МОСКВА, 1 дек — РИА Новости. Новая концепция внешней политики РФ показывает, что Россия заинтересована в выстраивании долгосрочных отношений с ЕС и желает продолжать диалог с НАТО, в то же время одним из приоритетных направлений для нашей страны является пространство СНГ как центральный интеграционный проект, считает доцент факультета мировой политики МГУ Алексей Фененко.
В четверг опубликована новая концепция внешней политики РФ, подписанная президентом. Предыдущая версия концепции была принята в феврале 2013 года и теперь признана утратившей силу.
РФ не переходит на враждебные к Западу позиции
"Указано, что Россия заинтересована в сохранении ЕС и его укреплении на фоне Brexit, когда все говорили о том, что Россия заинтересована в распаде ЕС. Здесь черным по белому указано, что не заинтересована. При этом намечено выстраивание отношений со всеми странами ЕС. То есть пока говорить о том, что санкции полностью превратили Россию и ЕС во врагов, в общем-то, нельзя, и этого не предвидится, судя по всему", — сказал Фененко РИА Новости.
Что касается взаимодействия с НАТО, то, по словам эксперта, документ также показывает, что "у нас пока еще сохраняется сотрудничество в области общих угроз, то есть терроризм, распространение оружия массового поражения".
"Мы, несмотря на все санкции, по-прежнему хотим диалога с НАТО, мы не говорим о том, что мы переходим в официально враждебную позицию к НАТО, и не называем их врагами. Ну и, наконец, про США тоже говорится о наличии потенциала взаимодействия. Однозначно не указано, что Россия переходит на враждебные Западу позиции", — заявил собеседник агентства.
Фененко также отметил, что Россия четко выступает за сохранение ООН как основного инструмента мира. "То есть, фактически, говорится о том, что мы будет отстаивать именно ООН как основу ялтинско-потсдамского порядка", — пояснил он.
Система региональных приоритетов
По мнению эксперта, в новой концепции внешней политики РФ очень важной является система региональных приоритетов. "На первом месте стоит СНГ, причем само слово СНГ появляется гораздо чаще, чем ЕврАзЭС… То есть, видимо, все-таки Россия не ставит до конца крест на интеграции в рамках всего СНГ. И, наверное, мы рассматриваем все пространство СНГ пока еще как центральный интеграционный проект", — сказал Фененко.
Он отметил, что с 2009 года в России постоянно говорили о "повороте в Азию". Однако, вопреки прогнозам, судя по этой концепции, поворота в Азию так и не произошло в той форме, в которой все этого ожидали, считает эксперт.
По его словам, важность Азиатско-Тихоокеанского региона, как следует из концепции, указана только в контексте экономического подъема Сибири и Дальнего Востока, затем следует ШОС.
"То есть никакого прорыва России в Азию уже, в общем-то, судя по этой концепции, нет. Похоже, что мы признаем это направление закрывшимся, что Россия должна стать азиатской страной. Пока речь идет только о взаимоотношениях с Индией, Китаем, ШОС, но не, как в 2009-2010 годах, о превращении России в восточно-азиатскую державу", — сказал Фененко.
Он также назвал несостоятельными "разговоры о том, что для нас Евразийский союз полностью заменил СНГ".