Рейтинг@Mail.ru
Неправильная колея, или Какую скорость развивал "Сапсан" Николая I - Радио Sputnik, 13.02.2018
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
Новости
00:00
4 мин
Новости
01:00
4 мин
Новости
02:00
4 мин
Новости
03:00
4 мин
Новости
04:00
4 мин
Новости
05:00
4 мин
Новости
06:00
4 мин
Новости
07:00
4 мин
Новости
09:00
4 мин
Новости
11:00
4 мин
Новости
11:30
3 мин
Новости
12:00
4 мин
Новости
12:30
3 мин
Новости
13:00
4 мин
Новости
13:30
3 мин
Новости
14:00
4 мин
Новости
15:00
4 мин
Новости
15:30
3 мин
Новости
16:00
4 мин
Новости
16:30
3 мин
Новости
17:00
4 мин
Новости
17:30
3 мин
Новости
18:00
4 мин
Новости
19:00
4 мин
Новости
20:00
4 мин
Новости
20:30
3 мин
Новости
21:00
4 мин
Новости
22:00
4 мин
Новости
22:30
3 мин
Новости
23:00
4 мин
Новости
23:30
3 мин
Новости
00:00
4 мин
Новости
01:00
4 мин
Новости
02:00
4 мин
Новости
03:00
4 мин
Новости
04:00
4 мин
Новости
05:00
4 мин
Новости
06:00
4 мин
Новости
07:00
4 мин
Новости
09:00
4 мин
ИЗОЛЕНТА live
В эфире
09:04
114 мин
Узнать за 90 секунд
Ай да евнух: второе китайское изобретение - что это было?
10:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
11:00
4 мин
Профессор смотрит в мiръ
В эфире
11:04
54 мин
День в истории
Рождение Таганки
11:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
12:00
4 мин
Дневной ракурс
В эфире
12:04
24 мин
Новости
Главные темы часа
12:30
3 мин
Дневной ракурс
В эфире
12:33
12 мин
Узнать за 90 секунд
Что значит "нарубить бабла": тайная история виртуальных денег
12:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
13:00
4 мин
Дневной ракурс
В эфире
13:04
24 мин
Новости
Главные темы часа
13:30
3 мин
Дневной ракурс
В эфире
13:33
12 мин
День в истории
Московское наводнение 1908 года
13:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
14:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
14:30
3 мин
Узнать за 90 секунд
Элита и "собачья жизнь": как развлекались звезды Серебряного века
14:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
15:00
4 мин
Прямой эфир
В эфире
15:04
3 мин
Прямой эфир
В эфире
15:07
21 мин
Новости
Главные темы часа
15:30
3 мин
Прямой эфир
В эфире
15:33
3 мин
Прямой эфир
В эфире
15:36
22 мин
День в истории
Перестройка и гласность
15:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
16:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
16:30
3 мин
Узнать за 90 секунд
Зачарованные острова по центру Земли: как попасть в параллельный мир
16:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
17:00
4 мин
Прямой эфир
В эфире
17:04
24 мин
Новости
Главные темы часа
17:30
3 мин
Прямой эфир
В эфире
17:33
25 мин
День в истории
Рождение Таганки
17:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
18:00
4 мин
Итоги. Вечер
В эфире
18:04
54 мин
Узнать за 90 секунд
Ай да евнух: второе китайское изобретение - что это было?
18:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
19:00
4 мин
Итоги. Вечер
В эфире
19:04
54 мин
День в истории
Московское наводнение 1908 года
19:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
20:00
4 мин
Починяем примус с Евгением Примаковым
В эфире
20:04
54 мин
Узнать за 90 секунд
Тында Рида
20:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
21:00
4 мин
Допрос Вассермана
В эфире
21:04
24 мин
Новости
Главные темы часа
21:30
3 мин
Допрос Вассермана
В эфире
21:33
25 мин
День в истории
Перестройка и гласность
21:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
22:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
22:30
3 мин
Узнать за 90 секунд
Элита и "собачья жизнь": как развлекались звезды Серебряного века
22:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
23:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
23:30
3 мин
День в истории
Рождение Таганки
23:58
1 мин
ВчераСегодня
К эфиру
Москва 91,2 FM
Москва 91,2 FM
Санкт-Петербург 91,5 FM
Волгоград 101,1 FM
Казань 105,8 FM
Калининград 87,7 FM
Киров 101,0 FM
Пермь 91,2 FM
Псков 102,6 FM
Самара 99,1 FM
Саратов 105,8 FM
Севастополь 105,6 FM
Симферополь 102,3 FM
Улан-Удэ 102,8 FM
Уфа 91,1 FM
Херсон 88,1 FM
Челябинск 99,5 FM
Якутск 103,6 FM
Авторы

