Таких итогов не ждал никто. Как пандемия изменила арт-рынок
Таких итогов не ждал никто. Как пандемия изменила арт-рынок - РИА Новости, 24.12.2020
Таких итогов не ждал никто. Как пандемия изменила арт-рынок
Арт-рынок отреагировал на пандемию неожиданно: ни один писатель не придумал бы такого сценария. Поначалу казалось, что после карантина выживут единичные... РИА Новости, 24.12.2020
МОСКВА, 24 дек — РИА Новости, Анна Нехаева. Арт-рынок отреагировал на пандемию неожиданно: ни один писатель не придумал бы такого сценария. Поначалу казалось, что после карантина выживут единичные художники и институции. Но переход в онлайн, объединение сообщества сыграли свою роль. Айвазовский по-прежнему в топе, ярмарки исследуют новые форматы, а творцы приободрились. О том, как изменился мир искусства, — в материале РИА Новости.Российские успехиИтоги года одного из "мейджоров" российского арт-рынка, аукционного дома Vladey, показательны. Им удалось адаптироваться к новым условиям и спросу: провели 39 торгов, продав 1949 работ на 472 миллиона рублей."Для нас это был рекордный год как по количеству торгов, так и по сумме выручки, — сообщил РИА Новости основатель и руководитель аукциона современного искусства Vladey Владимир Овчаренко. — Пессимистичные прогнозы не сбылись, коллекционеры с удовольствием поддерживают арт-рынок, появилась волна новых покупателей, в пандемию у них освободилось больше времени для искусства, и это неожиданно для многих".Овчаренко отмечает, что всегда приятно установить рекорд, как в случае с работой Валерия Кошлякова "Коллонада": ее продали почти за 170 тысяч евро. И это в момент самого тяжелого пандемийного кризиса. У рынка огромный потенциал. "Наши коллекционеры хорошо образованы и действуют очень разумно. Особенно в условиях высокой инфляции. Искусство для них — качественный актив", — поясняет он.Другие топ-лоты: две работы Олега Васильева "Пространство II" (цена с комиссией — 13,3 миллиона рублей) и "Прогулка под дождем" (12,8 миллиона рублей), произведения Айдан Салаховой, дуэта Дубосарский-Виноградов, Франциско Инфанте, Павла Пепперштейна, Олега Целкова.По словам Владимира Овчаренко, мир стал другим. Главные пострадавшие в мире искусства — музеи, ярмарки и их зрители. Но художники создают новые произведения, вирус им не помеха, ведь работать в студии в одиночестве — вечная самоудаленка творцов."Ценность произведения искусства теперь анализируется в спокойной обстановке. И ускорилась цифровизация арт-рынка, это помогает галереям и художникам пережить кризисные времена", — отмечает Овчаренко.Но искусство — это не только первые имена и картины-"блокбастеры". В пандемию очень многие художники оказались на грани выживания: выставок нет, галереи закрыты, арт-мир замер. Однако творческое сообщество сплотилось и объединилось… тоже онлайн.Яркий пример: группа "Шар и крест" в Facebook. Создавалась она как площадка, где можно продать и купить работы до пяти (бумага) и десяти (холст) тысяч рублей. Но довольно быстро сообщество стало социальным явлением. Художники, коллекционеры и просто увлекающиеся искусством общались, поддерживали друг друга морально, знакомились и договаривались о сотрудничестве — получилось настоящее цеховое объединение.Айвазовский и Пикассо в трендеОбъем продаж на онлайн-торгах Christie’s вырос на 262 процента (311 миллионов долларов), в них участвовали клиенты из 104 стран, а прямые трансляции смотрели более миллиона человек."Мировой спрос на предметы искусства остается высоким благодаря притоку новых клиентов, особенно миллениалов, — рассказывает генеральный директор Christie’s Гийом Серутти. — А цифровые инновации укрепили бизнес-модель Christie’s, обеспечив большую гибкость при совершении сделок".В аукционном доме считают, что именно онлайн-торги станут одним из ключевых направлений развития. Несмотря на пандемию, спрос высокий, средний процент проданных лотов для всех аукционов — 81. А суммарный объем продаж — 4,4 миллиарда долларов. Что касается русского искусства, общая выручка — 11,8 миллиона фунтов."В самом начале пандемии и продавцы, и покупатели чувствовали себя не совсем уверенно в связи с новым форматом аукционов, но ко второй половине года наши клиенты вполне освоились", — объяснил РИА Новости глава департамента русского искусства Christie's Алексей Тизенгаузен.Среди топ-лотов года: полотно "В саду" Константина Коровина (1,2 миллиона фунтов при оценке 200-300 тысяч), редкий советский агитационный фарфор, коллекция работ Марии Якунчиковой из собрания ее потомков.В Sotheby’s тоже рост на фоне перехода в онлайн: на 27 процентов больше новых покупателей (самый большой приток за 15 лет). Кроме того, онлайн-каталоги просматривали 3,8 миллиона пользователей, а на онлайн-торгах 40 процентов участников зарегистрировались впервые. Также в аукционном доме отмечают активные продажи ювелирных украшений, сумок, предметов дизайна, вина.Суммарный оборот — 4,4 миллиарда долларов."В условиях защитных мер, связанных с пандемией, ограничений на перемещение, закрытия мировых музеев и отмены всех крупных художественных ярмарок аукционы стали, пожалуй, единственными представителями арт-индустрии, продемонстрировавшими рост активности и продаж", — подчеркнула в беседе с РИА Новости глава русского отделения Sotheby’s Ирина Степанова.Новые тенденцииЧто произойдет с рынком искусства дальше, не берется предсказывать никто, но эксперты уверены, что тенденция "ухода в онлайн" продолжится."Анализируя уходящий год, можно сказать, что коллекционеры по всему миру адаптировались к новой реальности — и к ограничениям на путешествия, и к невозможности видеть вещи вживую", — отмечает Ирина Степанова. Ярмарки искусства тоже адаптируются. Так, старейшая европейская, бельгийская Brafa, решила, что, если публика со всего мира не сможет приехать, ярмарка приедет к ним.Как и планировали — с 27 по 31 января. Участники (126 галерей) Brafa in the Galleries проведут выставки в своих родных городах и покажут работы, отобранные для ярмарки. Посетителей ждут с учетом санитарных мер, установленных местными властями.А для тех, кто не может поехать в другие страны и отдает предпочтение онлайн-формату, на сайте Brafa каждая галерея разместит видеоролик о своем проекте, фотографии и описания. "Наше мероприятие задумывалось, чтобы дать арт-дилерам и галереям возможность продемонстрировать произведения публике, рассказать о себе, получить дополнительный источник доходов, привлечь внимание к профессии", — объясняет президент Brafa Харольд т’Кинт де Роденбеке.Россию представит галерея "Эритаж" — покажет работы итальянского художественного течения Арте Повера и российских участников выставки "Русское бедное". Дополнят их дизайном 1970-х годов, на который и повлияло Арте Повера."В это непростое время, когда мы отрезаны от зарубежных клиентов и коллег, у нас появилась возможность познакомить международную публику с выставкой "Антология бедного в изобразительном искусстве и дизайне. Диалог России и Италии", — уточнила основатель галереи и куратор Кристина Краснянская. Среди экспонатов — работы Валерия Кошлякова, Сергея Шеховцова, Рината Волигамси, Марио Чероли, Урано Пальмы.Увидеть экспозицию "Эритажа" можно с 27 января онлайн, а с 15 марта — в галерее.Кроме того, в Сети пройдет одна из крупнейших европейских ярмарок современного искусства, французская Fiac (намечена на начало марта). Для этого подготовят специальную платформу с "онлайн-комнатами". Там можно будет в деталях рассматривать работы, посещать кураторские лекции, общаться с галеристами и их представителями. Все — для эффекта погружения.
искусство, марк шагал, пабло пикассо, винсент ван гог, фаберже, christies, константин сомов, антуан де сент-экзюпери, олег целков, иван айвазовский, константин коровин, sotheby's , музеи, выставки, карантин, коронавирус covid-19, коронавирус в россии, самоизоляция, пандемия
Искусство, Марк Шагал, Пабло Пикассо, Винсент Ван Гог, Фаберже, Christies, Культура, Константин Сомов, Антуан де Сент-Экзюпери, Олег Целков, Иван Айвазовский, Константин Коровин, Sotheby's , Музеи, Выставки, Карантин, Коронавирус COVID-19, Коронавирус в России, Самоизоляция, пандемия
Таких итогов не ждал никто. Как пандемия изменила арт-рынок
МОСКВА, 24 дек — РИА Новости, Анна Нехаева. Арт-рынок отреагировал на пандемию неожиданно: ни один писатель не придумал бы такого сценария. Поначалу казалось, что после карантина выживут единичные художники и институции. Но переход в онлайн, объединение сообщества сыграли свою роль. Айвазовский по-прежнему в топе, ярмарки исследуют новые форматы, а творцы приободрились. О том, как изменился мир искусства, — в материале РИА Новости.
Российские успехи
Итоги года одного из "мейджоров" российского арт-рынка, аукционного дома Vladey, показательны. Им удалось адаптироваться к новым условиям и спросу: провели 39 торгов, продав 1949 работ на 472 миллиона рублей.
«
"Для нас это был рекордный год как по количеству торгов, так и по сумме выручки, — сообщил РИА Новости основатель и руководитель аукциона современного искусства Vladey Владимир Овчаренко. — Пессимистичные прогнозы не сбылись, коллекционеры с удовольствием поддерживают арт-рынок, появилась волна новых покупателей, в пандемию у них освободилось больше времени для искусства, и это неожиданно для многих".
Основатель и руководитель аукциона современного искусства Vladey Владимир Овчаренко
Овчаренко отмечает, что всегда приятно установить рекорд, как в случае с работой Валерия Кошлякова "Коллонада": ее продали почти за 170 тысяч евро. И это в момент самого тяжелого пандемийного кризиса. У рынка огромный потенциал. "Наши коллекционеры хорошо образованы и действуют очень разумно. Особенно в условиях высокой инфляции. Искусство для них — качественный актив", — поясняет он.
Другие топ-лоты: две работы Олега Васильева "Пространство II" (цена с комиссией — 13,3 миллиона рублей) и "Прогулка под дождем" (12,8 миллиона рублей), произведения Айдан Салаховой, дуэта Дубосарский-Виноградов, Франциско Инфанте, Павла Пепперштейна, Олега Целкова.
По словам Владимира Овчаренко, мир стал другим. Главные пострадавшие в мире искусства — музеи, ярмарки и их зрители. Но художники создают новые произведения, вирус им не помеха, ведь работать в студии в одиночестве — вечная самоудаленка творцов.
Валерий Кошляков "Колоннада", 1989, холст, масло, смешанная техника, без рамы 224x280 сантиметров
"Ценность произведения искусства теперь анализируется в спокойной обстановке. И ускорилась цифровизация арт-рынка, это помогает галереям и художникам пережить кризисные времена", — отмечает Овчаренко.
Но искусство — это не только первые имена и картины-"блокбастеры". В пандемию очень многие художники оказались на грани выживания: выставок нет, галереи закрыты, арт-мир замер. Однако творческое сообщество сплотилось и объединилось… тоже онлайн.
Яркий пример: группа "Шар и крест" в Facebook. Создавалась она как площадка, где можно продать и купить работы до пяти (бумага) и десяти (холст) тысяч рублей. Но довольно быстро сообщество стало социальным явлением. Художники, коллекционеры и просто увлекающиеся искусством общались, поддерживали друг друга морально, знакомились и договаривались о сотрудничестве — получилось настоящее цеховое объединение.
Айвазовский и Пикассо в тренде
Объем продаж на онлайн-торгах Christie’s вырос на 262 процента (311 миллионов долларов), в них участвовали клиенты из 104 стран, а прямые трансляции смотрели более миллиона человек.
"Мировой спрос на предметы искусства остается высоким благодаря притоку новых клиентов, особенно миллениалов, — рассказывает генеральный директор Christie’s Гийом Серутти. — А цифровые инновации укрепили бизнес-модель Christie’s, обеспечив большую гибкость при совершении сделок".
В аукционном доме считают, что именно онлайн-торги станут одним из ключевых направлений развития. Несмотря на пандемию, спрос высокий, средний процент проданных лотов для всех аукционов — 81. А суммарный объем продаж — 4,4 миллиарда долларов.
Что касается русского искусства, общая выручка — 11,8 миллиона фунтов.
«
"В самом начале пандемии и продавцы, и покупатели чувствовали себя не совсем уверенно в связи с новым форматом аукционов, но ко второй половине года наши клиенты вполне освоились", — объяснил РИА Новости глава департамента русского искусства Christie's Алексей Тизенгаузен.
Среди топ-лотов года: полотно "В саду" Константина Коровина (1,2 миллиона фунтов при оценке 200-300 тысяч), редкий советский агитационный фарфор, коллекция работ Марии Якунчиковой из собрания ее потомков.
В Sotheby’s тоже рост на фоне перехода в онлайн: на 27 процентов больше новых покупателей (самый большой приток за 15 лет). Кроме того, онлайн-каталоги просматривали 3,8 миллиона пользователей, а на онлайн-торгах 40 процентов участников зарегистрировались впервые. Также в аукционном доме отмечают активные продажи ювелирных украшений, сумок, предметов дизайна, вина.
Безусловным лидером продаж стал Иван Айвазовский. Его полотно "Кораблекрушение у черноморского побережья" при эстимейте в 1,2-1,8 миллиона фунтов было продано за 2,3 миллиона фунтов.
Безусловным лидером продаж стал Иван Айвазовский. Его полотно "Кораблекрушение у черноморского побережья" при эстимейте в 1,2-1,8 миллиона фунтов было продано за 2,3 миллиона фунтов.
"Спящая дама в комнате в платье XVIII века" Константина Сомова, из коллекции Бернарда Элькана (при оценке в 300-500 тысяч фунтов было продано за 1,1 миллиона фунтов).
"Спящая дама в комнате в платье XVIII века" Константина Сомова, из коллекции Бернарда Элькана (при оценке в 300-500 тысяч фунтов было продано за 1,1 миллиона фунтов).
Безусловным лидером продаж стал Иван Айвазовский. Его полотно "Кораблекрушение у черноморского побережья" при эстимейте в 1,2-1,8 миллиона фунтов было продано за 2,3 миллиона фунтов.
"Спящая дама в комнате в платье XVIII века" Константина Сомова, из коллекции Бернарда Элькана (при оценке в 300-500 тысяч фунтов было продано за 1,1 миллиона фунтов).
"В условиях защитных мер, связанных с пандемией, ограничений на перемещение, закрытия мировых музеев и отмены всех крупных художественных ярмарок аукционы стали, пожалуй, единственными представителями арт-индустрии, продемонстрировавшими рост активности и продаж", — подчеркнула в беседе с РИА Новости глава русского отделения Sotheby’s Ирина Степанова.
Что произойдет с рынком искусства дальше, не берется предсказывать никто, но эксперты уверены, что тенденция "ухода в онлайн" продолжится.
«
"Анализируя уходящий год, можно сказать, что коллекционеры по всему миру адаптировались к новой реальности — и к ограничениям на путешествия, и к невозможности видеть вещи вживую", — отмечает Ирина Степанова.
Ярмарки искусства тоже адаптируются. Так, старейшая европейская, бельгийская Brafa, решила, что, если публика со всего мира не сможет приехать, ярмарка приедет к ним.
Как и планировали — с 27 по 31 января. Участники (126 галерей) Brafa in the Galleries проведут выставки в своих родных городах и покажут работы, отобранные для ярмарки. Посетителей ждут с учетом санитарных мер, установленных местными властями.
А для тех, кто не может поехать в другие страны и отдает предпочтение онлайн-формату, на сайте Brafa каждая галерея разместит видеоролик о своем проекте, фотографии и описания.
«
"Наше мероприятие задумывалось, чтобы дать арт-дилерам и галереям возможность продемонстрировать произведения публике, рассказать о себе, получить дополнительный источник доходов, привлечь внимание к профессии", — объясняет президент Brafa Харольд т’Кинт де Роденбеке.
Россию представит галерея "Эритаж" — покажет работы итальянского художественного течения Арте Повера и российских участников выставки "Русское бедное". Дополнят их дизайном 1970-х годов, на который и повлияло Арте Повера.
"В это непростое время, когда мы отрезаны от зарубежных клиентов и коллег, у нас появилась возможность познакомить международную публику с выставкой "Антология бедного в изобразительном искусстве и дизайне. Диалог России и Италии", — уточнила основатель галереи и куратор Кристина Краснянская. Среди экспонатов — работы Валерия Кошлякова, Сергея Шеховцова, Рината Волигамси, Марио Чероли, Урано Пальмы.
Увидеть экспозицию "Эритажа" можно с 27 января онлайн, а с 15 марта — в галерее.
Кроме того, в Сети пройдет одна из крупнейших европейских ярмарок современного искусства, французская Fiac (намечена на начало марта). Для этого подготовят специальную платформу с "онлайн-комнатами". Там можно будет в деталях рассматривать работы, посещать кураторские лекции, общаться с галеристами и их представителями. Все — для эффекта погружения.
Доступ к чату заблокирован за нарушение правил.
Вы сможете вновь принимать участие через: ∞.
Если вы не согласны с блокировкой, воспользуйтесь формой обратной связи
Обсуждение закрыто. Участвовать в дискуссии можно в течение 24 часов после выпуска статьи.