Рейтинг@Mail.ru
Загадка якутского режиссера: как учитель покорил мировые кинофорумы - РИА Новости, 14.02.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Загадка якутского режиссера: как учитель покорил мировые кинофорумы

© Фото : предоставлено пресс-службой фестиваля "Движение"/ Геннадий АвраменкоРежиссер Дмитрий Давыдов на фестивале "Движение". Архивное фото
Режиссер Дмитрий Давыдов на фестивале Движение. Архивное фото
Читать ria.ru в
Дзен

ТРОМСЁ (Норвегия), 24 янв — РИА Новости, Анастасия Яконюк. Феномен режиссера-дебютанта Дмитрия Давыдова впору изучать в кинематографических институтах: учитель начальных классов из якутского улуса влез в долги, написал сценарий и за 15 дней снял фильм, который провалился в прокате, но собирает полные залы на крупнейших европейских и азиатских кинофестивалях.

От Азии до Европы 

В конце января дебютную картину Давыдова "Костер на ветру" увидели зрители международного кинофестиваля в норвежском городе Тромсё (TIFF). Здесь уже 28 лет собираются киногурманы, которые ценят качественные фильмы, привыкли к "свежей продукции" и голосуют кошельком за лучшие новинки мирового кинематографа.

Кадры из фильма Мой убийца, реж. Костас Марсан
Триллер "Мой убийца": якутское кино как российский Голливуд
Директор фестиваля Марта Отте лично отсматривает и отбирает лучшие ленты на мировых фестивалях. Картину Давыдова она присмотрела на азиатском "Оскаре" — кинофестивале в Пуссане. Кроме того, был еще приз за лучшую драму на канадском смотре ImagineNATIVE. С 2016 года фильм показали на кинофестивалях не только в России, Южной Корее и Канаде, но и в Новой Зеландии, Австралии, Германии, Латвии, Финляндии, Казахстане.

"Фильм просто чудесный, это такая маленькая трогательная история. Там все прекрасно — пейзажи, уклад жизни, то, как люди живут в этих обстоятельствах. Это очень профессиональная работа", — говорит Отте. По ее мнению, главное достоинство таких картин — это умение режиссера, рассказывая о судьбах героев, показать каждому зрителю его самого.

"Такие истории универсальны, они рассказывают о проблемах, которые знакомы всем. Если рассказчик затрагивает чувства зрителей, — это самое главное. Но когда режиссер говорит о том, что хочет заработать деньги на своей истории, все может разрушиться", — добавляет директор фестиваля.

© Фото : предоставлено пресс-службой фестиваля "Движение"/ Геннадий АвраменкоРежиссер Дмитрий Давыдов на фестивале "Движение"
Режиссер Дмитрий Давыдов на фестивале Движение

Начальная школа для режиссера

Кадр из фильма Прокофьев: время в пути
"Подвыпившие" гобоисты и музыка Прокофьева: фильм о композиторе в прокате
Дмитрий живет в якутском селе Амга. Он вспоминает, что еще в детстве любил писать рассказы, но о том, что хобби перейдет на профессиональный уровень, не задумывался. Выбор профессии, как ни странно, определило само кино — в старших классах будущий режиссер, размышляя о жизненном пути, посмотрел фильм "Усатый нянь" и решил, что образ главного героя ему подходит.

"Мне захотелось работать с маленькими детьми, быть воспитателем в детском саду. Но потом подумал, что бородатый мужчина в детсаду — это как-то не очень. Я выбрал профессию учителя начальных классов, отучился и приехал обратно в деревню. Работал на разных должностях — психологом, завучем, директором, уходил из школы и возвращался в нее. Сейчас я просто учитель", — рассказывает Давыдов.

Несколько лет назад он со своими учениками задумал снимать небольшие видеоролики. Показывали их в школе в воспитательных целях. Именно тогда Дмитрий начал писать сценарии, разбираться в тонкостях видеосъемки и монтажа. Постепенно идея создания фильма захватила настолько, что он за месяц написал сценарий, в целях финансирования взял банковский кредит, а на главные роли позвал односельчан.

Отсутствие опыта не смущало. "Мы делали картину в 2014 году. А в те годы в Якутии был настоящий бум кино. Я посмотрел, как люди снимают, — без образования, без денег. И решил: почему бы не попробовать самому?" — вспоминает Дмитрий.

Кино о трех простых вещах  

Кадр из фильма Коллектор
Как снять свой фильм с Константином Хабенским
История, которая легла в основу фильма, могла произойти в любом месте. Молодой человек спьяну совершил убийство: собравшись в магазин за водкой, он дал задний ход на тракторе и переехал собутыльника. Виновного арестовали, но в тюрьме он свел счеты с жизнью. Главным героем становится отец невольного убийцы, который пытается загладить его вину перед пожилыми родителями погибшего. Заполняя пустоту в доме и в душе, он решает приютить беспризорного мальчика.

"Если по-простому объяснить, я хотел рассказать о трех простых вещах — справедливости, чести и совести, а также о жизненных ориентирах. Я сам все это видел, у меня главный герой — старик. Было интересно показать и рассказать о стариках, у которых остались такие понятия. Временами мы об этом забываем. Главное — в любой ситуации оставаться человеком. И неважно, что произошло", — рассуждает режиссер.

Все герои картины говорят по-якутски. Сознательно выбрав язык коренного народа, Дмитрий отдавал себе отчет в том, что это может стать препятствием на пути к массовому зрителю, поскольку привычки читать субтитры на экране у российской киноаудитории нет.

Кадр из фильма Мой убийца
Якутия поддержала выдвижение фильма "Мой убийца" на премию "Золотой глобус"
"Я думал, что лучше бы снять на русском языке, чтобы выйти в российский прокат. Знающие люди говорили, что сложно прокатывать на других языках. Но у меня актеры якутские. Было бы смешно, если бы они с акцентом говорили. Кроме того, якутская речь интересна своей размеренностью — в деревне жизнь такая же неспешная", — объясняет режиссер, который сам не говорит по-якутски, но понимает язык земляков.

Дмитрий признается, что в фильме есть моменты, которые лучше всего поймут сами якуты: они связаны с их укладом жизни и верой. "У меня главный герой — старик, который потерял жену и сына. Он остался один, у него стоит икона, он приходит к ней и молится своему богу, якутскому. Мы верим в огонь, природу, животных", — говорит режиссер.

© Фото : предоставлено пресс-службой фестиваля "Движение"/ Геннадий АвраменкоРежиссеры Дмитрий Давыдов и Аня Крайс на фестивале "Движение"
Режиссеры Дмитрий Давыдов и Аня Крайс на фестивале Движение

Послание зрителю 

Актер Егор Корешков на фестивале Движение
Зачем Омску кинофестиваль?
Крупные кинокритики, разбирая картину Давыдова по полочкам, находили в его манере снимать отголоски творчества Достоевского, Тарковского, Германа, искали скрытые смыслы там, куда, по словам самого дебютанта, их никто не закладывал. Сегодня он и сам удивляется, когда узнает, что его кино, оказывается, содержит зашифрованные символы и понятный одним только профессионалам подтекст.

"В начале фильма показано, как якуты обрабатывают лед: достают, топят и пьют. Заканчивается же он костром. Получились вроде бы лед и пламя, но я так не задумывал, само вышло", — улыбается Давыдов.

При этом, побывав со своей картиной на крупнейших фестивалях, он понимает, что зрители по всему миру видят в ней именно то, что в нее заложено: историю о порядочности и чести, о вечных ценностях, которые сегодня на вес золота.

"Я рассказал о тех вещах, о которых хотел рассказать, и остался верен своим идеям. Если получится снять второй фильм, он тоже будет о чести и совести. Всегда лучше говорить о людях хороших, а не о плохих. У меня отец был как главный герой — справедливый, верил в то, что жить надо честно", — рассуждает режиссер.

Идея дороже всего

Задумывая съемки, Давыдов мечтал об одном — выйти в якутский прокат. На съемки взял кредит, но провал в прокате отсрочил выплату долга, который он возвращает до сих пор. Но Дмитрий ни о чем не жалеет, мечтает о второй картине, сюжет которой уже придумал.

"Если говорить коротко, она будет о человеческих отношениях. Первый фильм — об отце и детях, во втором главными героями станут больная мать и взрослый сын, которому придется принимать решение: либо остаться с матерью, либо уйти в свою семью. Это будет сложная драматическая картина", — обещает триумфатор международных фестивалей из якутской глубинки.

Он не кривит душой, когда говорит, что не готов променять верность идее на высокие сборы в кинотеатрах. "Многим молодым людям было просто скучно смотреть, потому что мой фильм спокойный, медленный — о судьбе. Там надо думать, а зрители любят комедии, экшн", — сетует режиссер.

Но какой бы ни была мечта, на одном энтузиазме картину не снимешь. Кинопроизводство — процесс дорогостоящий, хотя по кинематографическим меркам бюджет "Костра на ветру" в один миллион рублей — сумма фантастически маленькая, никакой Спилберг не справится. Сегодня Якутия переживает кинематографический бум, говорит Дмитрий, правда, бум — это только идеи, клондайк для кинематографистов в республике еще не открыли. Поддержка властей есть, но суммы небольшие.

Церемония закрытия фестиваля Движение
Якутский фильм "Костер на ветру" стал триумфатором фестиваля "Движение"
"Если в год снимается 20 проектов, то каждый может рассчитывать на 50-100 тысяч рублей поддержки, но это еще не факт. Поэтому процентов 90 всех фильмов снимают энтузиасты на свои средства — могут взять кредит или одолжить", — поясняет Дмитрий.

Пока же с очередного международного кинофестиваля сельский учитель увозит яркие эмоции от зрительского признания и торопится домой — в разгар учебного года приходится брать отпуска и отгулы, а школьная программа не ждет. Ученикам Дмитрия Давыдова повезло — он лучше многих других может рассказать им о честности, справедливости и порядочности, о том, что если костер жизненной силы горит, никакие ветра обстоятельств его не погасят, а раздуют с новой силой.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала