Рейтинг@Mail.ru
Как россиянки подрабатывают в Китае - РИА Новости, 12.07.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

«Была певицей, учителем, спецагентом»

Как россиянки подрабатывают в Китае

Софья Мельничук

Десятилетиями китайцы искали работу за границей, но ситуация изменилась: сегодня КНР — центр притяжения для иностранцев. В том числе и для россиянок. Из-за жесткого миграционного законодательства не все устраиваются легально. Ради чего рискуют наши соотечественницы и сбываются ли надежды на лучшую жизнь, разбиралось РИА Новости.

 

«Задача — сидеть и быть красивой»

«Русских вместе с китаянками заводят в приватную комнату, ставят в ряд перед клиентами, те выбирают. Сначала идут китайские «модели» — высокие, размалеванные и выбеленные пудрой. Затем русские», — так Яна описывает первый опыт в китайском караоке — KTV. Настоящее имя, как и другие девушки, она попросила не называть: в последнее время власти пристально следят за нелегалами. А работает Яна незаконно: виза у нее учебная. Но в финансах, как и все студенты, нуждается.

«Если тебя выбирают, задача — сидеть и быть красивой, русских берут для статуса. Иногда подливаешь пиво клиентам и пьешь с ними. Просят спеть «Катюшу» и «Подмосковные вечера». Короче, работа не пыльная, платят 300-400 юаней за комнату», — рассказывает Яна.

Девушка побыла хостес (обязанность — встречать и развлекать гостей в караоке) всего пару раз: внешностью «не вышла» — худая, невысокая, с широкими скулами и раскосыми глазами.

«Зато один поход был экстремальный: из-за трудностей перевода я едва не отправилась в гостиничный номер клиента. Слава богу, все удивились, что я такая «легкая добыча», и вызвали моего менеджера. Мы с ним даже посмеялись над этим. Я поинтересовалась, есть ли среди русских девочек те, кто соглашается. Сказал, не сталкивался», — вспоминает она.  

Посетители караоке в Гонконге
Посетители караоке в Гонконге

Ника работает в китайских караоке в Шанхае несколько лет, и у нее другой опыт: «Бывает, менеджер спрашивает, не хочешь ли получать побольше. Откажешься — никто давить не будет». 

«Как-то в конце вечера один наглый посетитель при всех бросил в меня пачку денег и расстегнул сумку, набитую купюрами: «Пойдем со мной». Я эту пачку кинула в него обратно», — говорит Ника.

1 / 2
Снимок из китайского караоке

По ее словам, многое зависит и от заведения, и от контингента. «Если работаешь на менеджера, который предоставляет жилье, отвозит и привозит, платит тебе зарплату, то просто встать и уйти сложнее. Такие девочки живут в дешевых гостиницах или по несколько человек в тесной квартире», — уточняет Ника. Лучше фриланс: тогда и график сама выбираешь, и деньги сразу на руки.

«Я хотя бы китайский знаю, ехала учиться, в курсе, как что устроено, какие нюансы, где подводные камни. А вот тех, кто из условного Урюпинска срывается в китайскую деревню по объявлению во «ВКонтакте», не понимаю. Это либо авантюристки, либо просто глупые девочки», — заключает Ника. 

Страны мира. Китай
Посетители этнографического проекта «Русская деревня на острове Солнца» под Харбином

Раньше Ника жила в КНР по студенческой визе и работала нелегально. Из-за эпидемии коронавируса вернулась на родину, однако планирует уехать обратно, только уже с другой визой.

«Напивалась в незнакомой компании, крали все деньги»

Как правило, те, кто уже находится в Китае по туристической или учебной визе, ищут вакансии через группы в приложении WeChat. Кого-то приводят за компанию подруги, потом появляются связи, контакты.

Учась в Харбине, Алина подрабатывала моделью. Позировала и в меховых шубах, и в свадебных платьях. «Представляла косметику на выставке. Пятнадцать минут красят, потом пятнадцать минут стоишь с тюбиками и палетками в руках. Один раз вместе с клиентами пришли полицейские. Заплатила штраф (с учебной визой работать нельзя. — Прим. ред.), отпустили, — рассказывает она. — Иногда местные власти нанимают русских девочек на мероприятия, марафоны. Мы в конце вручали медали, например». 

Для тех, кто едет в Китай на заработки, в соцсетях есть множество групп. Там все организовывают, в аэропорту или уже в гостинице девушек встречает менеджер. Общаются обычно через WeChat-переводчик, что сказывается на качестве коммуникации. Бывает, с трудоустройством помогают и менеджеры на родине. 

«Я сама работала в Китае, еще когда училась в универе. Остались контакты в Дацине, предложили «строить бизнес»: искать девчонок на позиции хостес, оформлять им визы», — говорит жительница Владивостока Ольга.

Потребность в русских красавицах в Китае тогда росла, клубы искали танцовщиц. Объявления публиковали в соцсетях и на сайтах вакансий. Однако комиссионные — тысяча юаней за человека — давались нелегко. «Ты всегда на связи. Если у девочек вопросы по работе, а это ночное время, нужно решать. Недосып конкретный, я была похожа на панду, вечно синяки под глазами», — вспоминает Ольга. 

Танцовщицы одного из ночных клубов провинции Аньхой в восточном Китае
Танцовщицы одного из ночных клубов в Китае

Обычно девушкам делали турвизы на один-три месяца, те подрабатывали и возвращались домой. «Бывало, мы оплачивали документы и билеты, а они сбегали, и тогда с нас — неустойка клубам. Начали брать залог. Такая система и сейчас. С 2017-го перешли на рабочие визы: китайцы очень строго относятся к нелегалам». 

Особых проблем не возникало. «Но нужно понимать, что работа в клубе в ночное время с пьяными людьми подразумевает нестандартные ситуации». Однажды на Ольгу вышла девушка: хотела сбежать от работодателя. По-китайски не говорила.

«Я сразу увидела: будет непросто. В итоге вернуться-то я ей помогла, но по пути домой она напивалась в барах с незнакомыми, у нее крали все деньги, сумку где-то забывала. Короче, все, что случается с людьми в Китае, зависит только от того, как они себя ведут», — подчеркивает Ольга. 

«У всех своя голова на плечах и разная мотивация, — продолжает она. — Одни едут, чтобы бухать с утра до ночи, у других есть цель — накопить денег, наладить связи, бизнес. Я делила заработок на три части: откладывала на квартиру — у меня почти погашена ипотека, на путешествия — каждый год отдыхаю по два-три раза — и на что-то приятное для родных. Например, день рождения младшей сестры мы праздновали в Гонконге в Диснейленде.

Диснейленд в Гонконге
Диснейленд в Гонконге

Сейчас Ольга преподает английский на юге страны. На новом месте не было ни знакомых, ни контактов. Первый агент, как водится, пытался обмануть. «Я нашла другую работу без агента, набралась опыта, почувствовала себя уверенно — и деньги пошли совсем другие», — отмечает девушка. Теперь у нее бизнес-виза, все легально.

«Вранье продолжается годами»

Работа «тичером» — одна из самых популярных у русских в Китае. Правда, в детском саду или языковой школе нужно прикидываться англичанином, новозеландцем или американцем.

С 2015 года в КНР иностранные языки имеют право преподавать только носители. За нарушение грозит штраф от десяти тысяч юаней, тюремное заключение до выяснения обстоятельств и депортация.

«Нейтивов (носителей английского языка. — Прим. ред.) мало, а спрос значительно превышает предложение, — объясняет Женя, учитель из Шанхая. — Но для китайцев мы все на одно лицо. Я, например, по легенде канадка». Однажды клиентам ее представили как полячку. «Мы с друзьями долго смеялись: мол, не забыть бы, для кого я из Польши, а для кого — из Канады».

Обычно школы, где преподают нелегалы, платят местным полицейским за «крышу», но в последние годы власти активно борются с коррупцией — иногда с проверкой приходят из другого района.

