— Вы фотографируете природу Дальнего Востока России уже 27 лет. Когда вам впервые удалось снять дальневосточного леопарда?
— В 1993 году вместе с Юрием Шибневым. Это был период, когда было сложно делать красивые цветные фотоснимки в России. Я печатал для него фотографии в Японии и посылал ему. И, конечно, прежде чем сфотографировать леопарда, я увидел снимки Шибнева.
Мы помогали друг другу. Шибнев знал, где ходят леопарды, и показал мне, где их можно снять.
Я очень уважал его как фотографа. Мы подружились. Поначалу я помогал ему устанавливать оборудование, сенсорные камеры, использовать то оборудование, которого еще не было в России, печатать фотографии в Японии. И благодаря дружбе, которая завязалась между нами, Шибнев сам помог мне найти леопарда. Потом Шибнев сам делал очень много фотографий с помощью сенсорных камер.
— Как проходил процесс съемки в 1993 году?
— Леопарда ждали две недели в маленьком домике на дереве. Снять удалось 31 декабря 1993 года, под Новый год. Мой друг Шибнев принес шампанское, мы собирались отмечать праздник, и в этот день увидели и засняли леопарда. А потом отметили удачные снимки шампанским. В итоге получилось даже, что благодаря леопарду раньше отпраздновали Новый год.
— В лекции вы сказали, что амурский тигр более осторожный, чем леопард. Почему?
— Если леопарда подсвечивать, светить на него, он не убегает, а у амурского тигра чувство осторожности острее, чем у леопарда. Леопарда я снял с расстояния 7 метров, с дерева.
В заповеднике "Кедровая Падь" много ученых, которые занимаются леопардом и знают его повадки. Они меня сориентировали.
На самом деле тут скорее сложность в том, что встреча с амурским тигром практически невозможна. Когда я начал фотографировать леопардов, Шибнев говорил, что их не более 30 особей. Сейчас популяция леопарда увеличилась, в Китае в том числе. Популяция тигров увеличивается медленнее, потому что участок обитания каждого тигра больше, им необходимо больше территории.
Леопарда мы заметили только один раз, а прошел он семь раз. У тигра одна дорожка следов — он туда-обратно не ходит.
Тигр намного более осторожный, чем леопард. Например, тигр не переступает натянутую нитку [ведущую к спуску затвора камеры], а леопард идет.
— Сколько раз вам удалось снять леопарда в дикой природе?
— Было две поездки, но оба раза у меня была уверенность, что я встречусь с леопардом. Много информации мне дали и Шибнев, и Шаликов [Геннадий Шаликов, оператор].
— У вас есть еще планы снимать в России, на Дальнем Востоке?
— У меня хорошие воспоминания о Дальнем Востоке, только положительные впечатления. Собираюсь сделать интересный проект с фотографами из Владивостока. Буду снимать уток-мандаринок в России. И в Тайване, и в Японии, и в Китае, и в России есть утки-мандаринки, хочу снять их в четырех странах.