Рейтинг@Mail.ru
Дипломатия "второго трека": Россия и США активизировали переговоры - РИА Новости, 03.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Дипломатия "второго трека": Россия и США активизировали переговоры

Читать ria.ru в
Дзен
ВАШИНГТОН, 29 апр - РИА Новости, Татьяна Смайловски. Россия и США активизировали переговоры "второго трека" - между экспертами и бывшими официальными лицами - по вопросам контроля над вооружениями, нераспространения ядерного оружия и стратегической стабильности. Это происходит на фоне отсутствия постоянных контактов между властями двух стран.
Участники неофициальных дискуссий рассказали РИА Новости, что при администрации президента США Дональда Трампа возникло ощущение "паники" и "срочности" решения проблем в двусторонних отношениях. Они также обеспокоены возможностью развала всей архитектуры контроля над вооружениями.
Чрезвычайный и полномочный посол РФ в США Анатолий Антонов
Антонов назвал условия для обсуждения с США новых ядерных вооружений России
Порядка десяти экспертных центров с обеих сторон прилагают масштабные усилия по разработке идей, как две крупнейшие ядерные державы в условиях кризиса могли бы конструктивно взаимодействовать. Со стороны США участвуют, в частности, такие организации как "Инициатива по сокращению ядерной угрозы" (Nuclear Threat Initiative, NTI), "Ассоциация контроля над вооружениями" (Arms Control Association, ACA), "Центр стратегических и международных исследований" (Center for Strategic and International Studies, CSIS), Фонд Карнеги за международный мир, Брукингский институт. С российской стороны это ПИР-Центр, Российский совет по международным делам, МГИМО, НИУ-ВШЭ, Институт США и Канады РАН и другие. Россияне и американцы надеются, что их призывы и идеи будут услышаны теми, кто принимает решения в Вашингтоне и Москве.
Про проходящие российско-американские переговоры "второго трека" в публичном пространстве известно немного, однако такой канал связи доказал свою значимость, особенно в условиях кризиса. Один из последних примеров - переговоры на высшем уровне лидеров США и КНДР, которые стали возможны в частности благодаря такой неофициальной дипломатии.
Российская сторона при этом обеспокоена, что в настоящее время у тех экспертов и бывших официальных представителей, с которыми они говорят, нет никаких выходов на администрацию Трампа, и там их никто не слушает. В США же это объясняют тем, что команда Трампа, и главным образом советник по нацбезопасности Джон Болтон, руководствуется совсем иной философией: недоверием к договорам и нежеланием ограничивать свой военный потенциал, даже если таким образом удается ограничить потенциал своего противника. Несмотря на это, по мнению американских экспертов, продолжать говорить сторонам можно и нужно.
Штаб-квартира Министерства обороны США
В Пентагоне не хотят новой гонки вооружений с Россией
Вопреки общей негативной ситуации, в двусторонних отношениях никаких препятствий со стороны властей для переговорщиков "второго трека" нет. Иногда дискуссии даже принимают полуофициальную форму - так называемый "трек 1.5". Время от времени участники информируют свои власти о тех идеях, которые они в настоящее время обсуждают. Переговоры проходят в разных городах: в Москве, Вашингтоне, европейских столицах. Подготовительная конференция по Договору о нераспространении ядерного оружия, проходящая в Нью-Йорке с 29 апреля по 10 мая, станет одной из важных площадок для таких встреч.

О чем говорят эксперты

Дипломатия "второго трека" - явление не новое и имеет долгую историю. Она оказывалась полезной в определенных ситуациях. Например, мирное соглашение между Израилем и Палестиной в Осло в 1993 году было заключено в значительной степени на переговорах "второго трека". Лидеры двух стран переняли идеи из обсуждений "трека-2" и превратили их в соглашение, рассказывает экс-помощник госсекретаря США Томас Кантримен.
Ключевыми темами переговоров России и США в таком формате являются ситуация вокруг Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД), который, по всей видимости, прекратит свое существование 2 августа. Кроме того, это перспектива продления Договора о стратегических и наступательных вооружениях (ДСНВ), срок действия которого истекает в 2021 году. И, наконец, это диалог по стратегической стабильности и необходимость привлечения высокопоставленных официальных лиц США и России - как дипломатических, так и военных - к переговорам для открытого обсуждения проблем безопасности друг друга. Но на этих темах дискуссии не ограничиваются. Дискуссии "второго трека" очень разноплановые и касаются всего спектра двусторонних отношений. Участники "второго трека" договорились, что обсуждение всех вопросов должно быть без предварительных условий.
Председатель комиссии Совета Федерации РФ по информационной политике Алексей Пушков на заседании Временной комиссии Совета Федерации по информационной политике и взаимодействию со СМИ в ММПЦ  МИА Россия сегодня. 24 апреля 2019
Пушков прокомментировал предложение Трампа о ядерном разоружении
"Роль таких переговоров возрастает в периоды, когда официальные каналы общения находятся в своего рода заморозке, или же когда существует много напряжения в двусторонних отношениях", - заявила эксперт NTI Лин Растен, которая ранее занимала должность директора по контролю над вооружениями и нераспространению в СНБ Белого дома. Такая ситуация сейчас наблюдается в российско-американских отношениях. Ряд россиян и американцев - будь то отставные дипломаты, отставные генералы, ученые - видят необходимость в продолжении дискуссии.
Кантримен рассказал, что у участников дискуссий две главных цели. Одна из них - надежда на то, что они имеют некоторую связь и, возможно, немного влияния на свои власти. Вторая цель заключается в обеспечении хорошей интеллектуальной базы идей, набора приоритетов и повестки дня, на которые власти двух стран могут опираться, когда они вернутся к формальным дискуссиям о стратегической стабильности. К тому же, бывшие официальные лица и эксперты более свободны в своих высказываниях, и диалог получается откровенным.

