Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Бог любит науку: в чем смысл изучения астрономии в школе

Анатолий Вассерман, для РИА Новости

Министр образования и науки Ольга Васильева на днях объявила о возвращении в школьный курс на правах отдельного предмета астрономии (и выделении его, соответственно, из курса физики) уже со следующего учебного года.

Согласно поправкам к образовательному стандарту, разработанным министерством, на базовом уровне школьники должны иметь представление об эволюции Вселенной, основных астрономических терминах и устройстве Солнечной системы. На глубинном же уровне дети должны из уроков астрономии понять, как открытые на Земле физические законы связаны с явлениями, наблюдаемыми нами в космосе.

…Кант писал, что его более всего на свете потрясают две вещи: звездное небо над нами и нравственный закон вокруг нас.

Министр образования и науки Российской Федерации Ольга Васильева. Архивное фото
Олимпиаду по астрономии хотят провести в России в 2022 году
Насколько я могу судить, это вещи действительно взаимосвязанные, хотя объяснить, как именно, — довольно трудно. Сейчас, когда астрономию решено вернуть в школьный курс в качестве самостоятельного учебного предмета, я не берусь гадать, почему Кант прав, — скажу только, что на меня звездное небо производит ничуть не меньшее впечатление, чем нравственный закон. И очень надеюсь, что возвращение звездного неба в школьный курс в какой-то мере поспособствует и укреплению нравственного закона, который очень долго провозглашали ненужным те же деятели, которые и звездное небо вычеркнули из программы.

Ну а объективная причина возвращения этого элемента программы вполне очевидна: оказалось, что люди, незнакомые с астрономией, не могут решать и многие вполне прикладные задачи.

Помнится, в "Обитаемом острове" Стругацких был, помимо прочего, и такой штрих: жители планеты Саракш полагали, что обитают на внутренней поверхности сферического мира (такое впечатление создалось у них из-за оптических особенностей атмосферы), но оказались вынуждены создать модель вселенной, совершенно не соответствующей их собственным наблюдениям просто потому, что только такая система позволяла правильно рассчитывать вполне прикладную вещь — траектории баллистических ракет.

Московский планетарий. Архивное фото
Московский планетарий впервые запустил курсы астрономии для взрослых
У нас случилось в жизни нечто подобное этой фантастике. Оказалось, что ракеты мы действительно не можем строить, не понимая законов, руководящих мирозданием в целом, и не представляя себе, что над нами движется звездное небо.

Вообще, это проявление концепции, которая во времена моей молодости и моей учебы называлась "целостной картиной мира". Целостная картина мира — это прежде всего представление о том, что все наблюдаемое нами многообразие явлений и процессов есть следствие взаимодействия сравнительно небольшого числа закономерностей. Причем каждую из этих закономерностей понять довольно легко и просто. И когда мы добиваемся понимания этих закономерностей — нам становится несравненно легче решать даже прикладные задачи. Нам становится легче понимать каждый наш собственный шаг и так далее.

© РИА Новости / Владимир Астапкович / Перейти в фотобанкОльга Васильева выступает на расширенном заседании Коллегии министерства образования и науки РФОльга Васильева выступает на расширенном заседании Коллегии министерства образования и науки РФ

Сопредседатель Зиновьевского клуба МИА Россия сегодня Ольга Зиновьева
"Курчатник" плюс "Зиновейник": как преодолеть разрыв между науками
Имея целостную картину мира, проще решать любую конкретную задачу, чем справляться с нею с нуля. И вот оказывается, что астрономия — это одна из частей целостной картины мира, довольно легко преподаваемая и понимаемая, в то же время способная колоссально облегчить построение и понимание других частей науки.

Вообще, преподавание целостной картины мира — дело чрезвычайно выгодное, потому что если знаешь какую-нибудь закономерность, то на ее основе можешь понять и объяснить бессчетное количество разрозненных фактов, которые в противном случае пришлось бы заучивать поодиночке.

Жалобы наших учителей и родителей на перегрузку связаны с тем, что преподавание во всем мире в последние примерно четыре-пять десятилетий и в нашей стране в последние два-три десятилетия чем дальше, тем больше подменяет системную картину мира описанием множества частных случаев.

То, что вернулась астрономия, вовсе не означает, что учебная программа окажется перегружена. Наоборот: перегрузка заметно уменьшится именно потому, что астрономия позволяет дать довольно ощутимый кусок этой самой целостной картины мира и тем самым облегчить понимание множества других учебных предметов.

© РИА Новости / Владимир Астапкович / Перейти в фотобанкОльга Васильева выступает на расширенном заседании Коллегии министерства образования и науки РФОльга Васильева выступает на расширенном заседании Коллегии министерства образования и науки РФ

Обработка результатов ЕГЭ. Архивное фото
Рособрнадзор готов разработать ЕГЭ по астрономии
Ну и, наконец: как соотносится астрономия с преподаванием основ религии, по поводу которого у нас крайне бурно возражают те же люди, что занимаются вот уже не первое десятилетие старательным изгнанием целостной картины мира и из средней, и из высшей школы?

Целостная картина мира изначально формировалась в рамках религии. И вначале это было представление о том, что Бог создавал мир исходя из своих представлений о гармонии — и создавал его целостным, как хорошее художественное произведение, где нет лишних деталей и все взаимосвязано.

Так вот: я, хотя сам вполне убежденный атеист, хорошо знаю, что именно это представление о Боге как о не просто творце, вываливающем все подряд из рога изобилия, а творце с художественным вкусом весьма способствовало формированию науки.

И думаю, что в курсе астрономии тоже окажется далеко не лишним понимание того, что весь мир и на земле и на небе живет по единым законам, что взгляд на небо способствует пониманию законов, действующих на земле, и что эти законы в любом случае едины и для атеистов, и для верующих.

Оценить 55
Лучшие комментарии
Елена Туровская7 апреля 2017, 16:49
"Ну и, наконец: как соотносится астрономия с преподаванием основ религии, по поводу которого у нас крайне бурно возражают те же люди, что занимаются вот уже не первое десятилетие старательным изгнанием целостной картины мира и из средней, и из высшей школы?"

А вот тут Вассерман солгал. Как раз те, кто выгонял из школьной программы астрономию, очень протаскивали в эту же школьную программу религию и напичкивали программы школьных предметов тем, что в советское время изучалось на 1-3 курсах вузов. Выборочно, конечно. Но от этого никому - ни перегруженным детям, ни учителям, ни родителям, ни государству, в итоге получившему уже целое поколение без целостной картины мира, не легче. Всё то, что гробило советское образование, шло одновременно и при одних и тех же людях в министерствах, в правительстве и в Госдуме. Так что не надо сейчас примазывать к "пятой колонне" тех, кому не нравится навязываемая обществу клерикализация и кто выступал за возвращение в школу изучение астрономии.
Руслан Дзевелюк9 апреля 2017, 07:47
Из-за того что убрали астрономию в школе,выросло целое поколение молодежи верящее что земля плоская,и космоса нет, а над землей расположен купол.А знаете откуда они этого нахватались? Из Ютуба. Там такого мракобесия пруд пруди. Вот так наша молодежь восполняет нехватку знаний. Спасибо за это нашим либеральным реформаторам.
Рекомендуем
РИА
Новости
Лента
новостей
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала