Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Америке срывают войну в Южно-Китайском море

© Фото : Navy Petty Officer 3rd Class James VazquezАмериканский эсминец "Джон С. Маккейн" в Южно-Китайском море. Архивное фото
Американский эсминец Джон С. Маккейн в Южно-Китайском море. Архивное фото
Читать ria.ru в

Дмитрий Косырев, политический обозреватель МИА "Россия сегодня"

Что произойдет, если в воздухе над Южно-Китайским морем не будет опасных военных инцидентов? Случится ужасная вещь: окажется подорванным американское влияние в Тихоокеанском регионе, да и в мире в целом. Такие выводы следуют из дискуссий, идущих сейчас вокруг рядового вроде бы события: 10 стран АСЕАН заняты ускоренной выработкой "кодекса поведения" на случай, если чьи-то ВВС, как кому-то покажется, делают в воздухе что-то опасное и наводящее на мысли о военном конфликте. (Ну, примерно как самолеты НАТО делают это над балтийскими водами).

Здание китайского парламента в Пекине. Архивное фото
Минобороны Китая обвинило США в подрыве безопасности в регионе

И он, такой кодекс, действительно был бы никаким не событием, если бы в прошлую эпоху великий стратег внешней политики Хиллари Клинтон не придумала американский "поворот к Азии", который — как уже тогда было очевидно — никак не мог обойтись без всяких инцидентов и прочей напряженности.

Не наше море

Техника дела тут такая: страны АСЕАН — те самые, которые располагаются по периметру Южно-Китайского моря. Еще это море — "свое" для Китая и Тайваня. И у всех разные представления насчет того, кому принадлежат те или иные морские пространства. Есть участки, на которые претендуют 3-4 страны сразу.

Кодекс поведения в такой ситуации более чем необходим. На этой неделе прошло заседание сначала министров иностранных дел, а потом министров обороны этих 10 стран в Сингапуре. По его результатам объявлено, что такой документ должны принять к октябрю. Это достаточно сложная, но в целом чисто техническая штука: по каким горячим линиям посылают сигнал тревоги военные летчики или операторы систем ПВО, которым кажется, что в их зоне ответственности летает нечто неправильное. Затем звонят друг другу уже военные, а потом и гражданские лидеры, и… И не возникает никакой войны. Для того вся процедура и разрабатывается. Разбираться в картах можно веками, а вот войны никому не надо.

Госсекретарь США Рекс Тиллерсон. Архивное фото
США хотят "заморозить" милитаризацию Южно-Китайского моря, заявил Тиллерсон

И все бы хорошо, если бы в этом море не присутствовала первая/вторая (оценки здесь разные) держава мира — Китай. Чьи карты показывают, что немалая часть моря — китайская, а в случае сомнений можно построить там искусственные острова и этим изменить очертания шельфа вместе с границами, что Китай (формально вполне законно) и делает.

Как ведут себя в этой ситуации страны АСЕАН: сначала вырабатывают свой кодекс поведения, потом несут его к китайцам. Кстати, точно такой документ Китай подписал с ними год назад, только о предотвращении инцидентов на море, то есть с морскими судами. И он с тех пор работает. Инцидентов нет. Министры, заседавшие в Сингапуре, считают, что с воздухом будет сложнее, одни дроны чего стоят, но в итоге все кончится хорошо, китайская подпись появится, и тогда…

И тогда раздастся — да уже звучит — вопль американской дипломатии: а как же мы? Если Китай никому не угрожает, если напряженность снимается всякими кодексами, то как насчет американского доминирования в этом громадном и ключевом регионе?

Президент США Дональд Трамп в аэропорту Манилы. 14 ноября 2017
Двойной обман: Южная Корея и Китай цинично "обнулили" политику Трампа

То есть АСЕАН в Сингапуре занималась чем-то скрытно антиамериканским. Прежняя (клинтоновско-обамовская) внешняя политика США в этой части света строилась на идее "если вас обижают китайцы, звоните в Вашингтон, у нас есть авианосцы, и могут появиться базы на вашей территории". Именно Сингапур, а также Филиппины и Вьетнам, еще пара стран-членов АСЕАН относились к этой идее умеренно оптимистично. Но с тех пор в регионе много чего произошло, и вопрос в том, как это происходящее описывать.

Можно так: кое-где наблюдаются "попытки изображать США как державу в упадке, и очевидно, что я это отвергаю". (Отвергает глава объединенного комитета начальников штабов генерал Джозеф Данфорд).

Можно по-другому: при Дональде Трампе ускорились процессы, резко ухудшающие американские позиции в западной части Тихого океана, где никто не бросал Америке вызов после Второй мировой. Эта эра кончается, стратегические позиции США слабеют настолько, что даже "делить регион с Китаем" уже не вариант. Такова оценка вполне гражданского человека, австралийского профессора Хью Уайта.

А вот это уже наше море

Кстати. Как насчет Балтийского моря или, допустим, Черного? Сразу становится интересно, сразу видишь много общего и знакомого.

То есть политика США та же. Назначается большая держава, которая плохо себя ведет и угрожает маленьким соседям. Это Россия. И есть США, к которым надо обратиться за помощью, открыть в регионе американские базы и жить радостно.

