https://ria.ru/20190422/1552846128.html
23 апреля: память священномученика Григория V
23 апреля: память священномученика Григория V - РИА Новости, 15.03.2021
23 апреля: память священномученика Григория V
Религиозные праздники 23 апреля
2019-04-22T10:00
2019-04-22T10:00
2021-03-15T14:18
календарь праздников - религия и мировоззрение
религия
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/sharing/article/1552846128.jpg?1615807093
Священномученик Григорий V, патриарх КонстантинопольскийЭтот патриарх, ставший национальным героем, впервые был возведен на Константинопольский престол в 1797 году, дважды был вынужден его оставить и в третий раз занял его в 1818 году, чтобы через три года принять мученическую смерть, ответив перед мирской властью за свою восставшую против них паству.В свое время с падением Византии значение Константинопольской церкви только возросло. Султан Мехмед II, завоевавший Константинополь, не только оставил патриархам церковную власть над православным населением новообразованной Османской империи, но и наделил их политической властью, какой они не имели прежде: у мусульман различие между политической и религиозной властью выражено слабо, и они, как правило, совмещаются в одном лице, поэтому султан не мог стать полноценным политическим лидером православных так как не мог быть их религиозным главой. Но компромисс был найден — Константинопольский патриарх был назначен "главой народа" (миллет баши) православных, и получил немалую долю политической власти над ним.Но патриархи, став во многом проводниками воли султана, отныне несли ответственность за нестроения, если они возникали среди подчиненного им народа.С начала XIX века среди балканских народов — в Греции, Сербии, Румынии, Болгарии — поднялась волна национально-освободительных движений. А в высших кругах Патриархата зрела так называемая "Великая идея" возрождения Восточно-Римской империи — вначале культурного, а затем и политического. Ведущие посты в церкви занимали тогда приверженцы этой идеи, по большей части греки из Константинопольского квартала Фанар — "фанариоты". Однако со временем в греческой элите Османской империи назрел раскол в понимании "Великой идеи," – одна часть ее стояла за модель над-национальной православной империи, другая ратовала за создание греческого национального государства. Освободительная революция в Греции стала началом конца Османской империи и установившегося порядка жизни Патриархата.До восшествия на престол в третий раз патриарху Григорию V во время его пребывания на Афоне предложили вступить в тайное общество "Филики этерия", готовившее восстание греков против оттоманского ига, но Григорий отказался, сославшись на невозможность для себя давать клятву безусловного повиновения неведомым ему вождям тайной организации.В конце 1820 года русский посланник советовал ему покинуть Константинополь, но патриарх и от этого отказался. А в конце февраля 1821 года, когда глава "Филики этерии" Александр Ипсиланти с группой этеристов перешел через реку Прут и призвал народ Молдавии и Валахии к восстанию против турок, патриарх Григорий отлучил его от церкви, чтобы спасти оттоманских греков от расправы, которой они все равно не миновали позднее, когда 25 марта 1821 года началось восстание в Морее.10 апреля (23 апреля по новому стилю) 1821 года, в первый день Пасхи, патриарх Григорий был низложен и повешен на воротах патриархии. Тело казненного провисело там три дня – боясь репрессий, греки просто не решались выкупить его у палача. По одной из версий, на четвертый день его за 800 пиастров купили константинопольские евреи и после поруганий бросили в море. По другой, сами турки выкинули тело патриарха в море после издевательств над ним. А 16 апреля его подняли со дна моряки с русского судна "Святитель Николай" и доставили в Одессу, где приглашенные градоначальником Александром Ланжероном греки опознали в останках покойного патриарха. Похоронили мученика в Троицком греческом храме, а в 1871 году его мощи перенесли в Афины.Русский исследователь истории Константинопольской церкви Иван Соколов в начале XX века писал: "Особенно важное значение имела для греков ужасная смерть знаменитого патриарха Григория V. Она сделала этого иерарха святым и мучеником в сознании всего народа, заклеймила позором султана, упрочив за ним эпитет "убийцы", уничтожила всякую мысль о примирении греков, пред лицом всего цивилизованного мира оправдала греков в их стремлении низвергнуть ненавистное иго и вообще оказала громадное нравственное влияние на ход дальнейшей борьбы греков.…Вождь церкви, вселенский православный патриарх, духовный отец и представитель всего греческого народа, повешенный на воротах патриархии в великий праздник Пасхи, подвергшийся самому бесчестному наказанию, без суда и расследования его дела, — это в глазах греков было …образцом истинного исполнения христианского долга, принесением себя в искупительную жертву за спасение других, мученичеством за веру и отечество. Поэтому кончина Григория V религиозно освятила и нравственно возвысила в сознании греков их борьбу с турками, вдохнула в них новые силы, нравственно укрепила и оправдала их подвиги и труды. Сами турки впоследствии были крайне изумлены, когда увидели, что кончина мученика, вместо того, чтобы прекратить и подавить восстание, расширила и утвердила его".В 1921 году Григорий V был официально канонизирован Элладской православной церковью, а с 2000 года его имя внесено в святцы Московского патриархата. Мощи святого покоятся в Благовещенском кафедральном соборе Афин.В память о нем главные ворота Константинопольской патриархии в 1821 году были заклепаны и остаются затворенными по сей день — входят на территорию патриархии через боковую дверь.
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2019
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
религия
10:00 22.04.2019 (обновлено: 14:18 15.03.2021) 23 апреля: память священномученика Григория V
Религиозные праздники 23 апреля
Священномученик Григорий V, патриарх Константинопольский
Этот патриарх, ставший национальным героем, впервые был возведен на Константинопольский престол в 1797 году, дважды был вынужден его оставить и в третий раз занял его в 1818 году, чтобы через три года принять мученическую смерть, ответив перед мирской властью за свою восставшую против них паству.
В свое время с падением Византии значение Константинопольской церкви только возросло. Султан Мехмед II, завоевавший Константинополь, не только оставил патриархам церковную власть над православным населением новообразованной Османской империи, но и наделил их политической властью, какой они не имели прежде: у мусульман различие между политической и религиозной властью выражено слабо, и они, как правило, совмещаются в одном лице, поэтому султан не мог стать полноценным политическим лидером православных так как не мог быть их религиозным главой. Но компромисс был найден — Константинопольский патриарх был назначен "главой народа" (миллет баши) православных, и получил немалую долю политической власти над ним.
Но патриархи, став во многом проводниками воли султана, отныне несли ответственность за нестроения, если они возникали среди подчиненного им народа.
С начала XIX века среди балканских народов — в Греции, Сербии, Румынии, Болгарии — поднялась волна национально-освободительных движений. А в высших кругах Патриархата зрела так называемая "Великая идея" возрождения Восточно-Римской империи — вначале культурного, а затем и политического. Ведущие посты в церкви занимали тогда приверженцы этой идеи, по большей части греки из Константинопольского квартала Фанар — "фанариоты". Однако со временем в греческой элите Османской империи назрел раскол в понимании "Великой идеи," – одна часть ее стояла за модель над-национальной православной империи, другая ратовала за создание греческого национального государства. Освободительная революция в Греции стала началом конца Османской империи и установившегося порядка жизни Патриархата.
До восшествия на престол в третий раз патриарху Григорию V во время его пребывания на Афоне предложили вступить в тайное общество "Филики этерия", готовившее восстание греков против оттоманского ига, но Григорий отказался, сославшись на невозможность для себя давать клятву безусловного повиновения неведомым ему вождям тайной организации.
В конце 1820 года русский посланник советовал ему покинуть Константинополь, но патриарх и от этого отказался. А в конце февраля 1821 года, когда глава "Филики этерии" Александр Ипсиланти с группой этеристов перешел через реку Прут и призвал народ Молдавии и Валахии к восстанию против турок, патриарх Григорий отлучил его от церкви, чтобы спасти оттоманских греков от расправы, которой они все равно не миновали позднее, когда 25 марта 1821 года началось восстание в Морее.
10 апреля (23 апреля по новому стилю) 1821 года, в первый день Пасхи, патриарх Григорий был низложен и повешен на воротах патриархии. Тело казненного провисело там три дня – боясь репрессий, греки просто не решались выкупить его у палача. По одной из версий, на четвертый день его за 800 пиастров купили константинопольские евреи и после поруганий бросили в море. По другой, сами турки выкинули тело патриарха в море после издевательств над ним. А 16 апреля его подняли со дна моряки с русского судна "Святитель Николай" и доставили в Одессу, где приглашенные градоначальником Александром Ланжероном греки опознали в останках покойного патриарха. Похоронили мученика в Троицком греческом храме, а в 1871 году его мощи перенесли в Афины.
Русский исследователь истории Константинопольской церкви Иван Соколов в начале XX века писал: "Особенно важное значение имела для греков ужасная смерть знаменитого патриарха Григория V. Она сделала этого иерарха святым и мучеником в сознании всего народа, заклеймила позором султана, упрочив за ним эпитет "убийцы", уничтожила всякую мысль о примирении греков, пред лицом всего цивилизованного мира оправдала греков в их стремлении низвергнуть ненавистное иго и вообще оказала громадное нравственное влияние на ход дальнейшей борьбы греков.
…Вождь церкви, вселенский православный патриарх, духовный отец и представитель всего греческого народа, повешенный на воротах патриархии в великий праздник Пасхи, подвергшийся самому бесчестному наказанию, без суда и расследования его дела, — это в глазах греков было …образцом истинного исполнения христианского долга, принесением себя в искупительную жертву за спасение других, мученичеством за веру и отечество. Поэтому кончина Григория V религиозно освятила и нравственно возвысила в сознании греков их борьбу с турками, вдохнула в них новые силы, нравственно укрепила и оправдала их подвиги и труды. Сами турки впоследствии были крайне изумлены, когда увидели, что кончина мученика, вместо того, чтобы прекратить и подавить восстание, расширила и утвердила его".
В 1921 году Григорий V был официально канонизирован Элладской православной церковью, а с 2000 года его имя внесено в святцы Московского патриархата. Мощи святого покоятся в Благовещенском кафедральном соборе Афин.
В память о нем главные ворота Константинопольской патриархии в 1821 году были заклепаны и остаются затворенными по сей день — входят на территорию патриархии через боковую дверь.