https://ria.ru/20191017/1559859100.html
"Рыцарь красоты": на какую выставку Третьяковки мы будем стоять в очередях
"Рыцарь красоты": на какую выставку Третьяковки мы будем стоять в очередях - РИА Новости, 17.10.2019
"Рыцарь красоты": на какую выставку Третьяковки мы будем стоять в очередях
Он положил начало искусству Серебряного века, по-новому писал евангельские сюжеты и открыл пленэризм для русской пейзажной школы. В Новой Третьяковке —... РИА Новости, 17.10.2019
2019-10-17T08:00
2019-10-17T08:00
2019-10-17T08:13
культура
третьяковская галерея
василий поленов
италия
москва
русский музей
александр iii
выставки
https://cdnn21.img.ria.ru/images/155984/86/1559848626_0:25:3071:1752_1920x0_80_0_0_bcf8d36040c5f997a290b2b70218276c.jpg
МОСКВА, 17 окт — РИА Новости, Анна Нехаева. Он положил начало искусству Серебряного века, по-новому писал евангельские сюжеты и открыл пленэризм для русской пейзажной школы. В Новой Третьяковке — ретроспектива автора "Московского дворика" Василия Поленова, приуроченная к 175-летию со дня рождения художника. О том, за что ругали и за что превозносили мастера, — в материале РИА Новости.Кто-кто во дворике живет?Ясный летний день, церковные купола на горизонте, покосившийся забор и запущенный сад городской усадьбы — сюжет картины Поленова "Московский дворик", знакомой со школьных лет. Но не все знают, что создана и впервые показана эта работа была случайно.В конце 1870-х Василий Дмитриевич готовился к выставке художников-передвижников и приехал в Москву писать "Пострижение негодной царевны", собирал материалы, зарисовывал интерьеры кремлевских соборов. Но понял, что не успевает к сроку.Поселился Поленов недалеко от Арбата, и из окна его комнаты открывался вид на ставший потом знаменитым московский дворик. Сначала художник сделал этюд, а потом — картину, которую в итоге представил на передвижнической выставке. Он извинялся, что "ничего порядочного не успел написать и в будущем надеется оправдаться и показать что-то приличное".Никто не ожидал, что "Дворик" получит такой успех. Особенно на фоне других полотен той экспозиции — "Протодиакона" Репина или "Встречи иконы" Савицкого. "Это вещь, которую мы знаем с детства, Москва, которой почти нет, — рассказывает РИА Новости заместитель гендиректора ГТГ по научной работе Татьяна Карпова. — В картине есть теплота, добро, радость жизни, выраженная удивительно органично. Художник ничего не навязывает, но вы как будто погружаетесь, входите в картину. Мало кому удается это передать".Сюжет по-домашнему уютен — неяркий солнечный день, дети из-за чего-то плачут, у березы обломилась верхушка, а в углу виден запущенный сад усадьбы, в которой, по словам Карповой, и жил художник. Кстати, этот сад можно увидеть в другой канонической картине Поленова, "Бабушкин сад" (создана в том же 1878 году)."Он вслед за Саврасовым развивал линию интимного пейзажа, — продолжает Карпова. — У Поленова учились Левитан, Коровин, Головин, Сапунов. Все говорили о притяжении его личности: он не ломал индивидуальность последователей. А его влияние распространялось широко — у него дома в Москве организовывались рисовальные вечера, в которых участвовали и мастера старшего поколения, и ученики Поленова".Новатор-монументалистСамое грандиозное полотно на выставке (3,2 метра в высоту и более шести метров в длину), впервые привезенное в Третьяковку из Русского музея, "Христос и грешница" ("Кто из вас без греха?") занимает отдельную стену.Над монументальной картиной Поленов трудился более 15 лет — для придания большей натуралистичности мастер путешествовал по Ближнему Востоку и Италии. Это чувствуется как в цвете, так и в антураже: художник соединил в картине традиции академической живописи и приемы реалистического искусства.На картине запечатлен сюжет из Евангелия от Иоанна о том, как к Христу привели грешницу, уличенную в прелюбодеянии. "Иисус сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши".По мнению самого Василия Поленова, смысл этого сюжета — в том, чтобы донести до людей идею добра и всепрощения."Трудная задача передо мной — непосильная, но я не в состоянии от нее отказаться, слишком я охвачен величием этого человека и красотой повествования о нем. <…> В евангельских сказаниях Христос есть настоящий живой человек" — так писал Поленов об этой работе.Его критиковали за роскошество пленэрных красок в большой картине и, главное, за недостаточную божественность Христа. Но потом картину купил император Александр III, и с художника автоматически были сняты все обвинения.Русский импрессионистЕще одна любимая тема Поленова, нашедшая отражение на выставке, — пейзажи, в создании которых ему помогал опыт театрального декоратора."В поленовских пейзажах, в отличие от работ Саврасова или перовских пейзажных фонов, нет мрачности, тоски. Только меланхолия — как, например, в осенних сюжетах", — отмечает Карпова. По ее мнению, знаменитый пейзажист Иван Шишкин вряд ли был бы доволен живописью коллеги.Если для Шишкина была важна максимальная реалистичность — порода дерева или тип растений, то у Поленова на первый план выходит настроение. При приближении ко многим его работам создается впечатление небрежности, как у импрессионистов ("Осень в Абрамцеве", "Золотая осень", "Река Опять", "Пруд в парке. Ольшанка").В поздних пейзажах мастер и вовсе пользовался грубым холстом (что потом перенял его ученик Борисов-Мусатов), и живопись превращалась в своеобразный гобелен. Это особенно заметно в пейзажах с рекой Окой."У него много совершенно разных работ, но при этом нет ощущения эклектичности, потому что все сплавлено, гармонизировано, везде чувствуется характер его личности", — заключает Карпова.Эклектичной была и жизнь Поленова: он учился на физмате Императорского Санкт-Петербургского университета, сочинял музыку (романсы, оперы), участвовал в создании народного театра. А еще — добровольцем отправился на войну, участвовал в боях и был отмечен наградами, в том числе "За храбрость". При этом успевал заниматься живописью.Недаром Савва Мамонтов назвал Поленова "рыцарем красоты" — художник искал ее во всем: театре, жизни, архитектуре. И переносил в живопись.На выставке в Третьяковской галерее представлено более 150 работ из 14 музеев и четырех частных коллекций. Экспозиция открыта до 16 февраля 2020 года.
https://ria.ru/20190918/1558787174.html
италия
москва
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2019
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/155984/86/1559848626_250:0:2981:2048_1920x0_80_0_0_4cfb962369403c5ceba75112c215ef7e.jpgРИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
третьяковская галерея, василий поленов, италия, москва, русский музей, александр iii, выставки
Культура, Третьяковская галерея, Василий Поленов, Италия, Москва, Русский музей, Александр III, Выставки
МОСКВА, 17 окт — РИА Новости, Анна Нехаева. Он положил начало искусству Серебряного века, по-новому писал евангельские сюжеты и открыл пленэризм для русской пейзажной школы. В Новой Третьяковке — ретроспектива автора "Московского дворика" Василия Поленова, приуроченная к 175-летию со дня рождения художника. О том, за что ругали и за что превозносили мастера, — в материале РИА Новости.
Кто-кто во дворике живет?
Ясный летний день, церковные купола на горизонте, покосившийся забор и запущенный сад городской усадьбы — сюжет картины Поленова "Московский дворик", знакомой со школьных лет. Но не все знают, что создана и впервые показана эта работа была случайно.
В конце 1870-х Василий Дмитриевич готовился к выставке художников-передвижников и приехал в Москву писать "Пострижение негодной царевны", собирал материалы, зарисовывал интерьеры кремлевских соборов. Но понял, что не успевает к сроку.
Поселился Поленов недалеко от Арбата, и из окна его комнаты открывался вид на ставший потом знаменитым московский дворик. Сначала художник сделал этюд, а потом — картину, которую в итоге представил на передвижнической выставке. Он извинялся, что "ничего порядочного не успел написать и в будущем надеется оправдаться и показать что-то приличное".
Картина "Московский дворик" на подготовке выставки Василия Поленова в Третьяковке
1 из 2
Посетительница рассматривает картину Поленова "Московский дворик" в Третьяковской галерее на Крымском Валу
2 из 2
Картина "Московский дворик" на подготовке выставки Василия Поленова в Третьяковке
1 из 2
Посетительница рассматривает картину Поленова "Московский дворик" в Третьяковской галерее на Крымском Валу
2 из 2
Никто не ожидал, что "Дворик" получит такой успех. Особенно на фоне других полотен той экспозиции — "Протодиакона" Репина или "Встречи иконы" Савицкого.
«
"Это вещь, которую мы знаем с детства, Москва, которой почти нет, — рассказывает РИА Новости заместитель гендиректора ГТГ по научной работе Татьяна Карпова. — В картине есть теплота, добро, радость жизни, выраженная удивительно органично. Художник ничего не навязывает, но вы как будто погружаетесь, входите в картину. Мало кому удается это передать".