Эсминец Ши Цзячжуан, прибывший в составе отряда боевых кораблей ВМС Китая для участия в военно-морских учениях Морское взаимодействие — 2017, в проливе Босфор Восточный
Семь футов под Пекином: китайский флот стал для США "занозой" в океане

Но вот представим себе, что отдельно балтийские страны, отдельно черноморские — или все вместе — заключат такие же, как сейчас обсуждалось в Сингапуре, кодексы хорошего поведения в морском и воздушном пространстве. Если что-то летит или идет морем и приближается к чьим-то границам, то надо поступать определенным образом, связываться друг с другом по заранее оговоренной процедуре, и тогда никаких случайных конфликтов не будет. И напряженности тоже.

Именно это предлагает Москва в ответ на постоянные залеты и пролеты самолетов НАТО над Балтикой или регулярные заходы всяких кораблей в Черное море. Пока что — с заранее известным результатом.

А результат известен потому, что НАТО и прочие европейцы и "европейцы" — не АСЕАН. В Европе, которая не самостоятельная Европа, а часть западного мира — пока царит дисциплина. Причем поддерживается эта дисциплина благодаря тем же самым участившимся инцидентам у наших западных границ. Этот "вечный двигатель" работает с самой Второй мировой.

Можно долго размышлять о том, чего стоит политика, которая разваливается без того, чтобы постоянно поддерживать в ней напряженность. Но приятнее посмотреть на то, как она все-таки разваливается, — в данном случае в Азии.

Авианосная группа 7-го флота ВМС США в Южно-Китайском море
Не мешайте бороздить. Адмиралу США дали по фуражкеСейчас это был танкер. До этого – рыболовецкое судно и торговый корабль. Боевым кораблям Седьмого флота США в последнее время вообще не везет: их таранят и в Тихом, и в Индийском океанах. Но последний случай все-таки – особый.

Во-первых, даже не потенциальное военное поражение в ядерной драке с Китаем, а несколько достаточно сильных ударов с китайской стороны окажутся достаточными, чтобы нанести США неприемлемый — в том числе политически — ущерб. Поэтому всерьез воевать с Китаем США не собираются. Но помимо войны как таковой, "ясно, что Китай и Америка имеют и экономический эквивалент гарантированного взаимного уничтожения. Для каждой из сторон экономические последствия разрыва настолько громадны, что выглядят почти немыслимыми". Это опять оценка того самого австралийского профессора.

А тогда что делать Америке, не желающей терять "мировое лидерство"? То, что она и делает. Пытается разорвать эту связь с Китаем, но осторожно и постепенно. Китай почти монополизировал производство солнечных батарей, которые продаются и в США? Дональд Трамп обкладывает эту статью импорта высоким налогом, и ничего, что какая-нибудь Малайзия тоже от этого страдает (и она производит такие батареи). И ничего, что изначально речь шла об американских же инвестициях в Азию: пусть соотечественники возвращают производства в США и "делают Америку снова великой". А авианосцы тут уже не помогут.

Эсминец ВМС США Джон Маккейн после столкновения с торговым судном. 21 августа 2017
Почему эсминцы ВМС США идут на таран

Соответственно, никакой экономической зависимости Европы от России (да и от Китая) тоже не должно быть. А раз так, то наши газопроводы в Европу — антиамериканские.

Вот вам и вся модель современной мировой политики. Ставка огромна. Если США проиграют, то — возвращаясь к Азии и цитируя все того же австралийца — американцы в Азии будут в той же позиции, что европейцы, у которых в регионе громадные деловые интересы, но никакого "стратегического присутствия". А ведь в этой ситуации правила игры будут вырабатывать не только американцы, но все те же китайцы, и еще много других стран…

Нет, такой мир Америке не нужен.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала
На Украине рассказали об операции Нидерландов по вывозу Цемаха из ДонбассаКандидат в президенты Франции заявил о желании вывести страну из НАТОВ США предложили стянуть большую армию к границам России для войныВ Дептрансе прокомментировали инцидент на оранжевой ветке в метро МосквыВ Эстонии заподозрили два случая заражения омикрон-штаммом коронавирусаВ Дагестане рассказали о водителе, "прокатившем" полицейского на капотеРодители ученика, стрелявшего в США, посещали школу утром до инцидентаВ Киеве призвали "англосаксонских союзников" на юг и восток страныЗакон о Красном кресте в России должен получить правовую базу, заявил ПутинВ ЛНР заявили об украинских снайперах на линии соприкосновения в ДонбассеПутин призвал деполитизировать ситуацию на границе Белоруссии и ПольшиПутин заявил, что польские пограничники добавляют в воду гербицидыНа оранжевой ветке московского метро человек оказался на рельсахПутин надеется, что ситуация на польской границе нормализуется Путин заявил об отсутствии миграционных потоков в Евросоюз через РоссиюПутин: привитые "Спутником V" должны без преград перемещаться по мируПутин оценил действия белорусских властей для решения миграционного кризисаПутин заявил об эффективности "Спутника V"Российский "Красный Крест" будет достойно следовать мандату, уверен Путин"Спутник V" должен как можно быстрее получить сертификат ВОЗ, заявил Путин