МОСКВА, 22 мая — РИА Новости, Наталья Дембинская. Россия и Турция поставили точку в длившемся больше года торговом противостоянии, закрепив его окончание документально. Вице-премьеры двух cтран, Аркадий Дворкович и Мехмет Шимшек, 22 мая в Стамбуле подписали совместное заявление о взаимном снятии ограничений в торговле.
Восстановить отношения, испортившиеся из-за сбитого турецким истребителем российского бомбардировщика Су-24, президенты двух государств Владимир Путин и Реджеп Эрдоган договорились 3 мая. Уже на следующий день Турция отменила ограничения на импорт российской пшеницы и снова внесла Россию в список стран — беспошлинных импортеров сельхозпродукции. Размер ввозной таможенной пошлины на пшеницу и кукурузу составлял 130%, рис — 45%, бобовые — 9,7%.
Россия, со своей стороны, разрешила поставки турецких овощей и фруктов, отменила ограничения на работу для турецких строителей, дала понять, что не будет запрещать чартеры в Турцию.
По подсчетам РАНХиГС, суммарные потери обеих сторон за время действия санкций оказались внушительными — 1,7 миллиарда долларов потеряла Турция, а Россия — около 1,5 миллиарда долларов, и это только из-за пошлин, введенных на поставки в Турцию российского зерна.
Не потеряли, а недополучили
В Российском зерновом союзе, впрочем, озвученную экспертами цифру назвали завышенной, не согласившись с самим определением "потери", ведь о прекращении экспорта речи не шло.
По итогам 2016 года Турция — второй крупнейший импортер российской пшеницы. Больше закупал только Египет.
По данным Федеральной таможенной службы, в прошлом году российские производители поставили в Турцию 4,7 миллиона тонн зерна, в том числе 2,6 миллиона тонн пшеницы.
"Мы не потеряли, а недополучили часть возможной прибыли при операциях на этом рынке", — считает Александр Корбут, вице-президент Российского зернового союза. Он указывает и на то, что период был слишком краткосрочным, поэтому говорить о его существенном влиянии на российских экспортеров не вполне корректно.
Сколько отгрузим
В отрасли указывают на то, что сейчас сезон практически закончен и вопрос, который стоит сейчас: как и сколько будем грузить на будущий год.
"Если все идет так, как идет, этот вопрос будет решен достаточно быстро и успешно. Появляется четкая и ясная прозрачность возможных последствий для развития экспорта", — говорит Корбут.
Есть ли предпосылки к увеличению объемов экспорта пшеницы в Турцию? В Российском зерном союзе подтверждают: потенциал для того, чтобы экспортировать весьма существенные объемы, имеется.
"На следующий сезон они будут не ниже, чем в прошлые годы, — в районе трех миллионов тонн, при том что Турция в среднем импортирует около четырех миллионов тонн пшеницы в год", — прогнозирует Корбут.
Помидоры отложили в ящик
Если российское зерно теперь польется рекой на турецкий рынок, то турецким помидорам на российскую территорию пока вход воспрещен.
До введения эмбарго 43% всех помидоров, поступавших на российский рынок, были турецкими. Пока запрет на их поставки остается в силе — его отменят лишь после того, как российские производители окупят инвестиции, сделанные в связи с закрытием рынка.
На днях в Минсельхозе участники рынка обсуждают возможные варианты снятия томатного эмбарго, рассказали в Национальном союзе производителей овощей. Но российские игроки пока не слишком-то готовы к тому, чтобы вновь пускать на рынок турецких конкурентов. Ограничения они предлагают снять лишь частично — с июня по октябрь. В это же время в России собирают собственный урожай помидоров открытого грунта, и турецкие помидоры, по сути, окажутся никому не нужны.