Неправильная колея, или Какую скорость развивал "Сапсан" Николая I

© РИА Новости / Александр Уткин | Перейти в медиабанкЗдание Кругового паровозного депо Николаевской железной дороги
Здание Кругового паровозного депо Николаевской железной дороги
Читать в
Двадцать два часа: именно столько шел первый поезд из Санкт-Петербурга в Москву. Думаете, долго? С чем сравнивать. На своей упряжке получалось дней за шесть – но это если повезет с дорогой.

В этот день, …лет назад

Тринадцатого февраля 1842 года император Николай I подписал указ о строительстве железной дороги Санкт-Петербург – Москва. 

Вокруг нее сложилось много легенд. Первая из них: Николай начертил будущую дорогу на карте по линейке, но карандаш наткнулся на его палец и получился изгиб, который инженеры и воспроизвели, так сказать, на местности. Однако это не так. Изгиб был обусловлен технической необходимостью, связанной с маломощностью первых паровозов. Они не могли преодолеть подъем на Валдайскую возвышенность, которую и приходилось объезжать. Когда эта задача была решена, Николаевскую дорогу "выпрямили".

Вторая легенда – насчет пятифутовой ширины колеи, которая шире, чем в Европе. Многие думают, что это было сделано для того, чтобы вражеские поезда не могли проникнуть в Россию. Это тоже всего лишь легенда. Такую ширину колеи обосновал и ввел в эксплуатацию военный инженер Николай Осипович Крафт. Николаевская дорога строилась по весьма сложной местности – со множеством водоемов и рек, болот и трясин. И ширина железнодорожной колеи была выбрана для лучшей устойчивости вагонов на такой местности. На маршруте было возведено 278 инженерных сооружений: 8 больших мостов, 182 средних и малых моста, 69 труб и 19 путепроводов.

Третья легенда. О ней еще писал поэт Николай Алексеевич Некрасов в своем знаменитом стихотворении "Железная дорога":

Прямо дороженька: насыпи узкие,

Столбики, рельсы, мосты.

А по бокам-то все косточки русские…

Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?

"Ванечка" ничего не знал. И знать не мог никто. Статистики тогда и в заводе не было. Но есть кое-какие соображения. На стройку дороги попасть было нелегко – очереди выстраивались. Деньги платили хорошие, кормили до отвала. В год количество работающих составляло от 50 до 60 тысяч человек. Но опять же, напомню, дорога шла в основном по болотам. Днями работали по пояс в воде, жили в землянках. Антисанитария была жуткая. Поэтому не удивительно, что рабочие болели и тифом, и дизентерией. Но не больше, чем в других местностях. По подсчетам, ежегодно на строительстве дороги умирали 300-400 человек. А строительство велось 8 лет. Прямо скажем, с медициной и лечением болезней вообще в России дела обстояли очень плохо. Но есть интересная статистика. В 1890-х годах, то есть через 30 лет после строительства Николаевской дороги, смертность в России по той же холере или дизентерии была намного ниже, чем во Франции или Италии. Цифры на сей счет приведены в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона. А этот словарь гордился своей объективностью…

