Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
$from_infinity = @type = article wide_mode=

День железнодорожника: мифы о вагонах, белье и ценах на билеты

МОСКВА, 3 авг — РИА Новости. Железные дороги и поезда у большинства россиян ассоциируются с РЖД. Однако не все, что касается перевозок, находится непосредственно в ведении ОАО "РЖД" или вообще принадлежит компании. Некоторые нюансы в работе монополии, которые нам кажутся очевидными, не соответствуют действительности.

Пассажиры на перроне Ярославского вокзала в Москве. Архивное фото
Билеты в старые вагоны-лоукостеры будут дешевле на 5-10%
В это воскресенье, 5 августа, в России отмечается День железнодорожника. РИА Новости в преддверии праздника постаралось развеять десять заблуждений, которые касаются компании и железных дорог.

Все вагоны принадлежат РЖД

РЖД входят в мировую тройку лидеров среди железнодорожных компаний. В собственности компании почти все российские железнодорожные пути (эксплуатационной длиной более 85 тысяч километров) и 20 тысяч локомотивов. Но все ли вагоны принадлежат РЖД?

У самой компании уже несколько лет нет в собственности грузовых вагонов. Их передали в дочерние структуры, а частично распродали на аукционах. Сейчас грузовые вагоны разных типов принадлежат в основном частным операторам.

Пассажирские вагоны поездов дальнего следования передали в "дочку" РЖД — Федеральную пассажирскую компанию. Сейчас ФПК эксплуатирует этот парк вагонов, в том числе поезда "Стриж", и занимается закупкой новых. При этом поезда "Сапсан" и "Ласточка" находятся на балансе РЖД, а "Аллегро" — у совместного предприятия железных дорог России и Финляндии.

Вагоны-рестораны принадлежат ФПК, но сама она пассажиров не кормит, а сдает вагоны-рестораны в аренду другим компаниям. Они и занимаются обслуживанием пассажиров, которые пришли поесть.

Помимо ФПК, занимающей более 90% рынка перевозок в поездах дальнего следования, пассажиров перевозят частные железнодорожные компании. Например, между Москвой и Санкт-Петербургом курсируют поезда "Гранд Сервис Экспресс" и "Тверской экспресс", "Транскласссервис", вагоны которой включают в составы поездов по многим направлениям. Помимо того, в Россию заезжают и поезда, принадлежащие железным дорогам других стран, например Белоруссии или Молдавии.

Основной парк электричек (за исключением, например, Центральной пригородной пассажирской компании, у которой  более 80 собственных составов) по-прежнему остается у РЖД, и компания ежегодно занимается его обновлением. Пригородные компании берут электрички в аренду.

РЖД полностью в ответе за перевозки в электричках

Пассажиры на Киевском вокзале в Москве. Архивное фото
Железнодорожный лоукостер: эксперты и политики назвали плюсы и минусы
У большинства пассажиров бытует мнение, что РЖД "от и до" отвечают за перевозки в электричках и тарифы на билеты. Однако с 2011 года этими перевозками занимаются пригородные пассажирские компании (ППК), которые РЖД создали вместе с регионами.

ППК рассчитывают и предлагают тарифы региональным властям, а те устанавливают их окончательно — чаще всего ниже экономически обоснованного уровня.

Разницу же между установленным тарифом и экономически обоснованным регионы должны возмещать перевозчику.

В поездах старые вагоны и белье

Поезд РЖД. Архивное фото
РЖД прогнозирует увеличение скорости поездов до 1000 км/ч в скором будущем
Представитель РЖД рассказал РИА Новости, что поезда дальнего следования регулярно обновляются, ремонтируются вагоны, заменяются туалеты, устанавливаются кондиционеры, розетки и USB-порты для зарядки гаджетов. В прошлом году ФПК закупила 425 новых вагонов, а в этом планирует приобрести еще 686 и капитально отремонтировать 564.

Всего парк пассажирских вагонов дальнего следования составляет более 19 тысяч, из них в 70,6% есть кондиционеры, в 54,9% — биотуалеты, в 34,6% — розетки.

РЖД так же регулярно закупают для поездов новое постельное белье, одеяла и подушки — только в этом году закупки уже составили 1,4 миллиона комплектов постельного белья и 4,7 миллиона подушек, одеял и матрацев.

"В поездах, курсирующих в сообщении Москва – Санкт-Петербург, Калининград, Таллин, Великий Новгород, Мурманск, Волгоград уже введены матрацы из современных искусственных материалов. Данные изделия формоустойчивые, долговечные, имеют небольшой вес, не впитывают запахи, максимально быстро восстанавливают форму и объем. Матрацы данного типа постепенно будут введены во все поезда формирования АО "ФПК", — говорят в РЖД.

РЖД ничего не делают для пассажиров

Интерьер купе в двухэтажном поезде Санкт-Петербург - Москва. Архивное фото
Холдинг РЖД не будет из-за топлива повышать цены в СВ, купе и люкс
Некоторым кажется, что РЖД только зарабатывают на пассажирах, но для них ничего не делают. Если посмотреть доходы компании, то львиную долю приносят грузовые перевозки. При этом значительные средства вкладываются в пассажирский подвижной состав. Представитель РЖД говорит, что холдинг старается обновлять и улучшать не только сами вагоны, но и запускать новые маршруты и сервисы.

В частности, с каждым годом растет спрос на дневные поезда, и их число увеличивается. В 2017 году доля этих поездов составила 13,5% от общего объема перевозок ФПК, а в первом полугодии этого года – почти 16%. Расширяется маршрутная сеть двухэтажных поездов: сейчас они курсируют по восьми маршрутам. Становится больше и скоростных поездов — в 2017 году их добавили семь.

Вводятся новые услуги. В 2017 году глубину продажи билетов на поезда дальнего следования увеличили с 60 до 90 суток до отправления; на билетах появились специальные пиктограммы с информацией об услугах, доступных в пути; время в билетах и расписании на вокзалах указывается по местному времени.

Появилась услуга предварительного заказа питания в дорогу, которую можно оформить при покупке билета. Поездом "Невский экспресс", курсирующим между Москвой и Санкт-Петербургом, можно отправить детей в возрасте от 10 до 16 лет без сопровождения взрослых. Ребенок всю дорогу будет под присмотром проводника.

Если пассажиру надо куда-то отправить на время своего питомца или зверушку в подарок, сделать это можно в поезде ФПК. Сервис работает в пилотном режиме в 13 поездах.

Билеты на поезда всегда дорогие

На Московском вокзал в Санкт-Петербурге. Архивное фото
Расписание поездов на вокзалах стали показывать по местному времени
Тарифы на перевозки пассажиров в поездах ФПК в регулируемом сегменте — плацкарт и общие вагоны — определяет государство в лице ФАС. Выпадающие доходы компании должны компенсироваться субсидиями из госбюджета. Тарифы в нерегулируемом сегменте — СВ, купе и люкс — устанавливает сама ФПК, продавая билеты по системе динамического ценообразования.

Эта система охватывает 95% перевозок в купе, СВ, люкс, сидячих вагонах скоростных поездов внутригосударственного сообщения. "Используя возможности системы, пассажиры могут значительно сэкономить на стоимости проезда", — говорят в РЖД.

На цены прежде всего влияет спрос, и тут важно помнить о некоторых моментах. Например, система применяет дифференцированные скидки в зависимости от места в вагоне — то есть в купе верхние места пользуются меньшим спросом, чем нижние, и билет на верхнюю полку может оказаться дешевле.

В некоторых случаях стоимость билетов зависит не только от времени года и дня недели, но и от времени суток. Как правило, билеты на поезда, отправляющиеся примерно в 4-5 утра, значительно дешевле, чем на более поздние. Так что пассажир, у которого нет жестких временных рамок, может сэкономить.

Цены также существенно снижаются в те сезоны, когда люди редко отправляются в поездки. К примеру, после новогодних каникул. Именно тогда применяются минимальные тарифы, и разница всего в один день может ощутимо отразиться на стоимости билета.

Кроме того, напоминают в РЖД, ФПК регулярно проводит маркетинговые акции, которые позволяют сэкономить. "В 2017 году во всех сегментах перевозок было реализовано более 40 маркетинговых акций. Специальными тарифными предложениями воспользовалось более 20 миллионов пассажиров", — сообщили в холдинге.

Есть у компании и программа лояльности "РЖД Бонус", которая позволяет накапливать баллы за поездки.

РЖД в ответе за возврат денег за билет

Строительство железной дороги. Архивное фото
РЖД начали строить в Сербии скоростную железную дорогу
Купить билет, не отстаивая очередь в кассу, можно на сайте РЖД или через официальное мобильное приложение. Если вы вдруг передумали ехать, сдать билет можно также через эти ресурсы. При этом за возврат денег отвечает банк, через который проводятся операции по оплате (в случае с РЖД, банк ВТБ), или оператор, осуществляющей поддержку вашего электронного кошелька.

"Зачисление причитающихся денежных средств за неиспользованный электронный билет осуществляется на счет плательщика, с помощью которого производилась оплата электронного билета, в сроки, установленные правилами платежных систем (от семи до 30 календарных дней с момента оформления возврата в личном кабинете)", — говорится в официальной информации на сайте РЖД.

Если же деньги не вернулись на карту в срок до 30 суток после выбора функции возврата средств за билет, пассажиру надо обратиться в банк, с карты которого он оплачивал покупку (последние четыре цифры отмечены на вкладке "детали возврата").

Если вы оплатили билет через интернет и приложение электронными деньгами, вернули его, а деньги в указанный срок не пришли, следует обратиться к оператору, осуществляющему поддержку вашего электронного кошелька.

РЖД отвечают за строительство путепроводов над путями

Электропоезд Ласточка на Андреевском мосту - участке Московского центрального кольца между станциями Лужники и Площадь Гагарина
В России проехали на поезде первые животные с билетами без хозяев
Как часто, стоя в автомобиле на переезде перед железнодорожными путями в ожидании зеленого сигнала светофора, вы задавали себе вопрос: и что, эти РЖД не могут построить путепровод?

Однако, согласно законодательству, строительство автомобильных путепроводов не может осуществляться на средства РЖД. "Так как данный вид деятельности не является для компании профильным", — говорилось в комментарии одной из региональных местных дорог — филиалов РЖД.

При этом сами РЖД являются сторонником строительства автомобильных путепроводов через железнодорожные пути, особенно на скоростных участках. Компания считает, что это позволит решить существующие транспортные проблемы и значительно повысить безопасность. Регионы, например Москва, занимаются строительством путепроводов.

Решать вопрос привлечения средств на строительство путепроводов, в частности, предлагалось и за счет инвесторов. РЖД еще несколько лет назад подписывали с Московской областью соглашение о строительстве дополнительных виадуков над железной дорогой, передвижение по которым предполагалось сделать платным, сохранив при этом бесплатным проезд по обычному переезду.

В России есть высокоскоростные железнодорожные магистрали

Логотип РЖД на фоне железнодорожного моста
"Дочка" РЖД планирует продавать единый билет на поезда, автобусы и самолеты
Самым быстрым поездом в России в настоящее время является высокоскоростной поезд "Сапсан". Но это совсем не значит, что в России есть высокоскоростные железнодорожные магистрали (ВСМ). "Сапсан" может ехать со скоростью до 250 километров в час только на участке 180 километров, который является частью общей инфраструктуры на маршруте Москва-Санкт-Петербург. Для большей скорости нужно строительство отдельных путей.

Высокоскоростной считается специализированная электрифицированная двухпутная железнодорожная линия для эксплуатации поездов со скоростями от 200 до 400 километров в час. ВСМ активно эксплуатируются и строятся, в частности, в Японии, Китае, Европе. В России сейчас нет таких дорог. Однако у РЖД есть планы их создания.

Пилотный проект строительства ВСМ стоимостью около 1,7 триллиона рублей планируется реализовать на участке Москва-Казань. Предполагается, что скоростная магистраль протяженностью 770 километров пройдет по семи регионам РФ. Время в пути от столицы до Казани составит 3,5 часа.

Первым участком этой дороги, по планам РЖД, станет линия между Москвой и Владимиром. Строительство планируется начать в 2018 года и запустить поезда по ней в 2023 году. При этом существует большая программа развития скоростного и высокоскоростного сообщения в России. Она, в частности, предполагает строительство ВСМ из Москвы в Санкт-Петербург и города юга России.

Руководство РЖД не видит жалоб пассажиров

Строительство железной дороги. Архивное фото
Документы для возведения Северного широтного хода переданы в правительство
Пассажиры зачастую считают, что жалобы, которые они адресуют РЖД, не доходят до высшего руководства компании, и ответы носят характер "отписки".

Если зайти на главную страницу сайта РЖД, на ней есть баннер, который ведет в интернет-приемную гендиректора РЖД Олега Белозерова.

"Для меня, руководителя такой компании, как "Российские железные дороги", важна обратная информация от вас — и для оценки работы РЖД в целом, и для понимания текущей ситуации в конкретных направлениях деятельности компании, и для сбора ваших мнений относительно новых проектов и сервисов. Не стану давать невыполнимое обещание ответить на каждое обращение, но буду регулярно выносить на публичное обсуждение на сайте компании проблемные вопросы, которые носят массовый характер", — написано в обращении Белозерова.

Судя по сюжетам корпоративного телевидения РЖД, глава компании в курсе претензий. Белозеров лично зачастую зачитывает жалобы пассажиров на селекторах, на которых присутствует топ-менеджмент компании и по видеосвязи подключены главы местных дорог — филиалов РЖД, и указывает подчиненным на необходимость решения указанных в обращениях замечаний и избежание их повторения в будущем.

Больше всего претензий, конечно, поступает в сфере пассажирских перевозок. Генеральный директор ФПК Петр Иванов в начале года признавался журналистам, что старается читать все обращения, которые поступают на его личную почту, указанную на главной странице сайта ФПК.

Крымские дороги принадлежат РЖД

Российский железнодорожный состав, прибывший на церемонию открытия участка железной дороги от станции Хасан (Приморский край, РФ) до станции Раджин, в Северной Корее. Архивное фото
Посол России сообщил, когда может пройти встреча по проекту "Хасан-Раджин"
Крым стал российским регионом после проведенного там в марте 2014 года референдума, на котором 96,77% избирателей Республики Крым и 95,6% жителей Севастополя высказались за вхождение в состав РФ. Крымские власти провели референдум после госпереворота на Украине в феврале 2014 года.

Крымская железная дорога — федеральное государственное унитарное предприятие, созданное в 2014 году после вхождения Крыма в состав России. В конце 2015 года дорога была передана как имущественный комплекс в федеральную собственность и отнесена к ведению Росжелдора, но не РЖД.

Существующая железнодорожная однопутная дорога от Керчи в центр полуострова проходит до станции Владиславовка (район Феодосии), затем до узловой станции Джанкой на севере Крыма. Железнодорожное сообщение от Джанкоя до Симферополя — двухпутное и электрифицированное. Железнодорожное сообщение Крыма с Украиной и через ее территорию было прервано в 2014 году по инициативе украинской стороны.

Однако продолжается строительство железнодорожной части Крымского моста, который планируется ввести в эксплуатацию в декабре 2019 года. Тогда поезда смогут ездить с материковой части России в Крым и обратно. Крымские железнодорожники продолжают обновлять и капитально ремонтировать участки путей и перегоны, которые будут использоваться для доставки грузов и пассажиров после открытия движения по строящемуся мосту через Керченский пролив.

Рекомендуем
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала