МОСКВА, 10 ноя — РИА Новости. Шопинг повышает уровень гормонов и действительно позволяет человеку почувствовать себя счастливым, но любовь к покупкам стоит сдерживать, чтобы она не превратилась в патологическую страсть, советуют психологи.
Необычный праздник — Всемирный день шопинга, аналог знаменитой Черной пятницы — отмечается 11 ноября. В преддверии этого праздника эксперты рассказали РИА Новости, как сделать так, чтобы любовь к покупкам не переросла в болезнь.
Почувствовать себя счастливым
При этом, отметил собеседник агентства, не все любители пройтись по магазинам рискуют заработать зависимость — для того чтобы стать шопоголиком, нужен определенный тип характера.
"В основном это люди, у которых преобладают истерические черты характера, и это несомненный факт", — сказал Файнзильберг.
Кандидат психологических наук, психолог Ольга Маховская также отмечает, что совершение покупок может принести человеку положительные эмоции. "Шопинг — своего рода аттракцион, это тоже развлечение, в основе такого аттракциона лежит инстинкт новизны, и этот инстинкт эксплуатируется, конечно, магазинами", — сказала она.
При этом Маховская считает, что в самом шопинге нет ничего страшного, если человек относится к нему разумно. "Если люди контролируют траты, рационально относятся к покупкам, расстраиваются, если купили что-то лишнее, — это серьезный предохранитель от шопоголизма", — заявила эксперт.
Вовремя остановиться
Как отмечает Файнзильберг, между обычным шопингом и патологической страстью к нему есть грань, которая формируется, когда покупки заслоняют всю остальную жизнь, становятся основой существования, а контроль над тратами исчезает.
"Тогда, когда страсть к покупкам заслоняет полностью горизонт человека и он больше ничем не занимается", — пояснил психолог.
Он сравнил это с зависимостью от наркотика. "То же самое происходит с наркоманом, когда страсть к употреблению какого-либо вещества, дающая ему наркотический эффект, заслоняет всю остальную жизнь и его существование направлено уже только на добычу средств к покупке этих препаратов, а в данном случае — к совершению покупок", — заметил эксперт. Поэтому, считает он, провести такую грань довольно сложно: это требует какого-то времени для наблюдения за пациентом.
По словам Маховской, есть несколько объективных показателей того, что любовь к шопингу переросла в зависимость: когда покупки перекрывают возможности бюджета, время, проведенное в магазинах, увеличивается, а в доме появляются вещи, которыми не пользуются. "Если вещью не пользуешься год, то ее надо выбрасывать, отдавать", — посоветовала она.
В группе риска, отмечает психолог, находятся прежде всего люди со средствами и излишком свободного времени, а также дети состоятельных родителей.
"Единственное время, когда шопинг кажется оправданным, — это декабрь, ведь все готовят друг другу новогодние подарки. Тут совсем другая мотивация: погоня за радостями для другого человека", — добавила Маховская.