Железная дорога протяженностью более 600 километров стала в то время самой длинной в мире. И главное – это был подлинный триумф русской инженерной мысли. Ее строили Павел Петрович Мельников, будущий первый министр путей сообщения, и, как уже говорилось, Крафт. И вот как странно сложилась их посмертная слава: Мельникову поставили памятник в Москве на площади трех вокзалов, а Крафту – ничего… 

Многие современники весьма скептически отнеслись поначалу к идее строительства железных дорог в России. Да и сама мысль о паровозе внушала панический страх. В этой связи вспоминаются выпады знаменитого острослова тех лет князя Александра Сергеевича Меншикова в отношении мероприятий Главного управления путей сообщения и публичных зданий (предшественник МПС). Когда строились Исаакиевский собор, постоянный мост через Неву и Николаевская железная дорога, князь говорил: "Достроенный собор мы не увидим, но увидят дети наши; мост мы увидим, но дети наши не увидят; а железной дороги ни мы, ни дети наши не увидят". К счастью, скептические пророчества князя Меншикова не сбылись.

Уже 13 ноября 1851 года из Санкт-Петербурга в Москву отправился первый пассажирский поезд. Он состоял из паровоза, тендера (вагона для перевозки запаса топлива – сначала это были дрова – и воды), пяти пассажирских и одного багажного вагона. Скорость – 40 километров в час. Время в пути от одной столицы до другой, включая время стоянок, – 21 час 45 минут. На ямских лошадях этот путь преодолевали минимум за 3 дня. А на "долгих"  (т.е. на своих лошадях)  выходило аж вдвое дольше. Рекорд установил опять же Николай I. В декабре 1833 года Пушкин написал в дневнике: "Вчера государь возвратился из Москвы, он приехал в 38 часов".

Так что первые паровозы с их скоростями – ни дать ни взять почти что "Сапсан"! Только с поправкой на технические возможности середины XIX века…

Сметная стоимость строительства железной дороги составляла 43 миллиона рублей серебром. Впрочем, как обычно, она была превышена. Но в данном случае цель оправдала средства. Уже с самого начала эксплуатации дорога стала приносить немалую прибыль.

После смерти Николая I дорога получила название Николаевской. А в 1923 году была переименована в Октябрьскую железную дорогу. Странно, конечно. Вроде бы история дороги началась в феврале, а не в октябре. Парадоксы времени…

Автор Владимир Бычков, радио Sputnik

Подписывайтесь на канал радио Sputnik в Telegram, чтобы у вас всегда было что почитать: злободневное, интересное и полезное.

А еще у радио Sputnik отличные паблики ВКонтакте и Facebook. А для любителей короткого, но емкого слова, — Twitter.

 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала
Главные темы часа. 00:00Байкал как заветная мечта рыболоваНабоков: автор "Лолиты" и суровый критик Гоголя и ДостоевскогоГотовимся к Байкалу: рыбалка, снасти, предвкушениеПервое применение химического оружияНет плохой погоды – есть неточный прогнозГлавные темы часа. 01:00Ипотечный рынок и ущерб от большой водыЧетвероногие талисманы – секрет успеха Леонида ГайдаяИнвестиция в драгметаллы и рост цен на шоколадПостановление о советском гражданствеТрудно быть самородком: кулибинские штучкиГлавные темы часа. 02:00Нелегальная миграция, условия переговоров и убийство Киевом журналистовПочетные граждане Российской империиПомощь Киеву, ужесточение мобилизации на Украине и новые лозунги ИзраиляГлавные темы часа. 03:00Кто главный философ русского будущего? Часть перваяВот такая наша Саша, или Русская амазонка на маршеЛеонтьев - как философ будущего. Часть втораяГлавные темы часа. 04:00Что это было? Чего добились Иран и Израиль, обменявшись ударамиСамые масштабные на планете: в Индии стартовали выборы в парламентПлата за принципиальность: итальянский эмигрант vs французский президентГлавные темы часа. 05:00ОСАГО/каско: тенденции 2023 года и перспективы 2024 годаПопытка задружиться: зачем в Москву приезжала американская выставкаИстория и красота: едем в Серпухов на выходныеРусский барон Павел ШиллингГлавные темы часа. 06:00Постная еда: драники с тыквой, салат из печёной свёклы, булгур с грибамиПремия "Оскар" за полчаса массовки: "Война и мир" в советской версииЧто мы знаем о душе: почему душа болит и есть ли она вообщеГлавные темы часа. 07:00Военные расходы, заморозка активов РФ, инвестиции в недвижимость и ЗОЖА нюх, как у собаки, а глаз, как у орла: пинкертонши против пинкертоновГлавные темы часа. 09:00Фронтовые сводки, помощь США Украине и Израилю, роль Ленина в историиГлавные темы часа. 11:00Обстрелы Горловки, выделение денег Киеву и мобилизация на УкраинеГлавные темы часа. 11:30Российско-таджикские отношения и угрозы расширения НАТОГлавные темы часа. 12:00Российские активы в ЕС, ситуация на фронте и вопрос о ратификации ДВЗЯИВоенная помощь США: Украина ликуетГлавные темы часа. 12:30Ископаемого топлива не будет: на что намекает Шольц?Златоуст против ЦРУГлавные темы часа. 13:00Съезд оппозиционных молдавских депутатов: будущее ГагаузииГлавные темы часа. 13:30Милитаризация всех стран: почему в мире растут военные расходы?Главные темы часа. 14:00Тема ПМЭФ-2024, польза санкций для бизнеса в РФ и запрет на поставки СПГЗловещие эксперименты: как в США "улучшали" людейГлавные темы часа. 15:00Путин примет президента Азербайджана в МосквеСемейную ипотеку продлят до 2030 годаГлавные темы часа. 15:30Россия вернется к договору о запрете ядерных испытаний?Генерал-майор покидает ЦАХАЛ из-за ХАМАСИгрушки распределят по возрастуГлавные темы часа. 16:00Главные темы часа. 16:30Проект "Твой Герой". Воин и наставник Алексей КутыревГлавные темы часа. 17:00Изъятие активов РФ, запрет российского СПГ, Си Цзиньпин в КазаниГлавные темы часа. 17:30Молдавская оппозиция, оружие США в Польше и политика ЕСГлавные темы часа. 18:00Встреча глав России и Азербайджана, запрет ядерных испытаний, Иран в ЕАЭСГлавные темы часа. 19:00Злоупотребления в ЮНЕСКО, комплексы Patriot для Украины и конгрессмены СШАГлавные темы часа. 20:00Мифы и вымыслы о Михаиле ЛермонтовеГлавные темы часа. 20:30Люблю отчизну я, но странною любовью!Главные темы часа. 21:00Планы Роскосмоса, спрос на кредиты и кнопочные телефоныГлавные темы часа. 22:00Главные темы часа. 22:30Главные темы часа. 23:00Главные темы часа. 23:30Главные темы часа. 00:00Добавить масло в агонию. США на неделе возобновят транзит смерти на УкраинуГлавные темы часа. 01:00Сущий Чад. Вслед за Нигером еще одна страна Африки грозит США изгнаниемМосковское наводнение 1908 годаГлавные темы часа. 02:00Герой 1812 года генерал Ермолов, "Лев Кавказа"Перестройка и гласностьГлавные темы часа. 03:00Рождение ТаганкиГлавные темы часа. 04:00Главные темы часа. 05:00Главные темы часа. 06:00Медицинская династия: БоткиныГлавные темы часа. 07:00Допрос "Победы", помощь Киеву, скандал в WADA, реестр адвокатов и фейкиЗачарованные острова по центру Земли: как попасть в параллельный мирГлавные темы часа. 09:00Неправильная колея, или Какую скорость развивал "Сапсан" Николая I