МОСКВА, 12 июн — РИА Новости. Экономика России почувствует эффект от проведения чемпионата мира по футболу 2018 года не сразу, реальную пользу инвестированные в мероприятие средства принесут в долгосрочной перспективе, но только при условии их рационального и активного использования, считают экономисты, опрошенные РИА Новости.
Глава Минэкономразвития Максим Орешкин в интервью изданию "Советский спорт" заявил, что инвестиции в инфраструктуру городов, принимающих матчи чемпионата мира (ремонт аэропортов, дорог, строительство гостиниц, водоотведение, канализация, повышение качества жилищно-коммунальной сферы в целом), составили почти 400 миллиардов рублей. На стадионы ЧМ было потрачено порядка 180 миллиардов рублей, уточнил министр.
Как отмечает старший менеджер PwC в России Александр Кардаш, долгосрочный экономический эффект от проведения ЧМ будет значительным, но его масштаб будет зависеть в основном от дальнейшего использования инфраструктуры, построенной к ЧМ, в первую очередь стадионов, после проведения турнира.
Самолетом, поездом, автомобилем
"Дороги, маршруты, аэропорты, техника, построенная или закупленная к соревнованию, могут десятки лет снижать транспортные издержки бизнеса в регионе проведения соревнования, как и увеличивать качество жизни населения. В долгосрочном периоде потенциальное увеличение количества туристов, скорее, даст эффект не столько в смысле темпов роста ВВП и доходов, сколько в смысле диверсификации экономической активности, в возможном снижении волатильности роста", — пояснил Куликов.
Старший аналитик группы корпоративных рейтингов АКРА Александр Гущин, в свою очередь, отметил, что на матчи чемпионата мира в Россию может приехать около 400 тысяч иностранных болельщиков. По прогнозу агентства, прирост объема авиаперевозок на международных направлениях может составить в 2018 году 1,9%. Возрастет спрос и на внутренние перелеты: этот фактор может привести в текущем году к дополнительному приросту сегмента внутренних авиаперевозок еще на один процент.
Долой стереотипы
По словам Кардаша из PwC, дополнительным фактором долгосрочного эффекта станет рост туристического потока после турнира, который будет во многом вызван освещением культуры и достопримечательностей России во время чемпионата.
"Мы ожидаем, что в дальнейшем тренд будет поддержан за счет обновленной туристической инфраструктуры и роста качества в сфере услуг, например в гостиничном и ресторанном секторах", — считает собеседник агентства.
Управляющий партнер департамента финансового консультирования Deloitte Александр Соколов также уверен, что чемпионат мира по футболу поможет России развивать туристический сектор, разрушить стереотипы и улучшить имидж страны.
По его словам, проведение ЧМ-2018 в России — это важная имиджевая составляющая, которая поможет разрушить многие существующие стереотипы о России на Западе и улучшит имидж страны на глобальной арене.
Куликов из АКРА из потенциально значимых, но трудно оцениваемых эффектов турнира называет "воодушевление населения городов, связанное с ощущением причастности к глобально значимым событиям". "В этом смысле чемпионат мира также потенциально может дать мотивацию для развития самых разных сфер деятельности, связанную как раз с ожиданием гостей и новой внешней оценкой, которую они могут дать городу", — уверен он.
Здесь и сейчас
Аналитики международного рейтингового агентства Moody's, напротив, указывают, что Россия испытает только краткосрочную экономическую выгоду от проведения чемпионата мира. "Игры продлятся всего один месяц, и соответствующие экономические стимулы тускнеют на фоне экономики России, размер которой оценивается в 1,3 триллиона долларов", — считает старший вице-президент агентства Кристин Линдоу, слова которой приводятся в обзоре агентства.
Тем не менее в Moody's отметили, что в городах — хозяевах ЧМ произошло улучшение транспортной и коммунальной инфраструктуры, а для регионов России она будет генерировать дополнительные налоговые поступления и уменьшать будущие капитальные затраты.