Философия администрации Трампа

Депрессивное состояние двухсторонних отношений характерно не только для периода администрации Трампа. Все началось с украинского кризиса в 2014 году и конца президентского срока Барака Обамы. Тогда, впрочем, не было ощущения срочности, что надо было договариваться прямо сейчас, считает консультант ПИР-Центра Андрей Баклицкий.
«
"Администрация Обамы не выходила из Договора РСМД. Было понимание, что нужно разговаривать, но не было ощущения срочности, которое есть сейчас, и которое больше появилось, когда стало понятно, что никакого налаживания отношений при Трампе не будет. Когда закончился первый год Трампа, когда прошел хельсинский саммит, то стало понятно, что нам ничего хорошего не светит, и еще больше стал актуален второй трек. Второго трека, конечно, стало больше", - пояснил эксперт.
Американский эксперт "Международной кризисной группы" Ольга Оликер также отмечает состояние "паники" на переговорах "второго трека" и страх, что "сейчас мы все потеряем". "Паника в том, что это все провалится и ничего нельзя будет с этим сделать. Эта администрация показала, что у нее мало интереса к таким переговорам, к контролю над вооружениями в общем", - сказала собеседница агентства.
В Москве считают, что России значительно больше интересен контроль над вооружениями, чем текущей американской администрации. В США же это объясняют совершенно иной "философией", которой руководствуется новая администрация. "Она объясняется тем, что лучше себя не ограничивать, даже если таким образом ты не можешь ограничить никого другого. Больше нежелания ограничить свои возможности, чем ограничить возможности других. Трамп и его люди говорят, что если будет гонка над вооружениями, то мы ее выиграем", - пояснила Оликер. По ее мнению, нынешняя администрация выслушивает экспертов, "но не видно результатов, что это влияет".

Достучаться до властей

Безусловно, участвующие в переговорах эксперты надеются, что их мнения будут услышаны властями. "Проблема в том, что текущая администрация (США - ред.) ни с кем не общается. Получается такой академический диалог, который тоже очень интересная и нужная вещь, но возникают вопросы, зачем мы все этим занимаемся. Очень сложно понять, с кем из экспертного сообщества нужно говорить, чтобы это имело какое-то влияние", - заявил Баклицкий, отметив при этом, что с российской стороны понятно, "с кем разговаривают участвующие в "треке-2" люди в российском МИД".
Не исключено, что уже меньше чем через два года администрация в США сменится. "Если это будет демократическая администрация, то многие из тех, кто ведет сейчас эти "треки-2", окажутся в госдепе, в совете по нацбезопасности. И можно надеяться, что эти люди придут с пониманием позиций сторон, российскими подходами", - считает консультант ПИР-Центра.
Президент США Дональд Трамп на военной базе Эндрюс в США
Эксперт прокомментировал идею ядерной сделки между Китаем, Россией и США
Растен, напротив, отметила, что влияние на власти есть, однако оно косвенное, его тяжело измерить. Многое зависит от времени. К примеру, в США кандидаты в президенты 2020 года уже начинают запускать свои предвыборные кампании. Эксперт NTI рассказала, что в это время люди, которые работают на тех или иных кандидатов, начинают искать идеи, которые они могли бы использовать в своей кампании. "Это могут быть идеи, разработанные в ходе диалога "второго трека". Этим летом или же сейчас их могут не перенять, однако это может случиться через несколько месяцев", - полагает бывшая высокопоставленная представительница администрации США.

"Мы делаем все возможное"

Опрошенные РИА Новости участники переговоров в один голос высказались за необходимость возобновления контактов на официальном уровне. "Сегодня мы делаем все возможное, чтобы США и Россия продолжали говорить о стратегической стабильности, которая заключается не только в ограничении количества вооружений, но и в снижении риска войны, и особенно в снижении риска использования ядерного оружия", - заявил Кантримен. Растен, в свою очередь, отметила, что на России и США "лежит ответственность работать вместе для снижения рисков".
Российский дипломатический источник, знакомый с ходом дискуссий в формате "трек-2" и "трек 1.5", сообщил РИА Новости, что экспертные контакты всегда важны. Главное, однако, "не переоценить возможность оказания влияния на собеседника". Он также отметил, что у России сложилось гораздо лучшее взаимопонимание по вопросам контроля над вооружениями и нераспространения с демократами. "В этом вопросе важна предсказуемость, ты знаешь, чего ждать от твоего партнера. И я не хочу сказать, что приходят (к власти - ред.) демократы, и все решено. Нет, ничего не решено. Но вопрос в том, что это предсказуемые люди, и мы можем просчитать их реакцию", - уверен собеседник агентства.
Государственные флаги России и США на здании американского посольства в Москве
National Interest предложил план примирения США с Россией
Участники "второго трека" в США, тем временем, продолжают пытаться донести свою позицию до администрации Трампа. Бывший американский дипломат Лора Кеннеди отметила, что переговоры в таком формате "не решают всех проблем, но они крайне необходимы". "По ядерной теме я продолжаю призывать свое правительство работать по этим вопросам. Особенно по ДРСМД. В правительстве по-прежнему много умных людей, которые очень хорошо разбираются в этих вопросах. Но я точно уверена, что чрезвычайно важно, чтобы эти переговоры ("трека-2") продолжались. Они вбирают в себя много людей со значительным опытом в этих областях. Даже если они могут критично высказываться по отношению к своим властям, я считаю, что они все являются патриотами и привержены нахождению взаимовыгодных путей по продвижению вперед. А это всегда хорошая вещь", - подчеркнула Кеннеди.
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала