели будут использоваться не только во время экскурсий, но и для специальных циклов занятий и лекций.

1 / 3
Процесс чтения незрячим человеком подписи на шрифте Брайля к тактильной модели к иконе "Господь Вседержитель", созданной для Забайкальского Краевого Краеведческого музея

«Основная миссия фонда – поддержка крупнейших культурных, образовательных и спортивных институций России. Делая наши культурные символы доступными для миллионов людей как в стране, так и за рубежом, мы столкнулись с проблемой их доступности для людей с ограниченными возможностями», – отмечает директор благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» Фатима Мухомеджан.

Это требует системного решения, и именно для этого мы запустили программу «Особый взгляд», призванную содействовать развитию инклюзии и обеспечивать равный доступ для слепых и слабовидящих.

Фонд сейчас работает над тем, чтобы все главные архитектурные памятники страны стали доступными для жителей и туристов», – подчеркивает директор фонда.

Команда школы Инклюзион. Казань на Первом Форуме-фестивале Особый взгляд в Москве
Команда школы "Инклюзион. Казань" на Первом Форуме-фестивале "Особый взгляд" в Москве

О том, насколько актуальна эта проблема, говорит и статистика. В России существует более 3300 государственных музеев, в них, по данным на 2019 год, хранится более 18 миллионов экспонатов. И только малая часть из них адаптирована для показа слепым людям.

По данным министерства труда и социальной защиты, в России сегодня проживает более 300 тысяч людей с инвалидностью по зрению. Около 20% – это молодые люди, которые предпочитают изоляции активную жизнь.

«Они учатся, работают и путешествуют. Однако, немногие архитектурные объекты имеют адаптированные тактильные модели, а, значит, говорить об инклюзивном туризме полноценно пока сложно. Наш фонд решает и будет решать данную проблему. Уже через месяц несколько десятков тактильных моделей отправятся в регионы в рамках подведения итогов нашего грантового конкурса 2020 года. И это только начало. Мы открыты для взаимодействия со всеми заинтересованными структурами. В начале весны мы приступили к диалогу с Министерством культуры, результатом которого, я надеюсь, станет проект «Особый взгляд на «Золотое кольцо» и, что наиболее ценное, шаги по изменению в законодательстве, связанном с доступностью искусства и культуры», ­– добавляет Ксения Дмитриева.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала