«Россия – страна возможностей»:
как создают и развивают социальные лифты
Как стать успешным? Как получить хорошее образование и высокооплачиваемую работу? Эти вопросы волнуют большинство людей по всему миру. Сегодня существуют тысячи способов самореализоваться, создать успешный бизнес и получить работу мечты. Более того, в успешности граждан заинтересованы и сами государства, которые активно создают социальные лифты.
Развивать человеческий капитал – главный тренд современной экономики. Создавая условия для самореализации людей, в конечном итоге, выигрывают все: и люди, и экономика, и общество в целом. Вместе с платформой «Россия – страна возможностей», которая реализует 26 кадровых и образовательных проектов, включая конкурс «Лидеры России», разбираемся в том, как работают социальные лифты и как ими воспользоваться в нашей стране.
Что такое социальный лифт?
Положение человека в обществе, а также возможности для его миграции по социальной лестнице в середине XX века описал социолог Питирим Сорокин в теории социальной мобильности. Он считал, что в течение жизни у человека, находящегося на определенной ступени социальной лестницы, должна быть динамика: либо он поднимается вверх, либо топчется на месте или, того хуже, стремится вниз. При этом движение человека в обществе без создания условий для социальной мобильности происходит достаточно медленно. А предпосылки для ее существования есть практически в любом обществе.
Ученый считал такими социальными лифтами несколько общественных институтов: церковь, школу, армию, семью и свое дело. Сегодня в этот список можно добавить также политику, спорт, искусство и госслужбу.
Человек сможет расти в обществе быстрее, если найдет свой канал мобильности, исходя из личных потребностей, способностей и интересов.
Теорию мобильности Сорокин доказал на собственном примере: ученый, выступающий с лекциями в лучших университетах России и США, рос сиротой в глухой деревушке на Севере России.
Как создают и развивают социальные лифты?
Создание равных возможностей для всех граждан и активной социальной мобильности волнует многих экономистов и социологов по всему миру. В этом году развитие социальных лифтов стало вопросом глобального масштаба. Всемирный экономический форум (ВЭФ) впервые опубликовал новый индекс социальной мобильности и рассчитал по этому показателю рейтинг для 82 стран (Global Social Mobility Index). Как пояснили авторы, этот индекс был создан, чтобы помочь государствам определить сферы для развития социальной мобильности и человеческого капитала.
Индекс был рассчитан на основе десяти социально-экономических параметров: качество здравоохранения, доступ к образованию, качество и равенство образования, возможности для непрерывного обучения, доступ к технологиям, возможности трудоустройства, справедливость зарплат, условия работы, социальная защищенность, эффективность и открытость общественных институтов.
Доклад ВЭФ разрушил сразу несколько убеждений. Например, о том, что гражданам США легко достичь успеха. «Американская мечта» о быстром росте, высоких зарплатах и успешной карьере для любого американца оказалась еще дальше, чем 50 лет назад. А хорошо работает социальная мобильность в странах Европы, особенно в Скандинавских государствах – Дании, Норвегии, Финляндии и Швеции. В странах-лидерах ребенок из бедной семьи имеет такие же шансы на получение образования, высоких доходов и хорошей работы, как ребенок из богатой семьи. Талантливых людей государственная система выявляет и поддерживает еще со школьной скамьи.
Россия оказалась в первой половине списка Всемирного экономического форума, ее индекс социальной мобильности оказался самым высоким среди стран БРИКС.
Самым популярным и развитым социальным лифтом во многих странах остается образование. Например, в тех же Скандинавских странах получить высшее образование во многих университетах можно абсолютно бесплатно, в ряде других европейских государств – за символические студенческие взносы.
В последние годы как социальный лифт себя проявили проекты по глобализации обучения. Среди них – Программа Европейского Союза Erasmus+, которая поддерживает проекты, партнерства, мероприятия и мобильность в области образования, профессионального обучения, работы с молодежью и спорта. Студенты могут провести семестр или закончить магистратуру в университете другой страны, получить стажировку в компаниях, международных организациях, и поработать волонтером. Россия тоже участвует в данной программе.
В Германии помогают школьникам определиться с профессией. С 2011 года в рамках программы «Образовательные цепочки» более 900 наставников проводят коучинговые мероприятия и тестирования на профориентацию в тысячах германских школ.
В Великобритании, чтобы популяризировать рабочие специальности, повысить качество среднего технического образования и создать конкурентную среду, запустили программу, в которую включили такие дисциплины как английский язык, математика и IT – навыки, которые часто упоминаются как отсутствующие у нынешних выпускников колледжей.
В Ирландии выпускники школ, у которых есть пробелы в образовании или нет средств на дополнительные курсы, могут участвовать в программе DEIS. Она включает внешкольную поддержку, информирование, участие родителей, наставничество и развитие у школьников soft skills («гибких навыков»).
Кроме того, во многих развитых странах действуют программы по стажировке студентов в крупных корпорациях, общественных и международных организациях.
Платформа «Россия – страна возможностей»
Долгое время конкурентными преимуществами российской экономики считались высокие цены на энергоресурсы и большие запасы природных ископаемых, высокий процент трудоспособного населения и растущий спрос на товары. Но информатизация экономики привела к тому, что главным фактором экономического роста стал человеческий капитал.
Стабильное развитие государства теперь напрямую зависит от его умения формировать и использовать навыки, знания и компетенции людей, их способности к дальнейшему непрерывному обучению и совместной деятельности.
Так построение социальных лифтов и каналов для социальной мобильности стало одной из приоритетных задач государства. Чтобы помочь молодым людям найти себя, раскрыть свой потенциал и принести пользу для общества, в 2018 году по инициативе президента России Владимира Путина была создана автономная некоммерческая организация «Россия – страна возможностей», которая развивает одноименную платформу. Ее основная цель – создание условий для личностного и профессионального развития россиян, а также создание эффективных социальных лифтов.
Сейчас платформа «Россия – страна возможностей» реализует 26 кадровых, социальных и образовательных проектов для самореализации граждан практически во всех сферах общественной жизни: от науки, технологий и экономики до волонтерства и политики. Поступить в один из ведущих вузов, пройти стажировку в топовой компании, начать свое дело, познакомиться с единомышленниками и получить обратную связь от экспертов – все это может сделать любой житель страны, бесплатно участвуя в проектах. Платформа доступна для граждан вне зависимости от возраста или места жительства, попробовать свои силы и раскрыть потенциал могут все желающие – от школьников до пенсионеров. Аналогов в мире у этой инициативы пока нет.
Проекты платформы
Самый известный пример реализации социальных лифтов на платформе «Россия – страна возможностей» – флагманский конкурс «Лидеры России». Назначения на высокие должности уже получили более 220 его победителей, которые заняли позиции заместителей федеральных министров, губернаторов, мэров городов, главврачей, ректоров, топ-менеджеров крупных компаний и крупных государственных управленцев. А всего за три года в проекте приняло участие более 600 тысяч человек.
Большое внимание организаторы проектов на платформе «Россия – страна возможностей» уделяют школьникам. Учащиеся пробуют себя в предпринимательстве (проект «Мой первый бизнес»), участвуют в «Олимпиаде Кружкового движения НТИ.Junior» и конкурсе «Большая перемена». Этот проект стартовал в 2020 году и стал самым массовым проектом платформы, объединив более 1 млн школьников со всей страны.
Однако, наибольшее количество проектов платформы «Россия – страна возможностей» ориентированы на студентов.
Победители студенческих проектов получают, помимо ценных призов, возможность продолжать обучение на льготных условиях в магистратуре, аспирантуре или ординатуре, пройти стажировку в крупной компании под патронажем настоящих профессионалов своего дела или получить первую работу. В разработке заданий и практических кейсов участвуют ведущие вузы и компании-партнеры.
В списке самых массовых студенческих проектов: Олимпиада «Я – профессионал», проект «Профстажировки 2.0», фестиваль «Российская студенческая весна», молодежный кубок по менеджменту «Управляй!» и премия «Студент года». Кроме того, на платформе есть конкурс «Учитель будущего», участвуя в котором студенты, опытные преподаватели и начинающие специалисты делятся своим видением современного образования и лучшими практиками.
Свои навыки и знания на платформе могут проверить молодые специалисты и учащиеся средних профессиональных учебных заведений. «Россия – страна возможностей» помогает талантливым и амбициозным стать заметными на рынке труда, «прокачать» свои навыки и предложить новаторские решения, в том числе, в технологической сфере. В числе самых заметных проектов: Международный инженерный чемпионат CASE-IN и конкурс для IT-специалистов «Цифровой прорыв».
На платформе «Россия – страна возможностей» также представлены проекты для предпринимателей, людей творческих профессий и волонтеров. Все инициативы объединены общей целью – помочь перспективным и целеустремленным людям найти свой путь, а государству и бизнесу – получить квалифицированные и компетентные кадры.
Социальный лифт: от общего к частному
Насколько эффективна работа социальных лифтов в России сегодня? Оценить это можно по историям людей, которые уже попробовали себя в проектах.
«Победа дала мне ряд новых возможностей, например, прикоснуться к таким вещам, как программа наставничества от организаторов олимпиады, кроме того, медаль дала мне дополнительные баллы для поступления в магистратуру. Но самое главное, это дало мне уверенность в себе и знание о том, что у нас в стране есть ряд социальных лифтов, которым можно пользоваться», – рассказывает золотая медалистка второго и бронзовая медалистка третьего сезонов олимпиады «Я – профессионал» по направлению «Экология» Елизавета Чежина.
Будучи студенткой СПбГУ девушка активно занимается изучением экологических проблем региона. Елизавета со своей командой активно участвует в обновлении местных парков с помощью привлечения к процессу школьников, тем самым решая сразу две задачи: развития комфортной среды и образования.
Я состою в молодежном парламенте города Вологды и занимаюсь повышением уровня экологического воспитания и образования школьников. К нам от школ поступали запросы, что школьникам помимо теоретических нужны и практические занятия.
«Мы с командой придумали методику, по которой школьники проводили оценку парков для последующей реновации, создавали проекты о том, как эти парки улучшить. Это поможет школьникам поверить, что они тоже могут изменить жизнь в своем родном городе и то, как знания об экологии применяются в обычной жизни», – отмечает Чежина.
Вице-губернатор Севастополя Мария Литовко победила в во втором сезоне конкурса «Лидеры России» и теперь курирует социально-экономический блок, внешнеэкономические и международные связи, туризм, а также цифровое развитие города. В 2020 году Мария завершила обучение по программе развития кадрового управленческого резерва Высшей школы государственного управления РАНХиГС, которую в народе называют «школой губернаторов».
«После победы в конкурсе мне была предложена должность заместителя губернатора города Севастополя. Мне удалось сформировать сплоченную команду, в которую входят, в том числе, финалисты и победители «Лидеров России». Конкурс дал мне широкий круг друзей, а также соратников со всей России. «Лидеры России» – это прекрасная возможность проверить себя и свои силы. Я смогла доказать себе, что могу войти в тридцатку лучших управленцев», – рассказывает Литовко.
Появление нового человека в правительстве дало эффект: вице-губернатор открыла в Севастополе центр поддержки малого и среднего предпринимательства «Мой бизнес», занялась улучшением инвестклимата (в Национальном рейтинге АСИ по инвестиционному климату за год Севастополь поднялся на 19 пунктов), а также инициировала создание в городе центра яхтенного спорта со строительством необходимой портовой инфраструктуры.
Иногда новые возможности открываются по воле совпадений и случайностей, как это произошло с выпускником 2020 года МГТУ имени Н.Э. Баумана Николаем Ткачевым, который во время обучения на шестом курсе в рамках конкурса студенческих работ проекта «Профстажировки 2.0» успешно решил кейс «Роскосмоса» по разработке проекта лунной орбитальной станции-гостиницы.
Я принял решение участвовать, случайно увидев объявление о конкурсе. Зашел и увидел, что есть кейсы с задачами от «Роскосмоса», и они по тематике подходят к моим научным работам. И тогда я начал решать эти задачи, став участником проекта.
Юноша сделал предварительный расчет характеристик станции, продумал ее компоновку, конструкции корпуса базового блока и солнечных батарей. В итоге стал победителем проекта и был приглашен пройти преддипломную практику-стажировку в НПО имени С. А. Лавочкина . После успешного прохождения был принят на работу и теперь трудится над космическими проектами уже в команде «Роскосмоса».
«Мне помогло участие в проекте «Профстажировки 2.0» устроиться на работу, значительно ускорив процесс поиска, показать себя непосредственно работодателю. Такие проекты нужны нашей стране, потому что есть компании, в которые достаточно трудно попасть через отдел кадров, а проект позволяет показать себя и свои навыки работодателю напрямую», – подчеркивает юноша.
Еще один яркий пример, когда личная победа становится победой для всего общества, – история победителя Всероссийского конкурса «Моя страна – моя Россия» Павла Брежанского.
«Участие в конкурсе помогло структурировать проект на бумаге, сделать его понятным и функциональным. И, главное, это позволило обратить внимание на наш проект со стороны правительства, местных администраций, увидеть, насколько он важен, особенно для развития медицины в сельской местности и дальних уголках России», – рассказывает Павел.
Кандидат медицинских наук, врач-педиатр Одинцовской областной больницы разработал компактный программно-аппаратный комплекс ранней диагностики и мониторинга аллергических заболеваний у детей с помощью визуализации микрокровотока человека. После победы в XVI сезоне конкурса Павел усовершенствовал прибор.
Я так и работаю врачом-педиатром. Сейчас мы разрабатываем уже новый аппарат, беспроводной. Его можно будет соединять с телефоном или планшетом. Пока пандемия немного сбила наши планы, чтобы поставить аппарат для работы в Мурманске и Новороссийске. Надеюсь, к весне у нас уже все получится.
По мнению врача-педиатра, такие конкурсы позволяют, во-первых, выделить основные тенденции: чем сейчас занимаются молодые люди и что их интересует. В каждой отрасли можно выявить необходимое направление, будь то медицина, развитие сельской местности или образование. Во-вторых, конкурсы позволяют рассказать об идеях, которые уже успешно реализованы на локальном уровне, их можно масштабировать. А в-третьих, это общение. Сейчас Павел постоянно общается с коллегами со всей России, которых встретил на проекте.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА:
«Создание АНО «Россия – страна возможностей» стало одной из самых успешных инициатив со стороны государства в этой области. Благодаря конкурсному характеру всех проектов на платформе, система социального лифта становится понятным и прозрачным механизмом для самореализации, где талант и компетенции выходят на первый план, оставляя позади зависимость карьерного роста и успеха от богатства или наличия связей.
Причем, в этот процесс оказались вовлечены не только граждане всех возрастов, но и политические силы, бизнес, учебные заведения и общественные институты.
Все они заинтересованы в росте человеческого капитала и формировании благоприятной среды для развития общества, где ключевым звеном является человек, его желание самореализоваться и сделать мир лучше», – политолог, директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко.
Как воспользоваться социальным лифтом?
Платформа «Россия – страна возможностей» доступна любому желающему абсолютно бесплатно. Финалисты и победители проектов, помимо призов и наград, получают возможность проходить обучение в Мастерской управления «Сенеж». Вся информация о конкурсах, проектах и условиях участия собрана на официальном сайте АНО «Россия – страна возможностей» (rsv.ru)
Кстати, прямо сейчас можно подать заявки на участие в 5 проектах платформы. Успейте зарегистрироваться:
• Проект «Профстажировки 2.0»: зарегистрироваться можно до 7 декабря;
• Конкурс «ТопБЛОГ»: регистрация открыта до января;
• Конкурс «Мастера гостеприимства»: прием заявок идет до 15 января;
• Международный конкурс «Мой первый бизнес»: регистрация до 27 января;
• Конкурс «Учитель будущего. Студенты»: подать заявку можно до 25 января.
Помимо исчерпывающей информации о конкурсах на сайте также абсолютно бесплатно можно пройти обучение в онлайн режиме и получить новые навыки, среди которых популярные и необходимые в любой профессии soft skills (гибкие навыки). Кроме того, на платформе можно узнать об интернете вещей, виртуальной реальности, основах бизнес–аналитики и управления инновациями. А еще там собрана целая коллекция мастер–классов и лекций от успешных людей из самых разных сфер и истории тех, кому уже удалось достичь успеха.