Денис по образованию ветеринар. Он поступил на отделение случайно, но в процессе учебы втянулся. Коневодство привлекло его сразу. Он говорит, что сказались гены.
"Я в детстве часто бывал в гостях у бабушки с дедушкой в деревне, они держали лошадей. По отцовской линии у меня были потомственные коневоды, но все оборвалось на прадеде — его раскулачили. Хотя у них было огромное поголовье", — рассказал Денис.
"Это оправдано экономически. Лошади башкирской породы имеют особое строение копыт. Зимой они могут добывать себе корм из-под снега. Им не страшны холода. Зачем запирать их на фермах и кормить специальными кормами?" — говорит Денис.
Лошади выращиваются ради молока и жеребят, часть из них в будущем пойдет на продажу. Из кобыльего молока традиционно делают кумыс.
"У нас многие пьют кумыс, любят его и ценят, поэтому хороший продукт всегда хорошо расходится. Цельное кобылье молоко очень полезно для здоровья, особенно как детское и спортивное питание. Башкирская порода лошадей высокопродуктивна, животные дают от пяти до десяти литров молока в сутки", — добавляет Денис.
Табуны, пасущиеся в полях, в этих краях привычное зрелище. Лошадей разводят многие, но спрос все равно превышает предложение. Денис планирует довести поголовье лошадей до сотни. Для этого ему потребуется три или четыре года.
"Осенью 2015 года я взял первый табун, совсем молодой. В следующем году кобылы начнут жеребиться. Я сейчас провожу сбор на краудфандинговой площадке Planeta.ru, на эти и накопленные мной деньги планирую купить еще один табун, 25 голов", — рассказывает Денис.
В ближайшее время будут поставлены юрты. В Башкирии это не принято, традиция была забыта, но Денис хочет ее восстановить. Причины две: конюхам нужен отдых, а туристам — экзотика.
"Я хочу создать историческую модель, то есть как все это выглядело 300 лет назад. Можно, конечно, просто так содержать лошадей — ради молока и на продажу, но мне хочется поделиться, показать, как происходит сам процесс. На обломках старых ферм делать это неинтересно", — добавляет коневод.
В будущем Денис планирует наладить выпуск детского питания на основе кобыльего молока. По составу оно схоже с материнским.
"В местах, где содержат лошадей, дети часто пьют цельное кобылье молоко. Я хочу донести это и до городских жителей. У меня есть договоренности с центрами по детскому питанию, они готовы сотрудничать. Но пока нет нормативно-правовой базы для этого", — подчеркивает Умутбаев.