Ирина Алкснис, для РИА Новости
Когда заходит речь о позднесоветском периоде истории, современный взгляд на те реалии во многом совпадает с мнением живших тогда людей.
Но есть в этом списке и исключения.
Был в Советском Союзе феномен, который к концу его жизни воспринимался обществом весьма равнодушно, а местами даже с некоторым внутренним раздражением — как часть навязчивой и мертвой к тому времени идеологической пропаганды. Речь идет о том, что советские СМИ регулярно и браво рапортовали об очередных трудовых подвигах советского же народа — о рекордных удоях, запущенных заводах, досрочно выполненных пятилетних планах и достижениях строек коммунизма.
Репортажи с производств, колхозных полей или из тайги, где прокладывалась Байкало-Амурская магистраль, были привычным — и в глазах большинства довольно унылым — информационным шумом, сопровождавшим обыденную жизнь советских граждан.
Однако крайне незначительное присутствие темы достижений отечественного производства в современных российских СМИ обернулось еще одним важным феноменом, который подтвердил давнее наблюдение: то, о чем не пишут газеты/не показывает телевизор, не существует.
На дворе уже давно не 1997-й и даже не 2007-й, а весьма существенная часть отечественного общества продолжает пребывать в убеждении, что они живут в стране гибнущей промышленности и инфраструктурной деградации.
Едва ли не единственной масштабной программой, о которой знают все, является строительство Крымского моста. Недавние подъемы арок освещались самым подробным образом всеми СМИ. Однако даже относительно моста можно услышать жалобы от крымчан, что федеральные массмедиа очень мало уделяют внимания его строительству. А ведь это касается возведения объекта с феноменально активной пиар-службой и вниманием к нему всей страны.
Что же говорить о не столь громких, хотя ничуть не менее масштабных идеях.
На днях практически незамеченной прошла новость о том, что "Газпром" с опережением графика построил более половины первого отрезка газопровода "Сила Сибири" — более 1095 километров, или 50,7 процента от общей протяженности его первоочередного участка от Чаяндинского месторождения до Благовещенска.
Можно порадоваться хотя бы тому, что российское общество осознало собственные успехи в сельском хозяйстве и прекратили свое существование еще совсем недавно бывшие популярными мифы (уже достаточно давно не соответствующие действительности), что у нас нет ни своего зерна, ни мяса, ни овощей. Теперь бы еще привыкнуть к тому, что Россия не только развивает и реконструирует старые, но и строит новые порты (у Сабетты тут очень неплохая компания — Приморск, Усть-Луга) и аэропорты (на днях получил разрешение на введение в эксплуатацию новый аэропорт Ростова-на-Дону Платов).
Может быть, все-таки стоит позаимствовать советский опыт и рассказывать о достижениях народного хозяйства и "великих стройках капитализма" в России в ежедневном режиме в телевизионный прайм-тайм и на первых страницах изданий?
Ведь нам действительно есть чем гордиться.