Анна Михайлова, МИА "Россия сегодня"
Десятки российских музеев присоединились 18 января к Международной акции #МузейноеСелфи, которая проходит уже четвертый год. Участники флешмоба выкладывают в соцсети свои фотографии с любимыми произведениями искусства, используя хэштеги #MuseumSelfie, #МузейноеСелфи, #CultureSelfie, #КультурноеСелфи.
Ради этой акции даже те музеи, где в другие дни фотографировать запрещено, разрешают посетителям делать снимки с экспонатами. Что это –позорная капитуляция перед модой или грамотный пиар-ход с целью заполнить выставочные залы?
"Себяшка" с Джокондой
Поход в музей в детстве включал обязательные составляющие: строгие бабушки-хранительницы, разговоры шепотом и вездесущий знак "фотографировать запрещено". Сегодня, когда смартфон для многих стал неотъемлемой частью жизни, правила меняются: в залах ловят покемонов, слушают экскурсии на планшетах и делают "себяшки". То есть селфи.
Теперь очередь перед Джокондой в Лувре растягивается не потому, что посетители не могут оторвать от нее глаз, а потому что они тратят время на выстраивание кадра и десятки дублей, из которых потом смогут выбрать самый оригинальный и выложить в соцсети.
Рекламный слоган "Не запостил? Не было" тут как нельзя кстати. Кто поверит, что ты выстоял многочасовую очередь на Айвазовского, если не сфотографироваться перед "Девятым валом"?
Лес рук
Часто наблюдая за людьми, бегающими от картины к картине со смартфоном и принимающими нелепые позы в погоне за выгодным ракурсом, возникает ощущение, что они только за этим и пришли в музей.
Видят ли они картину вне экрана своего телефона? Смотрят ли они на работу художника? Или их интересует только то, как вышел их нос на селфи? К тому же, нередко в стремлении сделать оригинальный кадр посетители так увлекаются, что забывают об элементарных правилах безопасности.
Зайти за ограждение, обнять статую, прислониться к бюсту, наклониться к полотну так близко, что волосы касаются холста – с виду невинные шалости, которые на деле могут нанести непоправимый вред предметам искусства.
Фанаты групповых селфи мешают другим посетителям не то, что подойти к экспонату, а хотя бы посмотреть на него издали. За лесом рук со светящимися экранами искусства уже не видно.
Не зря некоторые музеи специально к акции 18 января составили список рекомендаций для "правильного" селфи, предлагая посетителям не только готовые идеи, вроде "скопируйте позу статуи", но призывая их всё же не забывать, где они находятся.
Селфи как мерило успеха
Положительный эффект от моды на селфи тоже есть. В проекте #МузейноеСелфи участвует всё больше региональных музеев, для которых соцсети – чуть ли не единственная площадка соприкосновения с потенциальными новыми посетителями.
Музеи сегодня конкурируют с разными видами развлечений, заинтересовать молодое поколение искусством в чистом виде уже не так просто. В конце концов, так ли это важно, что школьник пришел в краеведческий музей ради участия в модной акции. Главное – он оторвался от компьютера, сериала или квеста, возможно, заглянет еще и захватит друзей.
Даже крупные музеи, которые не испытывают недостатка в посетителях, активно занимаются продвижением в соцсетях, в том числе с помощью подобных флешмобов. Успешный музей сегодня – это бренд, на поддержание имиджа которого трудится команда специалистов по SMM. Основная цель прежняя – популяризация искусства. Но есть и другая, не менее значимая.
Государственные музеи в России вынуждены бороться за финансирование, и посещаемость – важный критерий оценки их работы. Для того, чтобы получить деньги на новые выставки, реставрации, образовательные проекты и научные издания нужно показать, что это востребовано. А чтобы зритель голосовал рублем, требуется говорить с ним на одном языке. Так получилось, что сейчас это язык новых медиа.
Музеи выпускают мобильные приложения, разрабатывают интерактивные карты и даже компьютерные игры для детей. Это работа на будущее в настоящем. Хорошо это или нет, но время строгих смотрительниц уходит в прошлое. Сегодня музейные работники сами делают селфи и выкладывают их в соцсети с призывом "присоединяйтесь!".