Поэтому компании все чаще делают «тичерам» рабочие визы. Но это не значит, что по документам сотрудник оформлен учителем, так что риск все же есть.

Китайские школьники во время экзамена
Китайские школьники во время экзамена

Дело не только в полиции. Приезжие не разбираются в трудовом праве КНР, а работодатель знает: нелегал не пойдет к юристам, поэтому от обмана никто не застрахован. 

Зарплаты зависят от региона — в крупных городах доходит и до 16 тысяч юаней (около 160 тысяч рублей) в месяц, и до 25 тысяч, и больше.

«Я начинала с 200 юаней (около двух тысяч рублей) в час в группе малышей, тогда это казалось ого-го. Потом устроилась в компанию, где работаешь один на один на более выгодных условиях», — делится подробностями Женя. 

Ей повезло, она нашла общий язык с первой же клиенткой — капризной дамой, как оказалось, известной театральной актрисой. «Она спросила, кто я по гороскопу, узнала, что Дева, и была в восторге. Так мы подружились. А потом и дела наладились», — говорит Женя. В итоге она выбрала фриланс — без комиссии выгоднее.

Сейчас у Жени около десяти учеников, с некоторыми она занимается уже два года. «В школе не особо тесно контактируешь с клиентами. В семье иначе. Ездишь с ними на праздники, они спрашивают о личной жизни, просят фотки, допытываются: «А как у вас в Канаде то, это? А погода? А какой университет оканчивала?» Это проблема. Отношения давно близкие — а вранье годами... Нужно выдумать легенду и постоянно ее поддерживать». 

Китайские школьники во время уроков
Китайские школьники во время уроков

Бывают и курьезы. «Одна мамочка — уже моя хорошая подруга — увидела в соцсетях фото моего обручального кольца и заладила: «А где бракосочетание? В Канаде? Мы приедем!» У них дом в Лос-Анджелесе, для них это обычное дело — она и правда собралась всей семьей лететь на торжество. И как признаться, что свадьба в Чите? — смеется Женя. — Она билеты смотрела, гостиницу». Коронавирус снял вопрос с повестки, чему Женя очень рада.  

«Переговоры проходили в караоке»

«Есть халтура. Поедешь?» — написала мне приятельница. И вскоре я уже преподавала в местном художественном институте», — вспоминает Арина, которая живет в Чэнду. Она подрабатывала и натурщицей для пожилых художников за 200 юаней. Плата небольшая, но Арина признается: занималась этим из интереса. 

«Когда упал рубль (в 2014 году. — Прим. ред.), я была в Шанхае официанткой. Потом снималась в кино в эпизодах — и певицу играла, и вампира, и проститутку, и сотрудницу КГБ — по сюжету помогала китайским партизанам-коммунистам во время японо-китайской войны, — рассказывает девушка. — Мне запомнилась роль бизнесвумен. Прикольно, подписываешь многомиллионный контракт, обсуждаешь никель на китайском, хотя ничего в этом не понимаешь». 

1 / 3
Снимок со съемок рекламы в Китае

Несмотря на невысокий рост, внешность у нее востребованная: большая грудь и широкие бедра, белая кожа, длинные рыжие волосы. «Один раз на показе парикмахеров предложили быть моделью. Меня постригли, и я продала локоны за полторы тысячи юаней — потом их наращивали клиенткам». 

Промоушен-модель в Китае
Промоушен-модель в Китае

Бывали и совсем странные случаи: «Высокопоставленные господа приехали в город подписывать серьезные контракты, а меня позвали переводчиком. «Переговоры» — в караоке. Дяденьки солидные, женатые, а самый частый вопрос у них: «Сколько стоит эта проститутка?» Я была в шоке». 

Некоторые девушки считают: нужно брать, пока дают, и планируют вернуться в Китай, как только позволит ситуация. Другие говорят: если хочешь остаться в КНР, надо быть осторожнее. Никакие легкие деньги не стоят депортации навсегда.

 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала