МОСКВА, 4 июл — РИА Новости. Глава МИД России Сергей Лавров проведет в среду в Москве переговоры со своим иорданским коллегой Айманом ас-Сафади. Ожидается, что основными темами станут ситуация в южной зоне деэскалации в Сирии и палестино-израильское урегулирование.
Визит главы МИД хашимитского королевства в Москву пройдет на фоне столкновений между правительственными войсками и оппозицией в районах Сирии, которые граничат с Израилем и Иорданией.
Южные (юго-западные) районы Сирии, которые включают провинции Дераа, Эль-Кунейтру и Сувейду и примыкают к границам Израиля и Иордании, входят в зону деэскалации, созданную в июле 2017 года по договоренности России, США и Иордании. Президент Сирии Башар Асад при этом заявлял, что сценарий освобождения юга Сирии пока не определен: либо мирное решение, либо силовое.
Южная зона
В МИД РФ в преддверии встречи заявили, что министры обсудят вопросы международной и региональной повестки дня "с упором на сирийское урегулирование в контексте функционирования в Сирии зоны деэскалации с участием России, США и Иордании, а также состояние дел на палестино-израильском направлении".
Ситуация в южной зоне деэскалации в Сирии обострилась в последние несколько месяцев. Правительственные войска при поддержке отрядов "Хезболлах" и проиранских формирований ведут наступление в южных районах Сирии, освобождая все новые поселения от незаконных вооруженных бандформирований и боевиков группировки "Джебхат ан-Нусра"*, которая в свою очередь, согласно заявлению сирийской армии, предпринимает попытки сорвать мирные переговоры и прибегает к запугиванию мирного населения, ежедневно обстреливая жилые кварталы городов Дераа и Сувейда.
Губернатор провинции Дераа Халед Аль-Ханус в конце июня рассказал РИА Новости, что власти открыли три гуманитарных коридора для граждан, желающих покинуть территории, подконтрольные бандформированиям. Для мирных жителей подготовлены места временного пребывания, где оказывается медицинская помощь и обеспечено питание. Однако, по оценке ООН, число вынужденно перемещенных лиц в результате военных действий пока только растет.
Российский Центр по примирению враждующих сторон ранее заявлял, что гуманитарная ситуация в южной зоне ухудшается из-за действий НВФ. Как сообщал начальник центра, генерал-майор Алексей Цыганков население в этом районе "не обеспечено достаточным количеством продуктов питания и медикаментов, которые изымаются в пользу боевиков лидерами незаконных вооруженных формирований, контролирующими распределение товаров первой необходимости в населенных пунктах юго-западной Сирии".
По мнению Лаврова, именно остатки боевиков ИГ* и "ан-Нусры"* мешают полному претворению в жизнь договоренности о южной зоне деэскалации.
Попытки договориться
Помимо борьбы с террористами в этой зоне российские военные ведут переговоры с группировками, которые не примкнули к боевикам. Некоторые из числа вооруженной оппозиции переходят на сторону законного правительства, однако в целом обстановка в этой зоне продолжает накаляться.
На экспертном уровне ситуация на юге Сирии обсуждается давно со всеми вовлеченными сторонами: и с США, и с Ираном, и с Иорданией, и с представителями законного правительства в Дамаске, и с израильской стороной, и с оппозицией. В конце мая Иордания, по словам замглавы МИД РФ Михаила Богданова, даже выступила с предложением созвать трехстороннюю встречу глав МИД стран-гарантов южной зоны, но пока она так и не состоялась.
Достижение договоренности по южной зоне осложняется тем, что с одной стороны Израиль требует вывода всех проиранских формирований с юга Сирии, а с другой стороны на границе Иордании и Сирии в районе ат-Танфа сохраняется присутствие США, которое беспокоит как Дамаск, так и Россию. По оценке Москвы в этом районе США проводят подготовку боевиков, а созданная там так называемая "зона деконфликтинга" очень напоминает попытку раздела страны.
Правительство Сирии не раз заявляло, что США находятся на сирийской территории незаконно, и призывало вывести свои войска. В гарнизоне ат-Танф расположена одна из военных баз США в Сирии, где проводится обучение и оснащение отрядов вооруженной сирийской оппозиции.
По информации источника РИА Новости, в переговорах между всеми сторонами, вовлеченными в ситуацию вокруг южной зоны, речь идет о том, что контроль над южными границами Сирии, включая район ат-Танф, должен быть передан правительственным силам. При этом, как заявлял ранее президент России Владимир Путин, в связи с успехами сирийской армии в борьбе с терроризмом и началом политического процесса иностранные вооруженные силы должны выводиться из САР.
Ранее в Москве также не исключали, что при необходимости возможен ввод российской военной полиции в южную зону деэскалации в Сирии, но лишь в качестве вспомогательного инструмента.
Челночная дипломатия
Ситуация вокруг южной зоны деэскалации будет обсуждаться не только на встрече Лаврова и главы МИД Иордании в Москве. Во вторник стало известно, что премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху посетит 11 июля Москву, и по мнению экспертов, эта же проблема будет одной из главных тем в ходе запланированных переговоров с Путиным. Кроме того, на 16 июля намечена встреча Путина и президента США Дональда Трампа в Хельсинки, где, по заявлению сторон, будет обсуждаться большой круг вопросов, в том числе ситуация в Сирии. Тем не менее пока никаких договоренностей не достигнуто, Израиль перебросил танки и артиллерию на границу с Сирией на фоне возобновившихся боевых действий в сопредельных районах соседнего государства.
Военные Израиля говорят, что усиление группировки на Голанских высотах носит характер меры предосторожности и не меняет политики невмешательства в ситуацию в арабской республике. Израильская армия заверила, что не намерена вмешиваться в события в Сирии, на юге которой идут бои правительственных войск с отрядами оппозиции, но требует от соседней страны соблюдения договоренностей о разъединении 1974 года, которые предусматривают создание на Голанских высотах демилитаризованной зоны и присутствия там миротворцев ООН. Кроме того, военные сообщили, что будут "жестко реагировать" на случаи посягательства на суверенитет Израиля и угрозы его гражданам.
Израиль, который обвиняет Иран в стремлении превратить Сирию во враждебный плацдарм, регулярно наносит удары по расположенным на территории соседней страны военным объектам иранцев и их сателлитов. Два наиболее серьезных инцидента произошли весной, когда ВВС Израиля атаковали десятки подобных целей, объяснив свои действия в одном случае вторжением иранского беспилотника в свое воздушное пространство, во втором — попыткой ракетного обстрела армейских позиций на Голанских высотах.
Найти компромисс
На фоне изменений в расстановке сил в южной зоне деэскалации, по мнению старшего преподавателя департамента политической науки НИУ-ВШЭ, эксперта РСМД Леонида Исаева, странам-гарантам этой зоны — РФ, США и Иордании — необходимо провести "некоторый апгрейд" договоренностей прошлого года.
"Последние события в Сирии, в военном отношении, как раз связаны с переменами в этой зоне. И действительно, необходим некий апгрейд амманского формата, потому что еще в мае была достигнута договоренность о том, что юг Сирии, но прежде всего, провинция Кунейтра будет освобождаться от "Хезболлах" и проиранских группировок. И это уже происходит", — сказал Исаев РИА Новости.
По его словам, речь может идти о том, что южная зона деэскалации должна переходить под контроль правительства.
"Вопрос в том, как это сделать наименее радикальным способом и как найти компромисс между режимом и оппозицией. Страны-гаранты как раз пытаются эту проблему решить. Потому что остановить (президента Сирии Башара) Асада и заставить его не наступать на южном направлении невозможно. Все понимают, что рано или поздно это начнется и все пытаются найти какой-то наиболее оптимальное решение", — отметил Исаев.
С другой стороны, по его словам, Израиль жестко отстаивает свою позицию в отношении присутствия Ирана в Сирии, в частности на юге на своих границах. "В отношении, например, ситуации в Восточной Гуте или Идлиба Израиль не имеет никакого желания вмешиваться в ситуацию. Но провинция Кунейтра и близость Голанских высот — для израильской стороны реальная сфера интересов и они занимают очень жесткую позицию. И это очень серьезно, потому что из всех внешних участников сирийского конфликта Израиль, наверное, одна из самых серьезных сил… Потому что если Израиль наносит авиаудары, а такое уже было, то они наносят реальный урон. Это не бутафорские удары, а реальные удары по реальным позициям сирийской армии", — считает Исаев.
По его словам, жесткая позиция Израиля с одной стороны и жесткая сирийская позиция с другой стороны "вынуждает и израильтян, и иорданцев, и Асада, и посредников к поиску компромисса".
"На мой взгляд, ввиду последних событий сейчас как раз идут консультации в рамках амманского формата, отсюда и встречи российско-иорданские, российско-израильские и российско-американские. Речь идет о том, что не просто обсуждаются какие-то договоренности, а они уже достигаются и есть некий прогресс", — заключил он.
* Террористическая организация, запрещенная в России
Развитие ситуации — в спецпроекте РИА Новости "Война в Сирии" >>