"Русские Сезоны", в рамках которых будет показан фильм Андрея Кончаловского "Рай", откроются в Японии в Токио 4 июня. О реакции зрителей страны восходящего солнца, японском кинематографе и самодостаточности корреспондент РИА Новости поговорила с режиссером.
— Ваш фильм "Рай", удостоенный многочисленных наград в России и за рубежом, будет представлен в рамках "Русских Сезонов" в Японии. Насколько, по вашему мнению, картина будет понятна и интересна японскому зрителю?
— Думаю, что понятна, как и европейским зрителям, а что касается восприятия, мне и самому это интересно.
— Ваши фильмы уже показывали в Японии?
— Я не слежу за этим, "Поезд-беглец" и "Первый учитель" точно показывали, возможно, мои американские картины.
— Вы как-то говорили, что вместе с Андреем Тарковским изучали японский кинематограф и черпали вдохновение в фильмах Акиры Куросавы, а современный японский кинематограф вам интересен?
— Я сейчас мало смотрю кино, только те картины, которые сделали меня режиссером. Я пересматриваю классиков, а современное кино — любое, российское или японское, — я смотрю только, когда фильмы себя уже зарекомендовали, минимум через пять лет после их выхода.
— Вам было бы интересно сотрудничать с японскими режиссерами, может быть, снять совместный проект?
— Я делал фильм по сценарию Куросавы, ощущаю восторг от японской культуры, цельности этой нации. Но режиссеры должны быть самодостаточными, у каждого свой мир. И я вряд ли смог бы снимать кино с японскими артистами — это совсем другая культура, которая нам вряд ли доступна.
— Сейчас вы готовитесь к съемкам фильма о Микеланджело, исполнитель главной роли уже найден?
— Нет, пока идет кастинг, съемки фильма начнутся в Италии в начале сентября.
— Ваша театральная чеховская трилогия с огромным интересом была встречена в России. Планируете ли показать ее в ближайшее время за рубежом?
— Я всегда думаю о гастролях театра, может быть, на следующий год мы поедем в Италию, но сейчас я ничего не планирую, я занят новым проектом и целиком ухожу в картину.
— Что вы думаете по поводу скандала вокруг "Гоголь-центра"? Ваши коллеги-кинематографисты подписали письмо в защиту Серебренникова, вам не предлагали его подписать?
— Нет, я не подписывал и не подписываю писем в принципе. Если там есть какие-то финансовые нарушения, а будем надеяться, что их нет, то это не имеет никакого отношения к искусству. Искусство и деньги — это разные вещи. Следователи перед эстетикой бессильны.