ВЛАДИВОСТОК, 1 июн – РИА Новости. "Территория Дальнего Востока" в четверг утром открывается на площадке Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ), также в рамках форума пройдет панельная сессия "Дальний Восток России — строительство новой экономики".
Петербургский международный экономический форум, ставший ведущей мировой площадкой для общения деловых кругов и обсуждения ключевых экономических вопросов, в этом году проходит в северной столице 1-3 июня. МИА "Россия сегодня" выступает информационным партнером форума.
Зона "Территория Дальнего Востока" начнет работу 1 июня в 09.15 мск в КВЦ "Экспофорум". Откроет ее глава Минвостокразвития Александр Галушка и главы регионов ДФО. В течение трех дней здесь будут проходить встречи с потенциальными инвесторами, а гости смогут подать заявку на получение участка земли в рамках закона о "дальневосточном гектаре". Здесь также можно будет узнать об инвестиционном потенциале региона и попробовать тихоокеанские уловы и дикоросы дальневосточной тайги.
Кроме того, гости форума смогут познакомиться с краснокнижным амурским тигром, обитающим на Дальнем Востоке. Центр "Амурский тигр" откроет панорамную видеоэкспозицию, благодаря которой любой желающий, надев очки виртуальной реальности, перенесется в ареал обитания тигра и сможет пережить уникальный опыт общения с самой крупной кошкой на Земле.
В 11.00 в Конгресс-центре стартует панельная сессия "Дальний Восток России — строительство новой экономики", в которой примут участие глава Минвостокразвития Александр Галушка, губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт, вице-спикер Госдумы Ирина Яровая, председатель правления ФСК ЕЭС Андрей Муров, генеральный директор и основной акционер "Соллерс" Вадим Швецов. Участники сессии обсудят новаторские решения для формирования новой экономики на Дальнем Востоке и способы обеспечения международной конкурентоспособности региона. Кроме того, на повестке сессии — оценки экономических условий в ДФО, обсуждение новых проектов, которые могут обеспечить развитие восточных территорий страны, и другие темы.
Сейчас правительство России уделяет серьезное внимание вопросам развития Дальнего Востока. Созданы ТОР, Свободный порт Владивосток, запущены новые механизмы поддержки инвестиционных проектов, выдаются "дальневосточные гектары". Менее чем за два года на Дальнем Востоке инициировано более 600 новых частных инвестиционных проектов с объемом инвестиций 35 миллиардов долларов США.
По информации опрошенных РИА Новости экспертов и представителей властей ДФО, сегодня с помощью новых механизмов развития регион выходит на новый уровень конкурентоспособности на рынке АТР. И возможно, что вскоре спросом на международном рынке будут пользоваться не только традиционные углеводороды, лес и рыба, но и услуги в сфере транспортной логистики, освоения космоса и высоких технологий. Кроме того, Дальний Восток может стать интеграционным началом для АТР в области культуры.
Целевая модель
Заместитель министра по развитию Дальнего Востока Александр Крутиков отмечает, что при оценке конкурентоспособности Дальнего Востока важно подходить с позиции инвесторов.
"Мы проанализировали опыт наших соседей – Китая, Японии, Южной Кореи, стран АСЕАН, США, Канады — и составили для себя целевую модель. Во многом она реализована сегодня в ТОР. Наверное, это во многом определило успех, почему иностранные инвесторы пошли на Дальний Восток, который всегда рассматривался как территория рискованного инвестирования", — сказал Крутиков.
По его словам, условия бизнеса и инвестирования меняются и важно внедрять лучшие практики и опережать конкурентов. В том числе "в копилку" идет и решение о снижении энерготарифов в ДФО. Совместно с Минэкономразвития Министерство РФ по развитию Дальнего Востока работает и над особым режимом контрольно-надзорной деятельности, который минимизирует факторы риска, связанные с деятельностью контролирующих органов.
Окно возможностей
По словам директора Дальневосточного центра экономики развития и интеграции России в АТР ДВФУ Александра Абрамова, у региона хорошие перспективы в транспортной логистике.
"Если удастся привязать Новый Шелковый путь к международным транспортным коридорам "Приморье-1" и "Приморье-2" и обеспечить соответствующую грузовую базу, открываются широкие возможности. Кроме того, растет оборот и в портовой логистике. Есть заделы в области запуска космических аппаратов и авиационной промышленности", — перечислил эксперт.
Он отметил, что остров Русский может стать инкубатором высокотехнологичной продукции. "Что касается конкурентоспособности в сфере рабочей силы, ее стоимость в Китае сейчас возрастает. То же самое и в Корее, и в Японии. В этой связи у Дальнего Востока возникает окно возможностей", — сказал Абрамов.
Конкурентоспособность за счет цены и качества
Первый заместитель председателя правительства Хабаровского края по вопросам инвестиций и приоритетных проектов Юрий Чайка считает, что дальневосточные товары могут стать конкурентоспособными на рынках АТР за счет соотношения цены и качества. Продукция, произведенная на площадках ТОР в Хабаровском крае, уже пользуется спросом за рубежом.
"В ТОР "Хабаровск" работает компания "Техниколь ДВ", выпускает каменную вату и теплоизоляционные материалы, поставки в Китай уже идут. На этой же площадке компания "Энергоимпульс" производит электрооборудование, которое стоит дешевле, чем на азиатских рынках. На площадке "Амурск" в ТОР "Комсомольск" занимается деревопереработкой компания РФП Групп". Продукция идет в Китай и Японию", — сказал Чайка.
Еще один проект, продукция которого будет востребована в АТР, – строительство целлюлозно-бумажного комбината в Амурске. Реализовать его планирует китайская компания China Paper Corporation совместно "РФП Групп", вложив более 1 миллиарда долларов. Перспективы занять ниши на рынках Азии есть у экологически чистых овощей японской компании JGC Evergreen, которая построила теплицы в ТОР "Хабаровск"; производителей продукции для авиастроения из ТОР "Комсомольск"; рыбоперерабатывающих предприятий в создаваемом ТОР "Николаевск". Хабаровский аэропорт после модернизации мог бы экспортировать услуги и взять на себя часть трафика АТР.
По словам Чайки, развитие производства в регионе дает существенный бонус для России — решает вопросы импортозамещения и делает экономику менее зависимой от товаров из-за рубежа.
От торговли — к инвестициям
Амурская область уже сегодня поставляет в Китай соевое масло, муку, мед, сахар, молочную продукцию. КНР — ведущий партнер региона во внешней торговле. Конкурентоспособность товаров из Приамурья обеспечивает географическое положение и удобная логистика — Благовещенск и Хэйхэ провинции Хэйлунцзян разделяет только река Амур. В 2019 году должен быть введен в эксплуатацию мост Благовещенск-Хэйхэ через реку.
"На международном "АмурЭкспоФоруме" в конце мая мы презентовали наш новый институт — агентство по инвестиционному развитию, которое будет вести китайских и российских инвесторов от идеи до реализации проекта. От торговли мы переходим к инвестиционному сотрудничеству, которое тем более должно наладиться после открытия моста", — рассказала первый председатель правительства Приамурья Марина Дедюшко.
По словам представителя агентства Дальнего Востока по привлечению и поддержке экспорта Георгия Фотина, у региона есть существенные запасы золота, угля, железной руды, никеля совокупной стоимостью свыше 319 миллиардов долларов, а близость к крупнейшим потребителям из КНР является безусловным преимуществом.
Потенциал Камчатки увеличат порты
Камчатка может увеличить свою привлекательность для стран АТР за счет развития портов, заявил министр экономического развития и торговли Камчатки Дмитрий Коростелев.
"Расширяются возможности аэропорта краевой столицы, проводится модернизация морского порта, находится в реализации проект по созданию альтернативного грузового терминала "Сероглазка". Эти меры позволят увеличить транспортно-логистический потенциал Камчатки в АТР, а также положительно скажутся на развитии туротрасли края", — отметил Коростелев.
Вместе с тем он пояснил, что повышению конкурентоспособности региона препятствует "утяжеление" затрат предприятий за счет высоких энерготарифов, транспортных расходов и включения в них северных льгот жителей региона. Для снижения энерготарифов власти используют бюджетное субсидирование.
СПГ как показатель конкурентоспособности
Конкурентоспособность Сахалина в масштабах АТР, в первую очередь, базируется на местных углеводородах и водно-биологических ресурсах.
"С точки зрения российских регионов, в основном источником сырья для стран АТР по сжиженному природному газу является только Сахалин, где расположен единственный в России завод СПГ. Треть всех морских уловов России даёт наш регион. Сейчас правительство области решает важнейшую задачу, чтобы помимо углеводородов и ВБР у нас появились и другие товарные позиции, которые могли бы быть конкурентоспособными", — рассказал заместитель министра экономического развития региона Сергей Карпенко.
По его словам, область заинтересована в расширении угольной промышленности. Проекты в этой сфере в основном ориентированы на страны АТР. Спрос на уголь есть, а из-за короткого транспортного плеча он конкурентоспособен. Сахалин сейчас экспортирует уголь в Японию, Китай, Южную Корею и Индонезию.
Карпенко отметил, что реализуемые проекты в сельском хозяйстве имеют очень хороший потенциал для развития экспорта в страны АТР, это касается продукции переработки молока, включая мороженое, а также мяса птицы, крупного рогатого скота и свинины. "Лет через пять мы будем чётко говорить о том, что Сахалин в АТР представлен углеводородами, водно-биологическими ресурсами, туризмом и сельским хозяйством", — заявил он.
Уникальная Колыма
В вопросах конкурентоспособности Колыма – один из лидеров РФ по добыче золота — имеет достаточно высокий рейтинг инвестиционной привлекательности.
"Это достигнуто при помощи нескольких механизмов. Во-первых, действующего на нашей территории режима Особой экономической зоны (ОЭЗ). Он дает ряд преференций и налоговых послаблений бизнесу на Колыме. Это также делает регион привлекательным для инвесторов", — сообщил РИА Новости председатель магаданской областной думы Сергей Абрамов.
Нужны новые отрасли
Но не все эксперты настроены оптимистично в данном вопросе. По словам ведущего научного сотрудника Тихоокеанского института географии ДВО РАН, кандидата экономических наук Юрия Авдеева, на сегодня нет таких отраслей, в которых Дальний Восток был бы конкурентоспособен.
"Что бы мы ни делали здесь, издержки окажутся выше, чем у соседей – по энергетике, по трудовым ресурсам и так далее. Нужно искать другие виды деятельности, я вижу три таких направления. Первое, где мы можем оказаться востребованными, это освоение космоса, что подтверждает создание космодрома Восточный. Здесь нужно развивать и машиностроение, и обучение кадров. Эту отрасль стоит развивать на Дальнем Востоке, потому что в окружении — космодромы, также обсуждается программа запуска с экваториальной части Тихого океана ("Морской старт" — ред.)", — сказал он.
По мнению эксперта, второе направление, где ДФО мог бы стать лидером, – это морехозяйственная деятельность. На Дальнем Востоке есть глубокие исследования в области робототехники, морской культуры. Перспективно энергетическое освоение моря – в районе Шантарских островов есть возможность строительства крупнейшей в мире приливно-отливной электростанции.
Авдеев отметил, что третье направление заключается в том, что Дальний Восток мог бы стать интеграционным началом для АТР в области культуры, предложив для этого площадку Восточного экономического форума (ВЭФ), который пройдет во Владивостоке 6-7 сентября.
"Дальний Восток мог бы стать интеграционным началом для АТР в области культуры. Ни одна из азиатских культур не может им стать – слишком много разногласий между культурами Японии, Китая, Кореи, они все очень разные. А русская культура может: это и музеи, и театры, и культура общения. Это могло бы объединить страны", — сказал он.
"Торговля – это, конечно, объединяющее начало, но она и порождает противоречия и конфликты. Избежать этого можно, если все действия будут направлены на интеграционное взаимодействие. И площадка ВЭФ, например, могла бы стать началом – можно создать соответствующую декларацию для стран АТР. Если поставить цель и если мы будем к ней двигаться, то это может создать новый миропорядок", — добавил Авдеев.