Сюжет по-домашнему уютен — неяркий солнечный день, дети из-за чего-то плачут, у березы обломилась верхушка, а в углу виден запущенный сад усадьбы, в которой, по словам Карповой, и жил художник. Кстати, этот сад можно увидеть в другой канонической картине Поленова, "Бабушкин сад" (создана в том же 1878 году).
"Он вслед за Саврасовым развивал линию интимного пейзажа, — продолжает Карпова. — У Поленова учились Левитан, Коровин, Головин, Сапунов. Все говорили о притяжении его личности: он не ломал индивидуальность последователей. А его влияние распространялось широко — у него дома в Москве организовывались рисовальные вечера, в которых участвовали и мастера старшего поколения, и ученики Поленова".
Самое грандиозное полотно на выставке (3,2 метра в высоту и более шести метров в длину), впервые привезенное в Третьяковку из Русского музея, "Христос и грешница" ("Кто из вас без греха?") занимает отдельную стену.
Над монументальной картиной Поленов трудился более 15 лет — для придания большей натуралистичности мастер путешествовал по Ближнему Востоку и Италии. Это чувствуется как в цвете, так и в антураже: художник соединил в картине традиции академической живописи и приемы реалистического искусства.
Посетительница на экспозиции Василия Поленова в Третьяковке на Крымском Валу
1 из 2
Выставка произведений Василия Поленова
2 из 2
Посетительница на экспозиции Василия Поленова в Третьяковке на Крымском Валу
1 из 2
Выставка произведений Василия Поленова
2 из 2
На картине запечатлен сюжет из Евангелия от Иоанна о том, как к Христу привели грешницу, уличенную в прелюбодеянии. "Иисус сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши".
По мнению самого Василия Поленова, смысл этого сюжета — в том, чтобы донести до людей идею добра и всепрощения.
«
"Трудная задача передо мной — непосильная, но я не в состоянии от нее отказаться, слишком я охвачен величием этого человека и красотой повествования о нем. <…> В евангельских сказаниях Христос есть настоящий живой человек" — так писал Поленов об этой работе.
Его критиковали за роскошество пленэрных красок в большой картине и, главное, за недостаточную божественность Христа. Но потом картину купил император Александр III, и с художника автоматически были сняты все обвинения.
Еще одна любимая тема Поленова, нашедшая отражение на выставке, — пейзажи, в создании которых ему помогал опыт театрального декоратора.
«
"В поленовских пейзажах, в отличие от работ Саврасова или перовских пейзажных фонов, нет мрачности, тоски. Только меланхолия — как, например, в осенних сюжетах", — отмечает Карпова. По ее мнению, знаменитый пейзажист Иван Шишкин вряд ли был бы доволен живописью коллеги.
Если для Шишкина была важна максимальная реалистичность — порода дерева или тип растений, то у Поленова на первый план выходит настроение. При приближении ко многим его работам создается впечатление небрежности, как у импрессионистов ("Осень в Абрамцеве", "Золотая осень", "Река Опять", "Пруд в парке. Ольшанка").
В поздних пейзажах мастер и вовсе пользовался грубым холстом (что потом перенял его ученик Борисов-Мусатов), и живопись превращалась в своеобразный гобелен. Это особенно заметно в пейзажах с рекой Окой.
Посетительница фотографирует картину Василия Поленова "Вид на Тарусу" в Третьяковской галерее
1 из 3
Посетитель рассматривает картину Василия Поленова "Пруд в Абрамцеве" в Третьяковке
2 из 3
Посетители на выставке Василия Поленова
3 из 3
Посетительница фотографирует картину Василия Поленова "Вид на Тарусу" в Третьяковской галерее
1 из 3
Посетитель рассматривает картину Василия Поленова "Пруд в Абрамцеве" в Третьяковке
2 из 3
Посетители на выставке Василия Поленова
3 из 3
"У него много совершенно разных работ, но при этом нет ощущения эклектичности, потому что все сплавлено, гармонизировано, везде чувствуется характер его личности", — заключает Карпова.
Эклектичной была и жизнь Поленова: он учился на физмате Императорского Санкт-Петербургского университета, сочинял музыку (романсы, оперы), участвовал в создании народного театра. А еще — добровольцем отправился на войну, участвовал в боях и был отмечен наградами, в том числе "За храбрость". При этом успевал заниматься живописью.
Недаром Савва Мамонтов назвал Поленова "рыцарем красоты" — художник искал ее во всем: театре, жизни, архитектуре. И переносил в живопись.
На выставке в Третьяковской галерее представлено более 150 работ из 14 музеев и четырех частных коллекций. Экспозиция открыта до 16 февраля 2020 года.